Страницадля церквей

Материалы для истории церквей Брянского края

Нынешняя ситуация в брянском книжном мире хороша тем, что при желании книжку может выпустить каждый. Вот и рождаются порой совершенные уники, появление которых в иные времена было бы совершенно невозможно. К таковым я отношу увесистую хорошо изданную книгу «Материалы для истории церквей Брянского края».

Издание было реализовано известным любителем брянской церковной истории Олегом Вязьмитиным, которого нашел другой энтузиаст церковной истории Андрей Курбацкий. Сообща они из моря забвения вер­нули современным читателям необычную книгу, появившуюся ничтожным тиражом в начале прошлого века и о которой прежде лишь слы­шали (в областной библиотеке ее нет) только редкие специалисты. Это собрание выписок из московских архивов по истории брянских церк­вей XVII — первой половины XVIII веков, изго­товленное московским архивистом Гавриилом Тихомировым. Многие годы он делал эти вы­писки.

Для человека постороннего и несведущего эти разрозненные сведения о брянских церквях и их служителях могут показаться ужасно скучными. Материалы не выстраиваются в единую картину. Прочитать книгу одним духом от начала до конца сможет, скорее всего, только искушенный цени­тель. Но при этом — какая же прелесть знако­миться со странным миром, казалось бы, навсег­да исчезнувшим за давностью лет. Напомним, что материалы в брянских архивах по этой теме чрезвычайно скудны, а вот в архивах московских — Патриаршего казенного приказа и Священно­го Синода, — поди ж ты, многое сохранилось.

Книга не случайно названа именно «Материа­лами». Это никак не исследование, от которого потребовалась бы концепция, идея, выводы. Но, безусловно, сами «Материалы» могут со време­нем стать источником не для одного интересного исследования.

Большая часть опубликованных выписок по­священа строительству в селах новых храмов взамен обветшавших или получения мест для службы при храмах. Те века можно считать вершинои религиозного чувства у россиян, в жизни которых скромная деревянная сельская церковь занимала очень важное место.

Вот пишут церковному начальству в Москву в 1717 году, желая построить церковь жители, поселившиеся в Пробожьем (?!) поле (Севская десятина). Они жалуются, что до ближайшего храма 15 верст, «за нужными переправами, за водным путем, за таною дальностью во вся­ких прилучающихся мирсних потребах имеем нужду, без исповеди и причастия помирают, родительницы лежат без молитвы, многие дни мертвые тела лежат без погребения и для того ездим за священниками за 15 верст».

Тон и мотив подобных жалоб по­хож, и, казалось бы, в Москве долж­ны только радоваться умножению храмов. Однако зачастую противни­ками строительства выступали свя­щенники церквей в соседних селах, которые при таком раскладе теряли паству и доходы. Их сетования на нужду и грядущие лишения не менее эмоциональны, чем письма церков­ных строителей. Среди последних в переписке немало помещиков, в том числе и с известными именами, вро­де генерала Косагова, князя Засекина или пору­чика Тютчева. И так же, как рядовые просители они должны были обращаться в церковное ве­домство за разрешением построить новый храм. Правда, тут обычно дополнительно звучит иной мотив: «имею обещание перед жителями». А тогда, в отличие от нынешних времен, обещания были в цене и стоили дорого.

Замечателен язык обращений брянцев. Вот поп Феофан Иванов (1727 год) сообщает, что новая церковь Николая Чудотворца в Трубчевске убрана святыми иконами и прочим церковным благолепием, как по отеческим преданиям и уставом церковным содержится обычай. Или бурмистр Анисим Тялепев (1709 год) простодуш­но извещает, что «Изволением Божием церковь святого мученика Дмитрия в селе Познешовки сгорела вся без остатку... и ныне на том же месте мы обещались построить церковь Божию в тот же престол, а без указу лесу ронить и строить не смеем и просим тое церкви прихожанам дать грамоту».

Значительная часть выписок посвящена реше­нию вопросов содержания церковных служителей местными обществами:

- по выделению им земли на обработку под пашню и сенокос, снабжению зерном и прочая. Боль­шая часть брянского священничества тогда (Прим.: как изменились сегодня эти времена!) кормилась не столько с церковных служб, сколь­ко своим трудом на зем­ле и жила очень бедно.

Например, монах Кир с братиею (1705 год) из Предтечевой пустыни под Трубческом жалует­ся московскому началь­ству на своего духовного наставника иеромонаха Тимолаха, который «сво­им упрямством живет один от своего умысла и к мирским людям не ездит и всяким церковным доходом корыстуется один», и потому братии прямая опасность «вконец разориться и врозь разбрестить».

Мир нешуточных, в духе Лескова, страстей предстает со страниц «Материалов». Хочешь — просто читай, хочешь — исторические новеллы пиши: сюжетов достаточно!

Юрий ВАСИЛЬЕВ