СтраницаДоисторическая

Доисторическая жизнь Брянского края под охраной краеведов.

 В переживаемое нами время очень многое из области научной мысли, бывшее ранее уделом немногих избранных лиц, стихийно вырвалось из опутывавших его цепей и бурно устремилось вперед по пробитому пути. В таком положении оказалась археология, бывшая до революции наукой знатной аристократии и почтенных старичков генеральского чина. Дореволюционная археология, охраняемая царским правительством и земельными собственниками от посягательств "худородных", занималась или разрешением вопроса "народности" русского государства, столь тесно связанного с политикой правительства, или классической археологией. Вопросы, выходящие из этих рамок, вовсе не затрагивались, или только едва намечались. Нужен был гром революции, чтобы сдвинуть археологию с мертвой точки. Настоящее время выдвигает новые вопросы, связанные с историей края. Главным вопросом, интересующим всех, является вопрос о происхождении, расселении и постепенном культурном развитии первобытного человека, Открытия в области палеоэнтологии (доисторической археологии) за последние годы расширили горизонты русской археологии настолько, что обратили на себя внимание западноевропейских ученых, вступивших на этот путь раньше. Европа ожидает теперь разрешения ряда основных палеоэнтологических вопросов на территории СССР.
      Русская археология становится на новый путь коллективного исследования, призывая к работе всех, кто не успел еще потонуть в тине мещанской пошлости. Возникают краеведческие общества, кружки и ячейки, которые своими щупальцами охватывают всю необъятную территорию нашей родины. В этих организациях вопросом археологии часто уделяется не последнее место. Накопляется материал, дающий возможность высококвалифицированным работникам в этой области посвящать свои силы и время на разработку материала и научные выводы. Крестьяне, рабочие, комсомольцы, учителя и ученики - все вносят свою лепту на созидание пролетарской науки. Но пролетарская наука, увлекая в работу краеведов, налагает на них и обязанности, исполнение которых обязательны для всех, кто не желает из сотрудника науки превратиться в ее врага. Как дом не строится без архитектора и каменщика, так и наука создается собирателями материала (краеведами) и обобщающими этот материал - учеными. Каждый должен знать свое место и не браться за дело, превышающее его силы и знания. В особенности это касается интересующей нас археологии. Как много вреда было причинено этой науке в первые годы революции, когда группы лиц и отдельные личности, считающие себя "краеведами", набросились на сохранившиеся памятники старины с "научною целью" и многое разрушили безвозвратно. Нужно помнить, что теперь уже некому насыпать курганов, некому создавать городищ и т.д. Раскопанный памятник старины, без надлежащего исследования и научного освещения - погибший для науки драгоценный материал. Без археологических памятников нет и археологии. Вот почему все памятники старины взяты теперь под защиту Советского Правительства в лице Главнауки. Раскопка разрешается только квалифицированным работникам, которым выдается на этот предмет открытый лист. Все самовольные раскопки являются преступлением и перед наукой и перед законами СССР.
      Но краевед не должен смущаться тем, что не может самостоятельно копать. Не владеющий техникой раскопок и не умеющий научно подойти к раскапываемому памятнику, краевед превращается в простого гробокопателя. Но краевед, тщательно собирающий материал, хотя бы в виде: а) регистрации курганов и городищ, б) внешнего описания указанных памятников, в) обмеров этих памятников, г) записей сохранившихся о них преданий и легенд - становится уже полезным научным работником. Русская археология крайне бедна именно такими научными материалами. Громадные территории Советской Республики остаются совершенно не обследованными. К их числу нужно отнести и нашу Брянскую губернию. А между тем, Брянская губерния заслуживает того, чтобы ей занялись краеведы, особенно в археологическом отношении…
      … 25 октября 1924 года в Бежицком уезде, Дубровской волости, близ деревни Рековичи было раскопано еще 3 кургана.
      Курганный могильник отстоит от села Рекович на расстоянии одной версты и от реки Десны - на 0,5 версты. Курганы расположены довольно тесной группой, по правому берегу реки. В 3-х верстах от них, на крутом берегу былой реки, превратившейся в настоящее время в жалкую реченку "Высоченку", сохранилось городище, имеющее название "Селище". Вся группа курганов расположена на возвышенном, холмистом месте, имеющем постепенное падение к реке Десне. Значительная часть курганов поросла мелким лесом, другая часть расположена в поле. 9 лет тому назад, место, занимаемое курганами, было покрыто сосновым лесом и до настоящего времени сохранило название "Борок".
