Страницадуховной

Классик духовной музыки в Севске. Брянщина. (Петр Иванович Турчанинов)

Петр Иванович Турчанинов

Как пламя тёплых свеч колеблется,

И тихо музыка звучит,

И нимб святой прозрачно светится,

И время вечное стоит!

В славной истории уездного города Севска есть очень интересная страница, связанная с именем классика церковной музыки Петра Ивановича Турчанино­ва (1779-1856 гг.).

Судьба привела его в Севск молодым, но уже опытным капельмейстером. С 11 лет он был полковым певчим при кор­пусе генерала А.Я. Леванидова. Свет­лейший князь Г.А. Потёмкин услышал чудный голос мальчика ещё в Киеве (1790 г.) и направил учиться в Яссы к знаменитому композитору Д. Сарти, где в это время шли военные действия. Так юному музыканту пришлось при­сутствовать на театре военных действий в русско-турецкой войне.

Ещё одна война досталась «музыкаль­ному рекруту» — с корпусом А.Я. Ле-ванидова он был в походе против поль­ского повстанческого войска Костюшко и дошёл до Люблина, где и пробыл до завершения событий в 1794 году.

Затем возвращение в Киев и служба у киевского генерал-губернатора А.Г. Те-плова, где он руководил хором и весьма успешно занимался с губернаторскими певчими. Киевский генерал-губернатор был известным меломаном, к тому же сам неплохо играл на скрипке.

После 1801 года с воцарением Алек­сандра I начались новые назначения. А.Г. Теплов был пожалован в сенаторы. Он отбыл в Санкт-Петербург, а певчих отправил в своё родовое поместье на Орловщину.

И вот счастливая случайность. По до­роге из Киева в Орёл П.И. Турчанинов остановился на ночлег в Севске, где он отправился в церковь на вечернюю службу и услышал пение хора преосвя­щенства. О своём впечатлении он писал позднее в воспоминаниях: «Хор был ве­лик, крику много, но вкуса никакого». Своё неудовольствие гость высказал вслух, что было замечено ректором ду­ховной семинарии Израилем (в миру капитаном A.M. Звягинцевым). Акинф Михайлович пригласил Петра Иванови­ча в гости и предложил ему встретить­ся с архиереем Досифеем, который и уговорил музыканта погостить в Севске и «поучить хор». Отправили письмо в Петербург А.Г. Теплову с просьбой, на что сенатор ответил согласием, зная, что «в провинциях трудно иметь хорошего капельмейстера и особенно который так отлично знал бы музыку и генерал-бас и сам сочинял ноты...»

В Севске быстро оценили успехи но­вого регента. Ему выделили семинар­ский флигель, назначили 300 рублей жалования при полном пансионе, место священника в с. Дрокове, которое прино­сило значительный доход. Из Киева при­ехала мать, и всё устроилось как нельзя лучше. Появились друзья: преподавате­ли семинарии, иеромонахи Дионисий, Филарет, переводчики И.М. Фовицкий и А.Г. Сильвестров, в обществе которых он приятно проводил время и многому у них учился.

И в личной жизни наметились пере­мены. Встреча с милой и кроткой сев-ской дворянкой Олимпиадой Зайцевой решила его судьбу. Несмотря на уговоры архиерея Досифея принять монашество, он предпочел женитьбу: «.. .не чувствуя в себе сил, по молодости, сохранить чи­стоту сил священных обетов». В февра­ле 1803 года в Воздвиженской церкви «при стечении всего лучшего севского общества» состоялось венчание. В том же году он принял сан священника. В Севске же появились и его дети: сыновья Николай, Андрей и дочь Варвара.

К тому времени слава о хоре Севской епархии распространилась далеко за пределы уезда. Многие знатные особы специально приезжали слушать певчих преосвященного. А хор архиерея был мощным: «.. .из 60 человек, в коем было до 20 священников и диаконов; голоса превосходные и сильные; содержание получали певчие даже роскошное».

Упорная работа П.И. Турчанинова принесла желаемые результаты: слуша­телей поражала чистота интонирования, глубокое проникновение в смысл испол­няемых духовных произведений. Здесь же в Севске Пётр Иванович Турчанинов состоялся и как композитор. Его духов­ные сочинения строгого стиля, певучие и задушевные, до сих пор считаются об­разцами духовной музыки. Он был одним из первых, гармонизовавших древние напевы. Все сделанные им переложения при сохранении основной мелодии, в гармоническом отношении отличаются величественностью и простотой. Самые выдающиеся переложения П.И. Турча­нинова — «Тебе одеющегося», «Да мол­чит всякая плоть», «О тебе радуется».

Восемь лет творчества в Севске стали временем становления музыканта, имен­но здесь композитор стал МАСТЕРОМ, поэтому вполне закономерно его даль­нейшее продвижение по службе: по ука­зу Святейшего Синода «из маленького Севска чудным образом перенесён был» регент в Петербург. 24 октября 1809 года семейство Турчаниновых отправилось в столицу, к огорчению архиерея, жителей Севска, ну а певчие рыдали, провожая своего капельмейстера.

Дальнейшая жизнь музыканта сло­жилась счастливо. Став регентом ми­трополичьего хора, он и там добился великолепных результатов, достиг ис­полнительского уровня Придворной певческой капеллы (всегда служившей эталоном), которой руководил Д.С. Бор-тнянский. Турчанинов брал уроки ком­позиции у знаменитого маэстро, а в 1827 году, уже после смерти Бортнянского, занял место учителя пения в Придвор­ной певческой капелле. Власти светские и духовные ценили талантливого музы­канта: ордена, кресты, звания сыпались на него в изобилии — редкий случай признания заслуг при жизни.

Праведная жизнь позволила причис­лить его после смерти к подвижникам благочестия. Почитаемый и любимый, он «.. .тихо отошёл в вечность на 78 году от рождения...». Однако остались тра­диции, заложенные Мастером, ученики, продолжившие эти традиции, сочине­ния, осталась благодарная память.