Страницадмитрий

От Дмитрия Ольгердовича до Алексея Никитича Брянский край

Ровно триста лет, год в год, с 1372 г. и до 1672 г. длится «трубчевский» период династии Трубецких.

Мудрейший Алексей Никитич красивым и оправданным жестом перевернул трубчевскую страницу своего рода, сам оставшись там, на родине своих предков, сделав всё, чтобы его внучатый племянник Юрий Петрович дал продолжение фамилии Трубецких в России, и это произошло на новом месте, Москве и Петербурге. И не за горами уже год 2027 - а именно 700 лет (от года рождения Дмитрия Ольгердовича) ярчайшей династии.

Здесь нас интересуют те первые 300 «трубчевских» лет или первые девять поколений. В книге Е.Э.Трубецкой довольно много можно узнать о каждом представителе династии этого времени. Поэтому наше повествование о персонах между Дмитрием: Ольгердовичем и Алексеем Никитичем будет носить общий, схематический характер, останавливаясь только на тех обстоятельствах, которые требуют исправлений или уточнений.

Итак, дети Дмитрия Ольгердовича - Иван, Михаил и Андрей.

Иван Дмитриевич «Кнндырь» не был бездетен, история сохранила ам двух его сыновей - Глеба Ивановича (был жив по меньшей мере до 432г.) и Александра Ивановича (f после 1445 г.). К сожалению, о родолжении этих ветвей династии ничего не известно.

(Прибавлю здесь некий домысел-догадку относительно его «прозвища» Киндырь. Кендырь - это многолетние растение семейства кутровых, остаточно длинное и «худое», с большой головой-соцветием. Может быть, иешность высокого и худого Ивана чем-то напоминала это растение?)

Михаил Дмитриевич не ходил с отцом в походы (берегли наследника), оставался «на хозяйстве» и носил титул князя Трубчевского. ему приходилось лавировать между Польшей и Москвой, уезжать в Москву, о удел, переданный ему отцом, он сохранил.

С Андреем Дмитриевичем не всё так просто, как пишет .Э.Трубецкая, однозначно называя его сыном Дмитрия Ольгердовича.

В литовско-белорусских источниках, описывающих поражение при юрскле, перечислены среди убитых Дмитрий Ольгердович, сын его Иван и ПАСЫНОК Андрей.

'1ы знаем, как тщательно и трепетно наши предки именовали родственников, колько терминов придумано для определения той или иной степени родства. >ряд ли это слово «пасынок» употреблено случайно или небрежно. Тем 'олес, иные источники, например, Ю.Вольф в книге «Rod Gedimina», 1886, факов, или известный украинский историк Леонтий Войтович указывают олько двух сыновей Дмитрия Ольгердовича - Ивана и Михаила.

В русских летописях мы читаем, что при возвращении Трубчевска и /гародуба в 1379 г. московское войско под стенами Трубчевска встречал Дмитрий Ольгердович с женой, сыновьями и боярами.

Скорее всего, именно версия об Андрее как пасынке, более других шисывается в общие рассуждения. Качества Дмитрия Ольгердовича не олько не противоречат, а скорее, утверждают нас в том, что он и пасынка своего держал при себе как сына, воспитывая в нём настоящего воина.

Так или иначе, у Дмитрия Ольгердовича, Ивана Дмитриевича и Андрея Дмитриевича один день смерти - 12 августа 1399 года.

Михаил Дмитриевич оставил после себя двух сыновей - Семёна и Ория Михайловичей. И здесь необходимо обратить внимание ^следователей и читателей на один существеннейший факт.

Михаил Д. передаёт детям в наследство Трубчевское княжество не целиком, а каждому по части оного. Именно понимание этого факта, что княжество представителями разных ветвей Трубецких наследуется частями, убирает множественную путаницу для читателя, как в одни и re же годы считались князьями трубчевскими или трубецкнми разные люди.

Ветвь Семёна Михайловича и его потомков (по захоронениям в Троицком соборе) наследует часть княжества с самим Трубчевском, ветвь

Юрия Михайловича - часть княжества, предположительно со Спасо Чолиским монастырём, про который указывает Е.Э.Трубецкая, правда называя его Спасо-Холмским, хотя в приложении, по текст; Г.М.Поршнякова, название указано как надо - Чолнский. Там, дескать похоронены несколько поколений Трубецких. Если не эта ветвь, то кто?

