Страницадоступность

Недоступная доступность (ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ИНВАЛИДОВ)

Два года прошло с момента дорожной аварии и моей травмы. Я часто вспоминаю разговор с бра­том в палате, сразу после операции. «Лен, ты восстановишься, и все будет, как прежде. Часто ли на улицах города можно встретить человека в коляске? Нет. Значит, люди встают на ноги»...

Действительно, большая редкость увидеть инвалида в брянском магази­не и уж тем более в кино или театре. И теперь я знаю почему. Самому выехать на коляске из дома зачастую просто не­возможно. Не говоря уже о том, чтобы без посторонней помощи отправиться в город.

Мне все же странным образом повез­ло, если можно так сказать. Я живу на первом этаже, и, больше того, в подъ­езде есть пандус. Но самостоятельно выехать на улицу все равно не могу. Во- первых, пандус откидной и, чтобы его опустить, надо оказаться на середине лестничного пролета. Угол наклона по­лучился большим, коляску сильно несет, и удержать ее может только крепкий мужчина. Раньше выбраться из кварти­ры помогал брат. С тех пор как его за­брали в армию, дышать свежим возду­хом приходится нечасто, буквально пару раз в месяц. Уверена — многие коля­сочники скажут: «Счастливая»! У них нет и этого. В реабилитационном центре по­знакомилась с молодым парнишкой, ко­торый живет на четвертом этаже. Лифта нет. Спрашиваю: «Как же ты выходишь на улицу?» Грустно, виновато опустив глаза, отвечает: «А я не выхожу».

И мы говорим о какой-то доступности среды?! Почитала областные и город­ские пресс-сводки по своей теме. Ока­зывается, программы разрабатываются, центры открываются, оборудование за-

купается, и, похоже, только сами инва­лиды по неизвестным причинам не хотят выходить из дому, сидят в своих кварти­рах и никак не хотят социализироваться. И этих инвалидов в области — тысячи. Но ведь, если думать не о форме, а реаль­ном деле, то можно было бы в каждом от­дельном случае само­му чиновнику прове­рить — правильно ли сделан тот же пандус? Ну, сядь и проверь, и попробуй выехать! Может, тогда увидишь проблему и с нашей стороны.

Ладно, опускаем во­прос установки панду­са. Но сколько чинов­ников надо обойти, сколько подписей со­брать, и сколько потом ждать этого чуда? Моя подруга самостоятельно выйти на улицу смогла спустя 10 (!) лет после травмы. Ей сделали пандус прямо с балкона. Стоит такое удовольствие 80 тысяч рублей. Но, к сожалению, наше государство не опла­чивает подобные «прихоти» инвалидов. Сам плати!

Если думаете, что все упирается толь­ко в деньги и чиновничью волокиту, зря. Как оказалось, наши люди — отдельная тема. Один знакомый, человек с золоты­ми руками как-то через администрацию затеял доброе дело — предложил сде­лать для инвалида пандус. И что же?! Восстали соседи по подъезду. Объясня­ли так: «Он 15 лет не выходит на улицу и еще столько же выходить не будет. За такое время привык уже воздухом на балконе дышать. А нам — неудобства».

Согласно опросу, проведенному в об­ласти отделом по вопросам реабили­тации и социальной интеграции ин­валидов, почти полтысячи инвалидов нуждаются в установке пандуса. И вот бодрые отчеты о встрече брянских ру­ководителей с активом общества инва­лидов я видела, но нигде не нашла одну единственную цифру — сколько кон­кретно спусков установили в прошлом году в области, сколько планируют де­лать дальше, и когда вообще каждый брянский колясочник сможет беспре­пятственно выходить на улицу?

Но идем-едем дальше. Как-то вы­брался на улицу! Перед инвалидом вста­ет новая задача: доехать до магазина, больницы, парикмахерской. Коляски-ак- тивки, на которых можно самостоятельно перемещаться за границей, не приспо­соблены к нашим дорогам. За два года я трижды отдавала свое средство пере­движения в ремонт. При том, что коляска у меня наша, русская. Сашка, с которым по­знакомилась полгода назад, сейчас про­ходит реабилитацию в Литве. Говорит, что там не дороги, а сказ­ка. Люди даже с таки­ми слабыми кистями рук, как у меня, без труда крутят колеса.

Социальное такси! С этим чудом первый раз столкнулась в Мо­скве. Быстро, просто, а, главное, недорого. И заезд в машинах специальный есть, и поездка мне обошлась всего в 100 ру­блей. По столичным меркам — копейки. В Брянске, слышала, будто бы тоже такое есть. Позвонила. Час аренды специали­зированной машины стоит 600 рублей. При этом социальное такси в Брянске не является отдельной службой. Машины ходят по маршруту и, если непоседливо­му инвалиду вздумалось куда-то поехать, придется сумму, которую водитель поте­ряет, сойдя с маршрута, компенсировать. Ну почему? Разве не цинично смотрится как цена, так и стремление побольше заработать на инвалидах. В Москве ин­валиды могут на такси ездить на рабо­ту каждый день. А у нас? И хоть кто-то в городской администрации, социальных службах об этом задумался?

ПОЖЕЛАНИЕ БРЯНСКОЙ ВЛАСТИ - ПОМЕНЬШЕ ФАЛЬШИВЫХ И БОДРЫХ ОТЧЕТОВ, ПОБОЛЬШЕ — РЕАЛЬНЫХ ДЕЛ В ПОМОЩИ И ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ИНВАЛИДОВ.

Елена ПОЦЕЛУЕВА, журналист