Страницадуховного

Система светского и духовного образования в Брянском крае. XVIII век.

Страница из «Лицевого букваря» для детей времен Петра I

В условиях предпринятой Петром I модернизации страны в боль­шом количестве потребовались грамотные и образованные чиновники, военные, мастеровые и т. д. Заинтересована была в росте просвещения и образованности и Русская Православная Церковь, особенно в борьбе со старообрядцами. Новые, учрежденные по западноевропейским образцам светские школы, готовившие специалистов для армии, флота, государ­ственного аппарата, оказались в весьма сложном положении, т. к. посту­пающие в них были совершенно не подготовлены для изучения предметов по специальности. Выходом из этого положения было создание «низших» школ.

С этой целью в 1714 году начали создаваться «цифирные» школы для изучения «цифири и некоторой части геометрии», в которые набирались дети дворян, приказных (низших чиновников недворянского происхож­дения), служилых и посадских людей, солдат, словом «ребятки всякого чина», за исключением детей крестьян и, конечно же, детей крепостных.

Эти школы создавались при крупных брянских монастырях: Сев-ском Печерском, Петропавловском в Брянске, Спасо-Чолнским под Труб-чевском, Спасо-Преображенском, Площанской, Белобережской и Одри-но-Николаевской пустынях и содержались за счет Русской Православной Церкви. После смерти Петра I из-за недостатка финансирования в этих школах более половина учеников составляли дети духовенства и около 40% - дети приказных и солдат. В 1720-е годы «цифирные» школы прак­тически перестали существовать, т. к. дети духовенства были переведены в епархиальные духовные школы, а солдатские дети - в солдатские шко­лы - гарнизонные и полковые.

Военная реформа и введение рекрутской системы комплектования армии привели к возникновению новой сословной категории - солдатских детей. Достигнув 8-9 лет, они направлялись в солдатские школы, где их учили грамоте, письму и особенно арифметике. Солдатские школы обе­спечивали армию и флот унтер-офицерами, писарями, музыкантами для полковых оркестров. Эти школы являлись самым массовым видом «низ­ших» классов светской профессиональной школы XVIII века. На Брянщи-не действовали полковые школы при Брянском и Севском ландмилицких полках, а также гарнизонные солдатские школы - в Брянске и Севске.

К концу первой четверти XVIII века в России, в основном, сложилась система духовных школ. Созданные в центрах гу­берний, провинций и наместничеств епар­хиальные школы становятся, фактически, средними учебными заведениями. В духов­ные школы теперь запрещалось принимать детей всех податных сословий. Епархиаль­ные школы, превратившиеся позднее, как, например, в Севске, в духовные семинарии, стали основными центрами подготовки ду­ховенства.

В некоторых уездных центрах откры­вались духовные училища. Так, в Брянске в 1779 году в таком училище уже «обуча­ется священно и церковно служительские дети российской грамоте, да некоторые по латыни и ныне их уже более 100 человек». Кроме детей духовенства в училище долж­ны были постигать азы грамоты дети-сиро­ты, их как «не имеющих, чем себя содержать... велено иметь на казенном коште (за счет казны)».

Занятия вел «Севской семинарии Брянского училища риторики учитель Федор Григорьевский», а само училище было составной частью Севской духовной семинарии. Размещалось это учебное заведение «в училищном доме», расположенном в кельях упраздненного Спасо-Поли-карпова мужского монастыря. В 1798 году это училище было закрыто.

Епископ Амвросий. Портрет кисти В.Л. Боровиковского

Севская духовная семинария была открыта по распоряжению Екате­рины II в центре провинции, а с 1764 года и епархии Русской Православной Церкви в 1778 году по инициативе епископа Севского и Брянского Амвросия (Подобедова). На ее содержание казна выделяла 2000 рублей ежегодно. Семинария была размещена на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря, который, в связи с образованием Севской епархии, был преобразован в архиерейский дом - резиденцию епископа и местоположение епархиального управления. В конце 1778 года в ней проходило обучение около 100 семинаристов, а затем их число ежегодно возрастало.

В состав семинарии, кроме Брянского, входили Орловское, Рыль-ское, Карачевское духовные училища, где изучались те же предметы, что и в начальных классах семинарии: русский, латинский, древнегреческий и французский языки, арифметика, священная история, риторика. После постройки в семинарии в 1798 году двух двухэтажных корпусов все учи­лища были закрыты, а их учащиеся переведены в семинарию. К концу века их число приблизилось к тысяче.

Учредитель семинарии епископ Амвросий (1742-1818 гг.) был од­ним из самых образованных людей в России. Он после Севской кафедры стал митрополитом Санкт-Петербургским. Он организовал учебный про­цесс по аналогии с Киевской духовной академией. Только курсы фило­софии и богословия преподавались в сокращенном варианте. Руководили работой семинарии игумен Никон и первый ректор семинарии Досифей (Протопопов), в 1798-1817 годах епи­скоп Орловский и Севский.