(Справедливости ради, поправим Елизавету Эсперовну и в том, чт< литовские родственники Ольгерда (сын Симон; Лингвен (Луигвеи) < супругой) не могли основать в XIV в. этот монастырь хотя бы потому, чт( еще в 1223 году под стенами этого монастыря была битва «сборной» русски; земель с татарами, а пещерная часть монастыря отправляет нас к временал основания Киево-Печерской Лавры (cep.XI в.) и даже ранее, к началу X в Здесь рядом с монастырём были обнаружены христианские захороненш этого времени с немалым количеством крестиков и христиански^ трупоположением.)

Итак, определяя Дмитрия Ольгердовича I: поколением династии Михаила Д., Ивана Д. и Андрея Д. - Л поколением;, сыновей Михаила Д. -Семёна М. и Юрия М. - III, ещё раз обратим внимание читателя, что, начина* с III поколения, Трубчевское княжество делится, как минимум, на две часта (не исключая возможного дальнейшего дробления). Смысл этого делена носит ещё и географический характер. Как и в случае естественного ландшафтного разделения между Новгород-Северским и Трубчевским княжествами но устью Судости, так и в данном случае. Трубчевские балки («трубки»), изрезавшие берег Десны, очень похожи на такие же в Кветуни, а между ними - «речной пробел» (Десна отходит от высокого берега на несколько километров, затем возвращается). Вся пойма изрезана старицами, озёрами, ручьями и мелкими речушками - естественная «граница».

И ещё. Князь, владевший этой второй частью Трубчевекого княжества, имел при себе некий самостоятельный вооружённый отряд или дружину. Неподалёку от монастыря, на одном из соседних холмов, современные жители Кветуни сохраняют многозначительное Название этого холма -ЛИТОВСКИЕ МОГИЛЫ!

Семён Михайлович владеет частью княжества с городом (и Троицким собором), Юрий Михайлович - частью княжества со Спасо-Чолнским монастырём. Если он и несколько его ближайших родственников (жена, дети, внуки с супругами) были похоронены в монастыре, как указывает Е.Э.Трубецкая, то это предположение может быть проверено современными исследованиями, в частности, экспертизой ДНК. Потому что на территории монастыря известно место, где при хозяйственных постройках находили древние кости, и раскопки данного участка можно было бы продолжить, сравнив анализы возможных находок с анализами современных Трубецких.

Известно, что Юрий М. (Ill поколение) умер в 1445 г., оставив после себя двух сыновей - бездетного (или не родившего сына) Ивана Ю. (t   15.01.1520)   и   Александра   Ю.   (оба   -   IV   поколение).   Л.Войтович, указывает,  Александр   Ю.   умер  до   момента  судебного  разбирательства наследства (Польским королём) в 1499 г.

Также этот исследователь указывает и на еще одного Ивана -дииственного сына Семёна М.(Ш пок.) - Ивана Семёновича, наследовавшего I часть княжества. Мол, Иван С.(IV) тоже не участвовал в (анной судебной тяжбе. С другой стороны, имея именно первую часть тшжества, он мог и не касаться этого вопроса в принципе.

Вообще, беда в нашей истории - если где-то по-соседству и примерно в |ДНО время появляются два одинаковых имени, то непременно жди путаницы : трактовке их судеб разными историками.

Е.Э.Трубецкая утверждает, что у Ивана С. было 3 сына и один у его (воюродного брата Ивана Ю.

Мы же знаем, и это подтверждает логика наследования разных частей тшжества и захоронения в Троицком соборе, что все 4 сына принадлежали 1вану Семёновичу, а у Ивана Юрьевича не было мальчиков (или детей (ообще). (См. Родословное древо в приложении)

Эти 4 сына Ивана Семёновича и единственный сын Александра 10. ->емён-Богдан представляют V поколение династии. Иван И.(| 21.08.1513, юевода Кашинский), Фёдор Иванович (f 30.12.1541, «дворовый воевода», ТТервый Фёдор»), Андрей Иванович (f 16.05.1546, «дворовый воевода») и "емён Иванович «Персидский» (20.01.1558 ?, первый боярин в роду, воевода Состромы, Трубчевска) интересны для нас ещё и тем, что все четверо Юхоронены в нижнем храме Троицкого собора Трубчевска.