      Подсчет курганов в урочище "Борок" затруднен тем обстоятельством, что часть их распахана совершенно. Только по цвету почвы возможно догадываться о месте бывшего кургана. Всего насчитано 72 кургана, но весьма возможно, что при тщательной проверке их окажется больше. По рассказам крестьян любительские раскопки в этом месте уже производились раннее бывшими помещиками. Место это принадлежало князю Мещерскому. В наши дни были попытки раскопать курганы как со стороны крестьянской молодежи, так и со стороны учащихся, во главе с учащими, - но все это оказалось покушениями с негодными средствами. Результатом таких попыток оказался испорченным внешний вид курганов, внутреннее-же их содержание осталось нетронутым. Для вскрытия были выбраны 3 кургана из наиболее испорченных. Таким образом осталось на месте еще 69 курганов, из которых некоторые требуют немедленного вскрытия. Вокруг урочища "Борок", в расстоянии от 1 до 2-х верст, имеются другие курганы, расположенные более мелкими группами в 2-3 кургана, а иногда и по одиночке. Среди них есть значительно превышающие по величине курганы в урочище "Борок". Сосчитать их не представилось возможным.
      Все курганы с урочища имеют форму полушара и, кроме распаханных, все покрыты мелким кустарником. Часть курганов, благодаря распашке, приобрела необычную для них цилиндрическую форму с куполообразным покрытием.
      Место, занимаемое курганами, т.е. "Борок", внушает местному крестьянству страх. Рассказывают, что по ночам на курганах горят огоньки и в это время никто не решается проходить мимо них. Крестьяне относят курганы к литовским укреплениям, а некоторые из них называют сторожевыми курганами. В этих преданиях отражаются исторические события, связанные с краем, а именно: литовское владычество и набеги крымских татар.
      Курган № 1.
      Распаханный курган на гречневом поле. Окружность 11-12 саженей. Высота от поверхности пашни около аршина. Рыт 4-х аршинной траншеей с запада на восток. На глубине первого штыка были обнаружены отдельные кусочки угля. Погребение в яме, на глубине 1 аршина под горизонтом. Костяк, сравнительно хорошей сохранности, покоился на спине в вытянутом положении, с ориентировкою на 3.
      Длина его 2 аршина 8 вершков. Череп сохранился хорошо. Сохранились и фаланги пальцев на руках и ногах. Оказались целыми и ключицы. Ребра сохранились хуже. Левая рука положена на живот. У правой кисти руки - следы огня. Инвентаря нет.
      Курган № 2.
      Находился в 20 саженях от первого и также на гречневом поле. Имел полушарообразную форму. Испорчен не то кладоискателями, не то любителями археологами. С северной стороны в нем прорыта ниша, доходящая до средины кургана. Курган порос мелким кустарником. Имеет одиннадцать сажень в окружности и 5 футов высоты. Рыт траншеей в 3,5 аршина ширины. В насыпи часто попадались отдельные кусочки угля. Насыпь из борового песка. Костяк лежал ниже горизонта на 1,5 аршина, с ориентировкой на юго-запад. Рост - 2 аршина 5 вершков. Череп оказался перевернутым и лежал на темянных костях. Нижняя челюсть отделена и сохранила свое естественное положение. От черепа сохранились только: коробка и нижняя челюсть. Лицевая часть - истлела. Костяк положен на спину с вытянутыми руками и ногами. На высоте плеч, по обоим сторонам черепа, лежали 2 височных кольца по одному с каждой стороны. Под кольцами - черная, мягкая масса, напоминающая перепрелый луб. На левом предплечье - бронзовый проволочный крученый браслет. Внутри браслета перегнившая лубяная подстилка. Над локтевым суставом левой-же руки обнаружены следы огня, диаметром в 0,5 аршина. Больше никаких находок.
      Курган № 3.
      Расположен на том-же гречневом поле, саженях в 30 от 2-го кургана и в 40 от 1-го. Совершенно распахан. Только цвет и незначительное возвышение выдают его. Окружность можно было определить только приблизительно, около 10 саженей. Высота 7-8 вершков. Вначале пробовали рыть траншеей 3-х аршинной ширины, но на первом-же штыке наткнулись на большую берцовую кость. Тогда срывали весь послойно. На горизонте обнаружен костяк с ориентировкой на запад. Лежал на спине с протянутыми вдоль туловища руками и ногами. Сохранился очень плохо. Рост 2 аршина 4 вершка. Инвентаря не было.
      Особенность всех вышеописанных курганов близ села Рекович заключается в совершенном отсутствии керамики, столь обычной в погребениях, раскиданных по Болве и Ветьме.
      "Брянский Край", выпуск I, 1926 год. Издание Брянского общества Естествоиспытателей и Лесоводов.

Доисторическая жизнь Брянского края под охраной краеведов. С.С. Деев