Семинария осуществляла под­готовку будущих священно- и церков­нослужителей для Севской епархии, но многие ее выпускники отказались от духовной службы и достигли больших успехов в науке, образовании, здравоох­ранении, литературе и на государствен­ной службе.

В уездных городах Брянского края в  1780-е годы открывались и «градцкие», то есть городские ШКОЛЫ. Так, в Брянской школе проходили обучение 26                  купеческих и 107 мещанских детей.

В 1786 году императрица Екатерина II утвердила «Устав народных училищ», согласно которому каждый уездный город теперь должен был иметь малое народное училище. Оно соответствовало двум первым клас­сам главного училища, и окончившие малое училище могли продолжать учебу в старших классах главного, по окончании которого могли посту­пать в университет.

Состав изучаемых предметов по малому училищу был следующим: 1-й класс - чтение, письмо, начала арифметики; 2-й класс - грамматика, арифметика, чистописание, рисование. Большое внимание уделялось так­же религиозному воспитанию учеников.

К сожалению, на организацию и содержание малых народных учи­лищ у уездных властей средств не было, что сказалось на темпах создания системы народных школ. Так, например, в Брянске малое народное учи­лище было открыто только 28 октября 1789 года. Оно оказалось в при­вилегированном положении, т. к. со всех частнопрактикующих учителей города городским магистратом взяты подписка об отказе от преподава­тельской деятельности.

Училище успешно работало до конца столетия. Обучение в нем на­чиналось с 7-8-летнего возраста, а овладение необходимыми знаниями у учеников происходило к 12 годам.

В 1799 году, по указу императора Павла I, малые народные училища стали называться школами.

Помимо государственных и церковных учебных заведений элемен­тарным навыкам чтения, счета и письма малолетних детей (кроме неко­торых грамотных родителей) на территории Брянского края обучали учи­теля партикулярных (частных) школ. Так, только в Брянске в 1796 году было 8 частных школ, которые содержали священник, дьячки, жена реги­стратора (мелкий чиновник), посадский Василий Макеев, мещанка Агра-фена Беляева и некто, «живущий в монастыре».

Почти одновременно с открытием народных училищ был создан еще один тип образовательной, сословной привилегированной школы -дворянский частный пансион. Такие пансионы действовали преимуще­ственно в столицах и их организаторами были, как правило, иностранцы, а пансионерами - дети средней состоятельности дворян и чиновников. В них, кроме общеобразовательных предметов, обучали французскому язы­ку, танцам, «хорошим манерам» и фехтованию.

Из 48 частных пансионов России XVIII века один, открытый в 1760-е годы СЕ. Карповичем, свыше двадцати лет действовал в Стародубе.

Широкое распространение в дворянских семьях Брянского регио­на получило домашнее воспитание с помощью учителей, гувернеров и гувернанток, приглашавшихся для обучения несовершеннолетних детей. Здесь состав учителей был более пестрым, чем в пансионах. Дворянская аристократия в большинстве случаев приглашала высокообразованных иностранцев и русских учителей, благодаря чему их дети получали не­плохое образование. Среднепоместные и, тем более, мелкопоместные дворяне не располагали такими возможностями, и обучение их детей в имениях велось на более низком уровне. Но даже при таком образовании, его поверхностности и односторонней направленности форм обучения, оно имело и позитивные стороны, способствуя резкому сокращению чис­ла неграмотных дворян. Теперь книга, журнал, газета становятся обыч­ным явлением в дворянской жизни, своеобразным атрибутом привилеги­рованного положения дворян.

Некоторые изменения произошли в последней четверти XVIII века и в сфере медицинской помощи населению Брянского края. Следует от­метить, что брянские города и поселения городского типа отличались не­благоустроенностью и антисанитарией. Водопровод и канализация в них отсутствовали, весной и осенью поселения утопали в грязи. Захоронения умерших производили на церковных кладбищах, которые примыкали к храмам. Городская земля стоила дорого, к кладбищам вплотную подходи­ли городские строения, поэтому новые захоронения совершали неглубо­ко, поверх прежних, осуществлявшихся не одну сотню лет. Все эти обсто­ятельства вызывали или способствовали многочисленным заболеваниям и частым эпидемиям чумы и холеры. После указа Екатерины II, запре­тившей хоронить покойников в пределах городских населенных пунктов, кладбища были вынесены за их границы и эпидемии пошли на спад.

Медицинским обслуживанием местного населения занимались в основном знахари. В лучшем положении были те населенные пункты, в которых среди монахов ближайших монастырей были опытные врачи, а также те города, в которых были воинские гарнизоны, обслуживаемые полковыми лекарями.

В конце века в Брянске для лечения военнослужащих гарнизона и Арсенала был открыт военный полугоспиталь на Трубчевской улице. В с. Радогощь Севского уезда помещица Н.П. Голицына открыла для крестьян лазарет на 60 мест с аптекой при нем.

Измерение пульса в аптеке. С картины XVIII века