О Семёне Ивановиче, «персидском принце», надо сказать особо. Он 1ыделяется из всех братьев не только своим неизвестным для нас, но побопытным «титулом-прозвищем», не только тем, что стал первым в роду юярином. Он, как и многие Трубецкие, в последние дни жизни принял шочество. Но, не остановившись на этом, принял и схиму под именем Зерапион. Похоронен не в самом храмовом зале, как братья, а особо - у Дарских Врат в алтаре. Для многих современных людей, впервые юсещающих «усыпальницу Трубецких», непонятно, почему надгробия его и 5ратьев вмонтированы в пол храма практически «заподлицо», на уровне юмли. Схимник Серапион (Семён Иванович) «объясняет» нам, невеждам, что >то есть акт смирения и самоуничижения. Через Царские Врата за время Титургии или Вечерней неоднократно проходит священник, наступая на тдгробие схимника Серапиона. Аналогичны этому (кроме одного) и другие !ахоронения в нижнем храме.

Однако, год его смерти, выбитый на надгробной плите и события его жизни, описываемой Е.Э.Трубецкой (после указанной даты) снова ставят перед нами ряд сложных вопросов. Или дата надгробия «подкачала», или в очередной раз произошла «игра с одинаковыми именами».

Мы ведь на некоторое время оставили в стороне его троюродного брата Семёна-Богдана Александровича (V поколение), сына Александра Юрьевича, наследника, на наш взгляд, второй части княжества. Может быть, некоторые обстоятельства его жизни приписаны Семёну Ивановичу?

Этот Семён-Богдан (f после 1558) имел двух сыновей - Александра (| после 1564) и Михаила (VI поколение), после которых эта ветвь династии угасает.    Причём,    помог   ей    в   этом    царь   Иван    IV    Грозный,    убнЕ (единственного из всех Трубецких) Михаила С.-Б. 15.12.1535.

В этот период можно предположить, что из-за прекращения дашюг ветви трубчсвское княжество на несколько десятилетий или объединяется с одно, или вторая часть принадлежит иным лицам до IX поколения династии (до 1634 г.), когда оно вновь могло быть разделено между «поляками» Петром и Александром Юрьевичами.

А родословное древо продолжает расти двумя основными ветвями -наследниками Андрея Ивановича и Семёна Ивановича «Персидского» (V поколение).

У Андрея Ивановича - 3 сына, у Семёна Ивановича - 2.

Михаил, Василий, Никита Андреевичи и Роман, Василий Семёновичи принадлежат VI поколению.

Михаил Андреевич (f 5.12.1557), наместник Рязани, возглавил старшую ветвь династии. Похоронен в Трубчевском Троицком соборе. Его брат Василий Андреевич (| 9.05.1561), воевода Брянский, средняя ветвь, лежит рядом с братом в том же соборе. А их третий брат Никита Андреевич (f после 1558), воевода Белёва, не сподобился такой кончины и чести возглавить младшую ветвь. К тому же был бездетен. Его праха в Троицком; соборе нет.

А «начальником младшей ветви» VI поколения (и продолжателем! династии вообще) становится двоюродный брат Ромам Семёнович (t после 1558), воевода Трубчевский.

Его родной брат Василий Семёнович оставил после себя очень мало, сведений. Можно говорит!, лишь о его кончине после 1540 г. Потомства не; оставил.

Седьмому поколению династии довелось жить в эпоху Смутного времени. Яркие события потребовали ярких поступков и ярких личностей. И Трубецкие не остались в стороне от вызовов времени.

Все представители VII поколения были боярами. Младшую ветвь Романа С. продолжили два его сына Никита и Тимофей. Никита Романович (t 1608), воевода Вологодский, имел физический недостаток. Так в истории он именуется с ним - Никита «Косой». Его брат Тимофеи Романович (f 1602) - отен известнейшего Дмитрия Тимофеевича - «спасителя Отечества» - был вначале похоронен в Трубчевском Троицком соборе. Продолжим об этом факте чуть позже.

Единственный наследник средней ветви Андреи Васильевич скончался в самый разгар событий Смутного времени, в 1612 году. Проявив себя с молодых лег на военной службе, побыл воеводой в любимом с «корибутовских времён» Новгород-Северском, отличился и в качестве дипломата, выполняя различные поручения. А вершиной его карьеры стало после свержения с трона Шуйского участие в управлении государством семи ! бояр, т.н. «семибоярщины», в число которых вошёл и Андрей Васильевич.

Представитель старшей ветви VII поколения Фёдор Михайлович -скончался в один год с троюродным братом Тимофеем Романовичем, в 1602г.

Как и его двоюродный Андрей Васильевич, ас заискивая перед царём, верно нёс службу, получая ответствепейшпе поручения п выполняя их с честью.

Знаком особого расположения Ивана Грозного, будучи особо приближённым, являлся местоблюстителем царского трона в то время, когда царь покидал столицу.

