Страницадорога

Дорога начинается с вокзала Брянск I

Кто не бывал в пути? С чего начинается поездка по железной дороге? С вок­зала. Здесь мы узнаем о движении поездов. Здесь приобретаем билеты. Вокзал — ворота города. С проведением первой железной дороги на станции Брянск-Орловский был построен небольшой вокзал. Центральный объем здания был каменным, а боковые крылья — деревянными. Оно располагалось на восточной стороне железнодорожных путей и было развернуто торцевой стороной к же­лезнодорожному полотну.

Планировочная схема Брянского вокзала была типичной для того времени: вестибюль и кассовый зал, два зала для пассажиров первого и второго классов, бу­фет. В боковых крыльях размещались служебные комнаты. Для отопления здания в зимний период имелось шесть русских и голландских печей. Перрон, входы и подъезд к вокзалу освещались стеклянными керосиновыми лампами. Как и на всех вокзалах, на перроне висел колокол для подачи сигналов, обозначающих от­правление поезда. На привокзальной площади всегда можно было видеть извоз­чиков: «лихачей», перевозивших пассажиров, и «ломовых», доставлявших грузы.

Значение Брянска росло с прокладкой новых путей. Увеличивался поток пассажиров. Решено было соорудить новый, более вместительный вокзал. Пост­роен он был в 1900 году на новом месте, на западной стороне железнодорожных путей, где находится и ныне. Новое здание выглядело массивным. По разме­рам значительно превышало прежнее. В нем имелось более пятидесяти комнат. Отапливалось тринадцатью печами: четырьмя русскими, девятью голландски­ми и калорифером.

При строительстве вокзала была сделана и привокзальная площадь. Про­вели подсыпку заболоченной поймы Десны. Особенно заметные изменения произошли в середине тридцатых годов. Газета «Брянский железнодорожник» от 17 октября 1934 года в материале, озаглавленном «Вокзал станции Брянск I меняет свое лицо», писала: «Привокзальная площадь становится неузнаваемой. Городской совет в начале лета помог транспортникам организовать расчистку привокзальной площади, распланировать и благоустроить ее, привести в поря­док фонтан, посадить сотни цветов, сделать газоны, скамейки, ограду...» Газе­та далее сообщала, что уже развернуты работы по асфальтированию площади: «Пущены в ход два котла, через пару дней количество котлов будет удвоено». Прошло какое-то время, и газета публикует новый материал: «Вокзал станции Брянск I будет образцовым».

В войну вокзал был разрушен. Помню, после освобождения Брянска вокзал на­ходился в небольшом уцелевшем кирпичном здании, а потом в небольшом вновь построенном деревянном. В декабре 1952 года было введено в строй новое совре­менное здание. Тридцать три тысячи квадратных метров — такова площадь его помещений. Центральный зал со сводчатым восемнадцатиметровой высоты по­толком. Потолок переходит в антресольные этажи с балюстрадой. Авторы проек­та послевоенного здания вокзала архитекторы В.Ф. Скоржинский и А.Н. Душкин постарались сделать максимум удобств для пассажиров.

Прошли годы. Требования по обслуживанию пассажиров повысились. Встал вопрос о реконструкции и расширении вокзала. Решено было сделать при­стройку, но соорудить ее как самостоятельный блок, разместить его по южному торцу вокзала, сделать переходы по цокольному и второму этажам. Проектиро­вание велось под руководством главного архитектора Я.В. Шамрая. Второе зда­ние вокзала общей площадью почти 3600 квадратных метров было сдано в экс­плуатацию в декабре 1981 года. В нем размещен просторный кассовый зал. На первом, втором этажах и антресолях — служебные помещения. Гостиничный комплекс расположен на третьем и четвертом этажах. Красиво выглядит фасад здания. Позднее, вне проекта, выполнен ряд работ. Сделана надпись «Брянск». Привлекают внимание часы, флюгер, паровозик над входом в кассовый зал, спроектированные А.И. Грипиным в соавторстве с А.С. Панченко. Уют в зале ожидания придают настенные росписи по мотивам брянской старины, а также творчества Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого. Сделаны они по эскизам художника В.В. Волкова, разработанных совместно с И.Н. Лузаковым и В.Н. Носенковым. Они не только украшение, но и рассказ о Брянском крае.

«Наши работники делают все, — рассказывает начальник вокзала Юрий Анатольевич Кузин, — чтобы пассажирам было уютно, удобно получать лю­бую информацию о движении поездов, уезжать с хорошим настроением». Опыт накапливается годами. Свой вклад вносили многие поколения кассиров, дежур­ных... Немало сделали бывшие начальники вокзала, станции А.С. Пушкарев, В.Г. Маслов, П.Н. Стефашина, Н.П. Волохов... Много делается в наши дни.

