СтраницаДуховенство

Духовенство. Брянщина.

В XIX столетии, как и в предыдущее время, связь между государством и церковью подкреплялась убеждением, что православие является нацио­нальной верой России и что только принадлежащие ей являются настоя­щими русскими. Все остальные вероисповедания считались «иноверчески­ми». Священники обязаны были докладывать полиции всё, что им станет известно «о злоумышлениях против императора или правительства», включая и услышанное на исповеди. Им надлежало также сообщать о всех подозрительных лицах, появившихся в их приходе.

Большая часть населения Орловской губернии исповедовало право­славную веру. Каждый, родившийся от православных родителей, почти ав­томатически становился православным. Так же обстояло дело и со смешан­ными браками. В действительности, только на таких условиях они вообще и были возможны.

По сведениям, относящимся к 1850 году, в Орловской губернии общее число принадлежащих к другим вероисповеданиям составляло всего 450 человек обоего пола. Население Черниговской губернии по своему верои­споведанию было более разнообразным: здесь проживало свыше 40 тысяч старообрядцев, как они называли себя, или раскольников, как их именова­ла официальная церковь, - духовных продолжателей тех православно-ве­рующих, которые в XVII веке не приняли нововведений патриарха Никона. Священники господствовавшей Православной церкви были назначены в город Новозыбков, посады Злынку, Клинцы, Климово и другие, но их при­ходы были почти без посетителей.

На этой территории по официальным данным было также более 1 тысячи католиков, около 1,5 тысяч лютеран, около 11 тысяч людей, от­носящихся к иудейской вере. Однако к середине XIX века в Черниговской губернии осталось лишь одно здание римско-католической и одно люте­ранской церквей.

В первой половине XIX века цер­ковь по-прежнему играла большую роль в жизни края, прямо влияя на повседневную жизнь людей. Как и прежде, духовенство разделялось на белое (низшее) и чёрное (высшее, монашествующее).

Напомним, что митрополиты, ар­хиепископы   и   епископы   составляли высшее духовенство. Структура церкви  повторяла административную лестницу гражданской службы. Так же, как и чиновники, священники продвига­лись по иерархическим ступеням: от епископа до архиепископа и далее до митрополита.

После них следовало чёрное духовенство, к которому относились архимандриты, игумены, иеромона­хи, иеродиаконы и простые монахи, а также игуменьи и монахини. Ар­химандриты, игумены и игуменьи составляли высшее чёрное духовен­ство, а иеромонахи, иеродиаконы, монахи и монахини принадлежали к низшему.

В учебнике для 8 класса гово­рилось о том, что согласно Манифе­сту Екатерины II от 26 февраля 1764 года бывшие монастырские и цер­ковные земли сливались с государ­ственными. Число монастырей на территории Брянско­го края резко сократилось, но зато в первой половине XIX века произошло укрепление положительных тради­ций обительской жизни и повышение авторитета мона­стырей среди верующих.

Наибольшую известность в качестве центра рус­ского религиозного старчества, начиная с 1820-х годов, приобрела Оптина Пустынь близ города Козельска Ка­лужской губернии. С Брянским краем и её монастырями были связаны виднейшие её деятели: отец Моисей (Ти­мофей Путилов), который почти сорок лет возглавлял пустынь, а до этого являлся послуш­ником в Свенском монастыре.

В первой половине XIX века в Брянском крае самым известным по-прежнему оставался Брянский Успенский Свенский монастырь, который тогда имел 4 каменных
церкви, колокольню, пять корпусов монашеских келий, из которых два были каменными.

Старообрядцы

Брянская Белобережская пустынь имела пять каменных корпусов для монахов. Вне ограды монастыря находилась гостиница. В своём владе­нии пустынь по-прежнему имела 358 десятин пожертвованной ей земли с мельницей, пасекой и кирпичным заводом. В монастыре проживало около ста человек, а весной и летом сюда стекались паломники, число которых достигало до 10 тысяч. Еще в Брянске находился имевший обширное хо­зяйство Петропавловский женский монастырь.

Карачевский Николо-Одринский монастырь был обнесен каменной оградой. В нем проживало около 70 человек.

Севская Богородицкая Площанская пустынь владела 2645 десятина­ми земли. Она имела 4 каменных церкви и также была обнесена каменной стеной. Здесь обитало 170 человек. Воспоминания о Площанской пустыни оставил Гавриил Иванович Добрынин (1752-1824 гг.). Он был сыном свя­щенника, затем певчим и секретарем севских архиереев, позднее чинов­ником в Белоруссии. Добрынин стал автором очень интересных записок, относящихся к периоду с 1752 по 1810 год.