Перед смертью принял схиму с именем Феодор. Похоронен в Трубчевском Тропиком соборе. Здесь это особенное но форме захоронение. Надгробие Фёдора Михайловича не вмонтировано в пол. как его родственники, а расположено в стенной арочной нише, наподобие тех ниш. которые были подготовлены в церкви Антония и Феодосия Печерских (нижний зтаж Введенского храма и Трапезной церкви) Спасо-Чолиского монастыря (см. Приложение).

В этом же 1602 году, как уже упоминалось, умер троюродный брат Тимофей Романович, который также был похоронен в Троицком соборе. Однако прах его пролежал вместе с родственниками 16 лет, и в 1618 году его сын, знаменитый Дмитрий Тимофеевич перевёз останки отца в Троице-Сергиеву Лавру, где они сейчас и покоятся вместе с умершим в 1625 году Дмитрием Тимофеевичем.

Таким образом, в Троицком соборе были похоронены 8 князей династии Трубецких, один увезен. Позже мы узнаем, что было и ещё одно девятое, разграбленное. Однако надгробий к концу XIX века оставалось 14. Так, по крайней мере, утверждает Г.М.Поршняков. достаточно аккуратный и авторитетный исследователь. Семь надгробий имеют текстовые подписи. Собственно, на их основании мы и узнаём персоналии здесь лежащих, а семь

-    не имеют таковых. Однако эти неподписанные семь надгробий не
вмонтированы в пол, а расположены на иолу так, что выдаются из нею на
полторы-две ладони. По бокам эти надгробия имеют очевидные «подсказки»

-  барельефы в виде орнаментов, наподобие растительных. Может быть, по
этим самым орнаментам можно установить данные о захоронениях. Остаётся
лишь предположить, что это, скорее всего, женские надгробия.

Династию продолжает младшая ветвь (Романа Семёновича), а именно: дети Тимофея Романовича - Александр-Меркурий Тимофеевич (f 22.08.1610), Дмитрий Тимофеевич (t 1625) и дети Никиты Романовича «Косого» - Юрий Никитич, Алексей Никитич и Федор Никитич. Это VII] поколение.

Дети Тимофея Романовича не оставили следов в Трубчевске, кроме того, что Дмитрий Тимофеевич (правитель России в конце 1612- начале 1613гг.) был здесь, чтобы забрать прах отца.

Обратимся к детям Никиты Романовича - Юрию. Алексею и Фёдору. Начнём с последнего. Это слово «последний» играет в его имени и другой краской. Он называется среди родственников «Последним Фёдором». Странный факт. Он не оставил потомства. После пего этим именем, по меньшей мере, в России и до XX века, никого из мальчиков в роду не называли. Быть может, он имел какую-нибудь наследственную болезнь или уродство? Этим фактом можно было бы объяснить нежелание родни «рисковать» данным именем для новорожденных.

Юрий Никитич - личность, безусловно, неординарная. Будучи старшим братом, он первым добился известности.

Весьма характерен дипломатический приём в 1597 г. царём литовских послов в Грановитой палате Кремля. Царь Фёдор принимал их в окружении бояр, воевод и других приближённых. Среди них были Трубецкие: Фёдор Михайлович, Никита и Тимофей Романовичи, «а рынды стояли при государе в белом платье в золотых чепях: с правую сторону от государева места кн. Юрий Никитич Трубецкой...»

Но речь пойдёт не о его заслугах, а совсем о другом. Вместе с женой и тестем Михаилом Салтыковым он променял Отечество и Веру на Польшу и католичество. Видимо, влияние новых родственников было весомым. Ведь с 1603 г. его карьера, и без того замечательная, стала развиваться ещё успешнее. Причём не только в роли царедворца, но и военного.

Однако в 1607-08 гг. он открыто переходит на сторону врага. Никаким Смутным временем нельзя оправдать такие поступки, так как именно в сложные, подчас критические для страны времена и проявляют патриоты Отечества свои лучшие качества.

Для православного человека, понимающего, что всё происходит «под оком Божиим», это настоящая катастрофа. Юрий Никитич ещё более усугубляет её, окончательно рубя все нити с Верой, Отечеством, Родом. В 1611 г., переселившись в Польшу, он предаёт и Православие, становясь католиком - Вигунтом-Иеронимом. Даже принятие этого имени много может рассказать внимательному человеку.

