Строительство первых шоссейных дорог. Брянщина.
В России ещё во второй половине восьмидесятых годов XVIII века была утверждена единая система покрытия для дорог с проезжей частью, но было сделано очень мало для их улучшения. Они оставались грунтовыми, а техника дорожного строительства в России длительное время ограничивалась осушением дорожной полосы и укреплением труднопроезжа-емых мест древесными материалами. Ремонт дорог и их строительство являлось натуральной повинностью для зависимого населения.
История российских шоссейных дорог начинается с 1817 года, когда постройку и содержание их велено было производить с помощью наёмных рабочих, для оплаты трудов которых по всем губерниям был введён особый сбор: каждая ревизская душа должна была платить по 25 копеек ассигнациями.
Ассигнация
Здесь следует сделать небольшое отступление. Дело в том, что в России в 1769 году появились не пользовавшиеся доверием населения бумажные деньги (ассигнации) и одновременно находились в обращении серебряные рубли. В 1801 году бумажный рубль приравнивался к 66 серебряным копейкам, а в 1817 году, после наполеоновских войн, ещё ниже - к 25 копейкам. В период с 1817 по 1823 год государство пыталось выкупить у населения бумажные деньги и уничтожить их, но на эту акцию тогда не хватило серебра. В 1840-х годах предпринимались новые попытки избавиться от ассигнаций, однако огромные долги после Крымской войны (1853-1856 годов) снова пришлось покрывать выпуском бумажных денег.
Новые дороги и делались по-новому. Они состояли из двух слоев щебня: нижний из камней с куриное яйцо, а верхний из более мелкого камня, который тщательно утрамбовывали вручную деревянными приспособлениями, а также железными и каменными катками. Трудности были в том, что в большинстве равнинных местностей каменных материалов было мало и валуны собирали на полях, в ледниковых отложениях.
Для глинистых грунтов по ширине полотна насыпали слой песка, а для песчаных слой щебня укладывался непосредственно на землю. Чтобы щебень держался на дорожном полотне, его до 1840-х годов по краям ограждали бордюром из сколотых в верхней части камней, а позднее - из досок, и кольев.
Состояние дорог ещё долгие годы оставалось плохим. В книге «Хозяйственная статистика России», вышедшей в 1827 году было сказано: «Нет, может быть, ни одного государства в Европе, которое более России нуждалось бы в устроении путей внутреннего сообщения». Так, в 1837 году на ярмарку в Харьков из Москвы (это расстояние в 750 верст) подводы добрались за четыре недели.
Император Николай I, сам получивший инженерное образование и лично участвовавший в разработке некоторых строительных объектов, в 1842 году предписал подготовить план развития шоссейных работ. Все губернские шоссе, находившиеся в ведении губернской администрации, передавались Главному управлению путей сообщения и публичных зданий, вместе с деньгами, ассигнованными на их строительство и ремонт.
В 1838 году была открыта первая в стране железная дорога, соединившая Петербург с Царским Селом - всего 25 вёрст рельсового пути. Начало было положено и к 1869 году в стране уже было 6548 вёрст железных дорог. А пока почтовые и торговые уездные сообщения оставались на обязанности земской полиции, содержание же сельских относились к обязанности владельцев земель и государственных крестьян, через территории которых они проходили.