Провожать дрему. Брянская земля.
На летнего Козьму-Демьяна (1го июля), сыздавна в Брянске существует обычай «провожать дрему», который состоит в следующем: Ночью, чуть не в полночь (по нашему нéвголос), в некоторых местностях города, преимущественно на Судках, Ближнем и Дальнем, раздается где-нибудь на перекрестке крикливое женское пение, сопровождаемое битьем в заслонки, сковороды, и т. п. Поют же при этом обыкновенно следующую песню:
Сухота-ль моя, сухота,
Некорыстная жена,
Некорыстная жена,
Мужа высушила.
Насушила, сокрушила
Живо сердце до конца,
Румянийце из лица.
Как заставила ходить
Но чужой стороне,
Приневолила любить
Чужемужнюю жену:
Чужемужняя жена —
Лебедушка белая,
А моя шельма-жена—
Полынь-горькая трава,
Полынь-горькая трава
Во чистом поле расла.
Через чистое поле
Перепелушка летит,
Она летит, летит, летит,
Перепархивает.
Как из терема в терем
Красна девица бежит.
Она бежит, бежит, бежит
Пусты речи говорит:
Загорися мой терем
Со широким со двором.
Сохрани, Боже, помилуй
Один девушкин овин.
Уве овине дворянин
Каравать сгородил,
Каравать сгородил,
Перчаточки позабыл,
Еще енляннцу вина,
С того ли с овина
Загорелась слобода:
О, что ж это за пожар,
За пожарище такой:
Они ни низок, ни высок –
Девиносто семь венцов.
Исполнением этой песни и заканчивается «провожание дремы», после чего все расходятся домой.
Не имеет ли связи с нашим брянским обычаем оклик доныне соблюдаемый по осени в Рыбинском уезде, причем также главную роль играет пожар овина. В Николо-Кормской волости оказанного уезда на праздник св. Дмитрия Селунского (26го октября) крестьяне варят пиво, и дети в возрасте от семи до пятнадцати лет обходят все дома с криком: «овин горит — пивом заливать», собирают пиво и относят его в отдельный дом, где и наливается детское пьянство, продолжающееся дня три*. Обычай, перешедший к детям, есть несомненно уже вырождение того, что некогда существовало среди взрослых. Или быть может здесь случайное совпадение роли овина, значение же его разное, причем в брянском обычай пожар самого здания определяется в девяносто семь венцов, цифра тоже по всей вероятности заключающая в себе что-либо сокровенное.
* Русская Жизнь, 1892 года, №133.