Дело в том. что документы польской шляхты, в том числе и династий, переплетающихся с ними в веках, считают почему-то, что основатель династии Трубецких не Дмитрий Ольгердовнч старший, а его брат Андрей, рождённый Вигунтом. В отличие от К.Стадницкого и К0, Ю.Вольф поправляет это заблуждение, особо указывая, что Андрей - это бывший Вигунт, а не Вингольт, что тоже можно кое-где прочитать.

Эту польскую ошибку можно связать с тем 1386 годом, когда Дмитрий Ольгердовнч «хранил» для Ягайло литовский трон, а Андрей-Вигунт «подстраховывал» брата Дмитрия в Трубчевске. И в это короткое время, естественно, назывался князем трубчевским.

Принимая католичество с именем «Вигунт», Юрий Никитич давал понять, что он - новый основатель династии, «новый Адам» на новом месте.

Такой поступок воздвигает непреодолимую невидимую пропасть между ним и всеми прежними поколениями династии. Такой поступок на духовном уровне не мог не повлиять и на весь род - некогда плодоносные ветви династического древа истончаются, остаётся тоненькая веточка из двух сыновей Юрия Никитича - Петра и Александра (IX поколение) и «последнего из могикан» - родного брата Алексея Никитича.

Именно ему - «Державцу Трубчевскому» - уготовал Господь спасти «Ноев ковчег» своего рода

Посвятим мудрейшему Алексею Никитичу особое место в своём повествовании, а пока завершим обзор IX «трубчевского» колена династии.

Итак, дети Юрия Никитича - Пётр и Александр Юрьевичи - были увезены родителями в Польшу малолетними. И, как говорится, из жёлудя берёза не вырастет, из вишнёвой косточки не жди мандарина. Воспитаны были в католической вере.

В 1634 году оба братца получают Трубчевск от отца, который, в свою очередь, получил его от Польского короля как «удельный князь» с «половиной Трубчевских земель». Случилось это по итогам очередной войны России и Польши в 1612-14 гг.

Владели Трубчевском: Пётр Юрьевич (f 1644) десять лет, а бездетный Александр Юрьевич, играя здесь «вторую скрипку», мог досидеть и до 1646г., когда город был освобождён воеводой Еропкиным.

Пётр Трубецкой за десять упомянутых лет встречается в польско-русских документах неоднократно. Для начала он разделил Трубчевск с землями на две части - для себя и брата. Оба участвуют в очередном польском походе против Москвы. В 1635 г. он получает в награду от короля трубчевские деревни - Радчино и Средние Городцы, Острую Луку и часть Радутино.

«Засветился» князь Пётр и ещё в одном документе. В «Житии преподобномученика Афанасия Брестского» в 1637-38 гг. подробно описывается история странствия преподобного Афанасия через Трубчевск, который был пограничным и тщательно охранялся. Несмотря на имевшееся у преподобного рекомендательное письмо к князю Петру Трубецкому, последний встретил его «крайне подозрительно» и «под угрозой великого наказания велел путникам возвратиться назад». Пришлось им идти в Чолнский монастырь.

А князь Пётр, камергер польского двора, продолжает получать от русских врагов милости и становится «маршалом Стародубским». Время его владения Трубчевском может быть отнесено к самым мрачным временам -при нём исчезают с трубчевских небес кресты православных церквей. Воевать с русскими храмами в средней полосе России всегда было несложно - они в основной массе были деревянными.

Даже над каменным храмом, где покоились Трубецкие, князь Пётр возводит деревянный костёл. Над православными предками - католическое надругательство.

И вот, как говорится в народе, «Бог шельму метит». Он умирает в 1644 г. и его хоронят здесь же, в Троицком соборе, рядом е предками. Однако не всё так просто.

Брат Александр мог ешё находиться в Трубчевске и позже, но об этом ничего не известно. А литовский дворянин Павел Солтык (не родственник ли? - мать Петра и Юрия Ульяна - в девичестве Салтыкова!) начинает строить второй деревянный костёл - на месте нынешней Трубчевской Спасо-Преображенской церкви (точное многосмысловое название), но не успевает накрыть крышей - город окончательно переходит России. Потом здесь 45 лет будет девичий монастырь, затем каменный храм в честь Преображения Господня (сегодня в руинах - верный символ Трубчевска!).

Воевода Еропкин в 1646 г. пишет царю о том, что в Трубчевске уничтожены православные храмы, и получает указание о восстановлении оных.