В Брянске с лета двухтысячного года действует новая структура управления пассажирским комплексом — Брянская дирекция по обслуживанию пассажиров Московской железной дороги. Возглавил ее СП. Ермаков. В 2005 году он ушел на повышение, его сменил В.К. Бейнарович. Дирекция была образована не на пустом месте. Объединение произошло еще раньше. Станция Брянск-Орловский тогда вобрала в себя хозяйства четырех служб — пассажирской, вагонной, движения, грузовой и коммерческой работы. Когда образовалась дирекция, станцию реор­ганизовали. В дирекцию перешло все, что связано с обслуживанием пассажиров, — вокзал, платформы, резерв проводников и сами вагоны с пунктом технического обслуживания. Ныне выстроена одна цепочка. Дирекция заинтересованно обслу­живает пассажира на высоком уровне, делает все, чтобы на вокзале и в пути он чувствовал себя комфортно...

И еще одна забота проявлена о пассажирах. В декабре 2004 года на вокза­ле введена в эксплуатацию комплексная система наблюдения. Видеокамеры установлены по всей территории вокзала. На экране монитора прямо на рабо­чем столе дежурного по вокзалу высвечивается изображение сразу нескольких территорий вокзального комплекса. Возникла очередь у касс — принимаются меры, регулируются другие узкие места. Видеокамеры помогают и в обеспече­нии безопасности.

Сотни тысяч пассажиров перевозят брянские поезда, электрички, мотрисы. А Московская железная дорога в среднем ежегодно доставляет в разные места 550-560 миллионов пассажиров. Вдумайтесь! Цифры огромные. Колоссальны они по всей железной сети дорог России.

Не раз приходилось самому путешествовать и слышать самые лестные отзывы от брянцев, москвичей, петербуржцев о наших фирменных поездах «Пересвет» и «Десна». В конце 2005 года «Десна» переименована в «Иван Паристый» — в честь бывшего начальника Московской железной дороги. Приятно в фирмен­ных пассажирам. Приятно проводникам. Под стук колес хорошо мечтать. На­блюдать, как сменяется один за другим пейзаж: леса, поля, реки, деревеньки.

У вагона на перроне вас встречает радушно проводник. «Проводник» — это «провожатый, спутник для указания пути, для охраны, защиты и присмотра». Быть хорошим проводником — большая ответственность. И непросто. Следу­ет многое знать. Уметь с пассажиром общий язык находить. В вагоне чистоту, порядок поддерживать. Чай не просто приготовить, а чтобы ароматный был. И еще, конечно, многое. Доброй славой пользуется у пассажиров проводники Людмила Алешкина, Наталья Анисимова, Виктор Агунов, Екатерина Новикова, Валентина Коробова, Николай Николаев, начальники поезда Елена Никитина, Нина Пряникова... Возглавляет резерв Вадим Алешкин.

Приятно ехать в хорошем, исправном вагоне. А это уже дело вагонников, осмотрщиков. Тут уже инициатива, простор деятельности у начальника пунк­та технического осмотра подвижного состава С.Г. Белова и его подчиненных. Безопасное ведение поезда — дело машиниста, диспетчера. «По плохой дороге далеко не уедешь», — молвит русская пословица. Рельсы держат шпалы. Всю железную дорогу — люди.

Когда уже были написаны эти строки, мне попался в руки опубликованный в одном из журналов отрывок из книги «Судьба моя — железная дорога» Геннадия Фадеева. Вот что он пишет о вокзале: «Была некогда популярна песня «С чего начинается Родина?», а мне подумалось: не с вокзала ли она начинается?

Человек не терпит ни замкнутости дома, ни замкнутости города. Ведь глаза у него для того, чтобы поглощать новизну жизни, а душа — чтобы эту новизну преображать в чувства. Когда видишь перед собой убегающие стальные поло­сы рельс, невольно душа твоя волнуется. Мир открывается шире и прекрасней, перестук колес зовет к действию, к познанию и даже восхищению жизнью, ибо дорога всегда прекрасна.

Интересно, что в середине XIX века, когда слово «вокзал» еще не укорени­лось в нашем понимании, толковый словарь Даля определял его так: «Зала на сходбище, где обычно бывает музыка». Удивительное сочетание — вокзал и му­зыка! А вы прислушайтесь, как оживленно шумит вокзал. Словно гомон птиц перед отлетом...» Прекрасные слова. И принадлежат они человеку, всю жизнь посвятившему железной дороге.

Я. Соколов