Евгений Фетисов. Площанская пустынь

Вот что говорится в них о монастыре: «Благодатная пустынь!.. Ты уединилась в лесу сосновом и березовом, имеешь каменную церковь, до­вольное число келий, хотя деревянных, но покойных и теплых... Ты имеешь чистейшую воду речную и ключевую... Ты вмещаешь в себя до 60-ти чело­век, монашествующих и бельцов. Твой начальник, титулуемый строитель, тем только отличает свое начальство от рядовых братии, что он первый на молитве в церкви, и первый на работе, где копают, сеют, садят и собира­ют плоды. Твои чада вяжут мрежи, работают резцами и другими орудиями. Они подносят посетителям прекрасно сработанные и окрашенные трудов своих ложки, блюдцы, тарелки; сплетенные искусно разных мер и величин корзинки и прочее, благодарны... тем, что им дадут... Часы на колокольне определяют время, положенное для молитвы и работ. Притекающие в твой храм... не находят в твоей ограде ничего, оскорбляющего чистоту их сердечных расположений».

Впечатлял современников комплекс Севского Троицкого женского монастыря с его колокольней, богато украшенным позолотой храмом. Он был обнесён камен­ной стеной с четырьмя башнями по углам. Монастырь располагался в самом городе, и в нём проживало до 260 монахинь.

Недалеко от Севска находился Спас­ский монастырь, являвшийся резиден­цией существовавшей здесь до 1788 года Севской епархии. После переезда епархии в Орёл резиденция оставалась в монасты­ре вплоть до 1820 года.

В непосредственной близости от Спасского монастыря до 1827 года раз­мещалась духовная семинария, в кото­рой обучалось около 100 человек. Одним из руководителей Севской епархии был епископ Амвросий Подобедов (1742-1812 гг.), при котором и была основана Севская семинария. В начале XIX века он стал ми­трополитом Петербургским.

Выпускник Севской семинарии Фи­ларет (Федор Егорович Амфитеатров, 1779-1857 гг.) позднее стал ее преподава­телем и ректором, а в начале XIX века на­стоятелем Свенского монастыря.

В дальнейшем он был ректором Московской духовной академии, епи­скопом Калужским. Именно при его активном участии началось возрож­дение Оптиной Пустыни. Он также возглавлял епархии в Рязани, Казани, Ярославле, многие годы был митрополитом Киевским. Многоплановая па­стырская и богословская деятельность сделали Филарета одним из наи­более уважаемых людей русского православия первой половины XIX века.

Филарет митрополит Киевский

Трубчевский Спасский Чолнский монастырь, согласно преданию, по­лучил своё название из-за челна (лодки, выдолбленной из единого ствола дерева), обнаруженного на реке против монастыря. В нём находилась не­известно откуда появившаяся икона Божией матери, получившей назва­ние «Чолнской». В середине века в монастыре проживал всего 21 человек.

Православные монастыри в западной части Брянского края были невелики, бедны, не имели особого влияния, и поэтому почти все закрылись в конце XVIII века. Климов-ский Покровский являлся одним из самых значительных староверческих монастырей, практически превратившийся во всероссий­ский старообрядческий центр. В 1848 году он стал единоверческим, то есть вошёл в под­чинение господствовавшей Православной церкви. Однако большинство местных ста­рообрядцев не приняло единоверия и сохра­нило свою религиозную самостоятельность. Это положение было закреплено созданием в 1853 году в городе Новозыбкове самостоя­тельной старообрядческой епархии.

В Орловской губернии в середине XIX века насчитывалось свыше 20 тысяч пред­ставителей белого духовенства и членов их семей. Из них в Брянском уезде - 1700, в Ка-рачевском - 1500, в Севском - 1900, в Трубчевском - 1300.

Г.Г. Мясоедов. Молебен о дожде

Белое духовенство состояло из протоиереев, священников, диаконов и церковнослужителей: дьячков и пономарей. К привилегиям духовных лиц можно отнести освобождение их от податей, городских и сельских по­винностей, которые обязаны были исполнять простые обыватели. В случае совершения уголовных пре­ступлений, они освобожда­лись от телесных наказаний. В основной массе пра­вославное население благо­честиво соблюдало церков­ные обряды. Монастыри, храмы, религиозные про­цессии, колокольный бла­говест - этими символами христианства была насквозь проникнута вся жизнь Рос­сии того времени. Ритуалы крещения, свадеб, отпева­ния покойных, посещение храмов в праздничные дни, соблюдение постов, ежегодная исповедь, ежедневная домашняя молитва -все эти религиозные обряды являлись существенными элементами жизни большинства людей.