А могилу князя Петра ждут неприятные события, которые трудно оправдать, но можно понять. За вес его католические злодеяния на исконно православной земле 12 февраля 1646 г. брянский ратник стрелец Лукашка «ободрал гроб князя Петра Трубецкого», о чём донёс государю посадский человек Иван Гамов. У русских не принято такое отношение к могилам, пусть даже и не совсем приятельским. Царь, «тишайший» Алексей Михайлович, приказал виновника Лукашку «за сей проступок безщадно казнити». Однако куда дел этот Лукашка надгробие, и лежит ли сам прах князя Петра в соборе, неизвестно.

Это было последним захоронением Трубецких в Трубчевске (но не на Трубчевской земле).

После Петра Юрьевича остаётся сын Юрий Петрович (X поколение), который родился в Польше (| 1679 в России), получил от царя Алексея Михайловича приглашение и вернулся на родину предков, о чём очень хлопотал брат его деда Алексей Никитич (VIII поколение). За это возвращение польский король Владислав IV отнял у князя Юрия наследственные владения. Но когда Юрий Петрович возмужал и предъявил королю права на отнятые земли, король иск признал и вернул ему всё, даже и Трубчевск. Однако по Андрусовскому договору (1667 г.) Трубчевск принадлежал уже не Польше, а Москве, поэтому Юрию Петровичу не достался, а владел им в это время всё тот же Алексей Никитич (с 1660 г.) И на этом поколении династии родовое гнездо навсегда утрачивается Трубецкими. Судьба разбросает их по разным городам, а позже странам и континентам.

Единственным хранителем родины предков пока ещё оставался Алексей Никитич, проживший долгую (около 90 лет) жизнь.

Этот выдающийся человек достоин отдельного повествования. Здесь же выделим лишь те его черты характера и поступки, которые нужны в данном контексте.

К сожалению, данные о годе его рождения противоречивы. Одни предполагают, что он родился около 1600 года, иные утверждают о примерно 1590 г.

Дату смерти тоже некоторые товарищи хотели бы исказить аж на 17 лет. Но тут уж достаточно доказательств о смерти князя в 1680 году в Чолнском монастыре.

Он начал службу при дворе в год Деулинского перемирия (1619 г.). После 8-летнего пребывания подле царя он назначается воеводой и проводит ряд лет в этой должности в Тобольске, Астрахани, Туле. С 1645 г. после смерти Михаила Фёдоровича и вступления на престол Алексея Михайловича карьера Алексея Никитича резко идёт вверх. Через год он становится боярином и дворецким, проявляет неординарные способности в дипломатии, что отмечает новый царь и назначает его в 1647 г. послом при переговорах с Литвой, в 1648 г. - с Литвой и Швецией.

Вершиной его дипломатической, да и военной, деятельности являются события присоединения Украины к России в 1654 г.

До этого в 1646-48 гг. по Украине прошёл ряд восстаний казаков против Польского засилья, Богдан Хмельницкий был избран гетманом. Вначале успех был на стороне войска Хмельницкого, но поляки собрали большие силы и подавили казаков под Берестечком.

После подписания вынужденного перемирия с Польшей под Белой Церковью и, не видя иного политического решения своих проблем, Хмельницкий с соратниками решили обратиться к России за помощью и вхождением в её состав.

Московский царь поручил Алексею Никитичу возглавить переговоры с Хмельницким, а также разработать необходимые статьи договора так, чтобы они отвечали интересам страны, что Трубецкой выполнил блестяще, получив в награду наместничество в Казани и звание ближнего боярина.

Отношения Алексея Михайловича и Алексея Никитича становятся особо доверительными, что видно из царской переписки с князем.

Естественно, что Польша не захотела просто так расстаться с «украинским лакомым куском», и союз двух братских народов ждали впереди серьёзные испытания.

В 1654 году был предпринят удачный поход русского войска с царём против происков поляков, тогда же был подписан мирный договор, по которому Малая и Белая Россия оставались за русским царём.

В 1656 году талант Трубецкого нужен на другом направлении. Шведы, как и поляки, постоянно мечтавшие о русских землях, вторглись в Россию. Было собрано войско, которое возглавил Алексей Никитич, решивший и эту задачу, взяв город Юрьев.

В этом же, 1656 г., умирает Богдан Хмельницкий, и главенство над украинскими казаками переходит к его сыну Юрию, молодому и неопытному. Его шурин Виговский, поддерживаемый Польшей и Крымским ханом, обманув часть казачества, становится гетманом. Другая часть вновь обращается к Москве за помощью.

