Страницадруян

Отец Виктор Друян — настоятель храма во имя Ксении Петербургской в Володарском районе Брянска.

Многие годы он занимается восстановлением памяти брянских священников, пострадавших в годы сталинских репрессий.

Годы безбожия стали для нашей страны, для Брянщины, трагедией — национальной, ре­лигиозной, культурной и просто человеческой. Когда брат брата уничтожал: предавал, обрекал на за­ключение и смерть. Концлагеря у нас появились задолго до нападения нацистской Германией. Сейчас много говорят о нацизме, геноциде. Но ведь расправу над верующими православными тоже можно считать геноцидом против народа. Сколько уничтожено лучших людей!

Почему так быстро миллионы верующих отказались от Бога? То, что случилось после сем­надцатого года XX века, было следствием. К этому времени уже шел процесс расцерковления, от-хождения от основ православия и среди интеллигенции, и среди простых неграмотных людей. Путь христианский был утерян.

Обрядовое благочестие и при царе часто заменяло истинную веру. Люди посещали церкви и считали, что этого достаточно. На службе начальство требовало, чтобы человек сходил в храм, испове­дался, причастился и принес справку. И потому, когда надзор отпал, когда церковь отделили от госу­дарства, многие легко отказались от обрядов, которые стали для них лишь формой. Богоборчество советской власти стало испытанием на стойкость для истинно верующих. Кро­вью мучеников возрастает церковь. Годы борьбы советского государства с верующими дали примеры святости, подвижничества, мученичества за Христа. И нынешнее возрождение церкви, строительство, открытие храмов — это заслуга тех людей, кто не побоялся отстаивать свою веру и свои убеждения в самые трудные времена.

На территории нашей области в 1916 году было около тысячи храмов. К 1941 году действую­щих храмов осталось всего десять. То есть из каждых ста храмов уцелел только один. Храмы разбирали на кирпич, отдавали под зернохранилища и прочие склады. Были инициативные люди, которые, чтобы хоть как-то сохранить здание как историческое, архитектурное, культурное наследие, приспосабливали их под музеи и клубы. Но это в лучшем случае.

Брянщина по атеистической и антирелигиозной пропаганде занимала в стране первое место. Нашей области ставилось в заслугу, что уже в шестидесятые годы при Хрущеве был взорван кафе­дральный собор на Набережной. В Чернигове сохранились древние храмы, начиная с 11 века. Они с тех пор стоят. А у нас на весь Брянск только два храма оставалось: Воскресенский и Петропавловский. Рушили не только храмы, губили жизни людские. В «Брянских епархиальных ведомостях» из номера в номер мы публикуем имена за Христа пострадавших. В нашем списке уже 2200 брянцев. Но это далеко не все, что удалось узнать.

Девять брянских новомученников канонизированы и причислены к лику святых. Они были рас­стреляны в 1937-38 годах. Им совершается память в храмах, им написаны иконы. Их биографии изучают в Брянском Духовном Училище. Они вели себя безукоризненно на следствии, не лжесвидетельствовали под страхом пыток, никого не оговаривали. Держались стойко.

Протодиакон Воскресенского собора Брянска Серафим Василенко — один из новомучен­ников. Служил сначала в поселке Фокино в храме во имя преподобного Серафима Саровского. Затем — в Воскресенском храме Брянска. Совсем еще молодым, не достигнув даже возраста Иисуса Христа, в 1937 году Серафим Василенко был арестован сотрудниками НКВД по обвинению в контрреволюци­онной деятельности и вскоре расстрелян по приговору «тройки». Сохранились воспоминания сестры о том, каким добрым, отзывчивым и стойким в вере был ее брат.

Увы, мало что сохранилось в семьях пострадавших за веру. Родные старались уничтожить или спрятать «вещдоки». Если бы их нашли, то родственники могли пойти вслед за осужденными. Я крестился в начале 90-х. За веру уже не преследовали. Но историю КПСС и марксистско-ленин­скую философию мы еще застали в БИТМе, где я учился до того, как поступить в духовную семинарию в Троицко-Сергиевой лавре. Нынешние коммунисты к вере лояльны.

НОЯБРЬ, 2014   ТОЧКА