Однако в сознании многих верующих причудливо переплетались христианские и дохристианские элементы, поскольку единственным сред­ством избавится от грозных явлений природы они видели в усердной мо­литве и усиленном совершении церковных обрядов. Тому есть множество примеров.

В. Перов. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861 год

Так, в 1830 году, получив известие о приближавшейся к уезду саран­че, севский земский суд обратился в духовное правление с просьбой про­вести «в первый праздничный день соборное молебствие «о сохранении града нашего с окрестностями». Подобные просьбы в том же году были по поводу долговременной засухи о «ниспослании дождя».

Ещё более показательный эпизод был приведён в изданной в 1908 году в Орле книге Даниила Осиповича Святского: «26 июня 1842 года в Севске было видимое полное солнечное затмение. Так как в этот день было празднование Тихвинской иконы Божьей Матери, то многие севчане уви­дели в затмении небесное знамение и спешили на молитву в обращении опасности. В Троицком женском монастыре шло богослужение, и испугав­шийся народ толпами стекался туда. Между тем, воры, знавшие вперед о затмении из календаря, специально приехали сюда, чтобы воспользовать­ся внезапно наступившей темнотой для грабежа, так как этот день совпал также с Десятой ярмаркой. Действительно, во время наступившего пере­полоха или было сделано много краж на ярмарке».

В уездах Орловской губернии, где население в вероисповедании было более однородным, в сельской местности представителей было почти в десять раз больше, чем в городе. Для сравнения: в Брянске - 90, а в Брянском уезде - 798, в Севске - 81, а в уезде - 826, в Карачеве это соотношение было: 87 - 613, в Трубчевске: 57 - 549.

Особая роль церкви на селе заключалась в распространении началь­ного образования среди крестьянских детей: обучение чтению, письму, за­кону божьему.

И. Владимиров. На уроке грамоты. 1913 г.

Православная церковь находилась в финансовой зависимости от пра­вительства в том, что касалось субсидий и жалованья, но большую часть своего дохода добывала самостоятельно. Приходское же духовенство полу­чало совсем незначительную материальную поддержку от главной церкви и практически не имело возможности попасть в ряды высшего духовен­ства. Большую часть своего дохода оно добывало самостоятельно, от своих прихожан.

Однако в сельской местности ежедневная церковная служба не при­носила дохода, поскольку крестьяне в будни, занятые хозяйством, в цер­ковь не ходили. Более того, Синод строго определял размеры вознаграж­дения за многочисленные «требы», поскольку большая плата могла бы оттолкнуть полунищих крестьян от исполнения обрядов крещения, вен­чания и т. д. Крестьяне и так, зачастую, относилось к своим священникам не как к духовным пастырям, а как к торговцам таинствами, поскольку крещение, причащение, исповедь, брак и т. д. требовали соответствующих денежных взносов.

Коровин Петр. Крестины. 1896 г.

Однако, несмотря на это, сельский священник был одной из главных фигур в деревне. В первой половине XIX века он не только был пастырем, но и из-за недостатка средств на существование во всю занимался хозяй­ством, хорошо знал нужды своих прихожан. Нередко он был единственным их защитником перед помещиками, за что иногда сам незаслуженно стра­дал. В XIX веке ещё были случаи самоуправства помещиков, отправлявших духовных лиц «на конюшню». Туда, как известно, отправляли для порки.

Очень часто должности священнослужителей исполнялись в сель­ской местности потомственно. Христианство помогало выработать добро­совестное отношение к труду, который был тесно связан с осознанием от­ветственности перед Богом и его заповедям.

Проникновение православия в хозяйственную жизнь деревни выте­кало также из надежд крестьян на покровительство небесных сил. Святой водой кропили поля, скот, посевы, семена. В храме или вне его проходили моления о хорошей погоде, урожае, освящение надворных построек, до­машнего скота, воды, земли. В поле выносили иконы, освящённую воду и свечи и священник служил молебен, после чего бросал на пашню горсть ржи, собранной с каждого двора.

Подводя в целом итог роли духовенства и Русской Православной церкви в жизни государства первой половины XIX века, следует конста­тировать, что из разнообразных государственных структур, служивших российской монархии, церковь пользовалась наибольшей народной под­держкой и являлась основным культурным звеном, объединявшим 80 миллионов верующих русских, украинцев и белорусов.