Алексей Никитич во второй раз назначается царём спасать Украину и возглавляет русское войско в 1659-нач.60 гг. Под Конотопом его ожидали испытания. 15-тысячное русское войско, неспешно осаждавшее город, подвергается нападению превосходящих сил Виговского и крымских татар, и вынуждено отступать до Путивля. Перегруппировавшись, Трубецкой пошёл обратно на Черкасские города Малороссии и брал их один за другим. Бывшие приверженцы Виговского присягали на верность Москве. Не только полководческий, но и, главное, дипломатический талант проявил князь в этом походе, особенно в Переяславле, где он искусством дипломатии «сложил пасьянс» в пользу Москвы. В октябре 1659 г. был подписан ещё один договор с казаками, который подтверждал договор 1654 г. и добавлял несколько статей, ещё более укреплявших позицию Московского царя.

В 1660 г. за успешное окончание малороссийских дел «тишайший» подарил князю Алексею Никитичу (помимо увеличения оклада, шубы, кубка, прочих наград) прародительскую вотчину город Трубчевск (Трубецк) и титул «Державца Трубчевского».

Через год, в 1662 г. в Москве происходит крупное народное волнение -Медный бунт. Верному слуге и другу царь поручает и эту головоломку. С подобными «внутренними» проблемами всегда справляться непросто. Вопросы нравственности и вероисповедания выходят чуть ли не на первый план. Именно поэтому деликатную проблему должен решить ближайший и надёжный соратник. Надо ли сомневаться, что и здесь князь оказался на высоте.

Давайте окинем взором ряд лет с конца 40-х до начала 60-х XVII в. Сколько выпало на его долю испытаний, решений важных государственных, ключевых вопросов. Даже для сегодняшнего стремительного времени подобный напряжённейший, с колоссальной ответственностью график смогли бы потянуть единичные политики самого высокого уровня.

Не забудем и другой цифры - князю уже за семьдесят. А медицинское обслуживание далеко от уровня нынешней кремлёвской медицины. Надежда - только на личное природное здоровье.

В 1663 г. князь отходит от активных дел. Это дает повод П.Долгорукову утверждать, что Алексей Никитич умер в 1663 г. Но не таков был крепыш Трубецкой. У него впереди ещё столько событий, что никакому Долгорукову и не снилось.

В истории села Гребнево (подмосковное Фрязино) можно прочесть, что после смерти жены Дмитрия Тимофеевича Трубецкого Анны Васильевны в 1655 г. селом владел Алексей Никитич Трубецкой. А он, в свою очередь, отдал его в 1663 г. внучатому племяннику, вывезенному из Польши, Юрию Петровичу.

Но при дворе он не забыт. И, хотя не принимает участия в боевых действиях, продолжает оставаться главнокомандующим русским войском в польской войне до 1667 г., когда подписывается Андрусовское перемирие.

В 1669 г. умирает его жена, Екатерина Ивановна Пушкина. Брак был бездетным. После её смерти набожный Алексей Никитич всё чаще задумывается о вечном, примеряя мысленно иноческую судьбу.

Проводя всё больше времени в Трубчевских землях, управлявшихся от его имени его доверенным лицом, наш «Державец Трубчевский» увеличивает своё внимание церковным делам этой земли. После польско-литовских притеснений православия (под которые попал и преподобный Нил Столобенский, некоторое время живший в земляной пещере под Трубчевским Троицким собором), князь жертвует свои средства на переустройство храмов.

После католиков в Троицком соборе и храмах Чолнского монастыря осталось множество литовских и польских икон, в частности, с изображениями    коронованной   Богородицы,    что   было   нетипично   для православной России того времени, сохранялась литовская звонница у Чолнских стен.

Алексей Никитич, будучи крупнейшим землевладельцем в стране и имевший большое состояние, направляет часть средств на благоустройство трубчевских храмов и прежде всего Троицкого собора, а также в Чолнский монастырь, внимание которому будет уделять до последних дней жизни.

Ещё в 1654 г. при взятии у поляков Мстиславля (на Могилёвшине) Алексей Никитич «взял в плен и вывез в Россию» замечательного мастера цениниых (изразцовых) дел и иконописца Степана Иванова (Полубеса). В 1667 г. по просьбе патриарха Никона, с которым князь Трубецкой был в дружеских отношениях, последний отдаёт Полубеса «в аренду» на несколько лет. Мастер переезжает в Москву, где становится широко известен по высокохудожественным изразцовым фризам и панно при оформлении храмов в Новоиерусалимском, Иосифо-Волоколамском, Солотчинском монастырях и многих храмах Москвы и Подмосковья. Спрашивается, где жил и работал знаменитый ценииник и иконописец между 1654 и 1667 гг.? Весьма вероятно, что изразцы Полубеса могли украшать строения Чолнского монастыря или Троицкого собора.

Часть собственных средств А.Н.Трубецкой направляет пустыни в честь преподобного Нила Столобенского (о.Селигер). Этот акт о многом может рассказать пытливому уму.

Дело в том, что в житии преподобного Нила нет конкретного упоминания о его пребывании в Трубчевске (XVI в.) и о католических притеснениях. Однако в городе сохраняется легенда о жизни преподобного в пещере соборной горы, у родника, позже освящённого в его честь. О том, как, по одним данным, он был обижен рыбаками, а по другим, что более вероятно, поляками-католиками. И встав на камень, преподобный уплыл на нём против течения Десны на север от Трубчевска. Здесь много лет (вплоть до сер.XX в.) находилась часовня, а ныне освящённая купель и родник св.преп.Нила Столобенского, которого очень почитают в Трубчевске.

Князь Алексей Никитич этим самым актом внимания к Ниловой пустыни «даёт нам сигнал» о большой степени вероятности и правдоподобности событий, хранимых в народном предании. Патриот родной земли, жертвуя средства на Нилов монастырь, тем самым как бы просит преподобного простить свой Трубчевск за происшедшие события.

Вновь он прибывает ко двору в 1672 г. на крестины младенца Петра I.

В это время все его мысли уже направлены на спасение собственной души в лоне православной церкви. Ему уже не нужны ни богатства, ни земли с крестьянами, ни титулы.

Своему крестнику Петру I он возвращает Трубчевск, дома в Кремле и прочее - внучатому племяннику Юрию Петровичу. К тому времени Юрий Петрович, крещёный родителями католиком, возвращается в православную веру.

В январе 1676 года умирает любимый царь, «тишайший» Алексей Михайлович. Править страной станет его сын Фёдор Алексеевич.

Обо всём подумал и позаботился Алексей Никитич.

Как патриот своего Отечества, ои сделал всё для сохранности её территории, присоединения к России братской Украины.

Как «Державен Трубчевскин», он восстановил православные храмы древней русской земли, уважил память преподобного Нила Столобенского.

Как патриот своей семьи и рода, не имея потомства и видя возможность прерывания фамилии в России, он вывез из Польши внучатого племянника Юрия Петровича, восстановив связь России и Трубецких.

Имея огромное состояние, множество званий и титулов, он не был повержен гордыней.

На тот свет, как известно, богатства не заберёшь. Его поступки последних лет свидетельствуют о глубокой нравственности и высоком православном мировоззрении.

Пожертвовав всем имуществом, восстановив храмы и монастыри, принял иночество, сделал главным свом оружием молитву.

Много лет Архимандриты Киево-Печерской Лавры обращались к Московскому царю с просьбой отдать Чолнский монастырь Лавре. Пока в-Трубчевске был А.Н.Трубецкой, монастырь продолжал оставаться в своём статусе.

И вот, наконец, Алексей Никитич удаляется в Чолнский монастырь и проводит там последние дни своей жизни. Здесь под монашеским именем Афанасий он тихо скончался в ] 680 году. Было ему около 90 лет.

В этом же году царь Фёдор Алексеевич даёт жалованную грамоту киевскому Архимандриту Иннокентию Гизелю с братией, по которой «обитель Рождества Христова Чолнский монастырь, который в Трубчевском уезде, со всяким монастырским строением и с заводы и со крестьяны и со всеми угодьи, что к тому монастырю изстари надлежит, имеет быть к Киево-Печерскому монастырю...» на долгих 106 лет.

Хотелось бы заострить внимание читателя на следующем. В словарях и энциклопедиях, которые, что-то правильно осветив, обязательно «наследят кривдой» («всё врут календари» - не я сказал), читаем, что при Иване Грозном Трубецкие (указываются те или иные представители династии) потеряли «свой удел». Не хотелось бы спорить о юридических тонкостях и о терминологии.

Трубчевск, даже переходя от Москвы к Польше и обратно в период с 1372 по 1672 гг. постоянно управлялся Трубецкими, кем бы они ни назначались этими самыми управляющими - Московским царём или Польским королём. И даже 1672 г. - дата скорее официальная, чем реальная. Алексей Никитич ещё 8 лет пребывал в Трубчевске, восстанавливая Троицкий собор и Чолнский монастырь до своей кончины в 1680 г.