Материалы для истории церквей Брянского края
Нынешняя ситуация в брянском книжном мире хороша тем, что при желании книжку может выпустить каждый. Вот и рождаются порой совершенные уники, появление которых в иные времена было бы совершенно невозможно. К таковым я отношу увесистую хорошо изданную книгу «Материалы для истории церквей Брянского края».
Издание было реализовано известным любителем брянской церковной истории Олегом Вязьмитиным, которого нашел другой энтузиаст церковной истории Андрей Курбацкий. Сообща они из моря забвения вернули современным читателям необычную книгу, появившуюся ничтожным тиражом в начале прошлого века и о которой прежде лишь слышали (в областной библиотеке ее нет) только редкие специалисты. Это собрание выписок из московских архивов по истории брянских церквей XVII — первой половины XVIII веков, изготовленное московским архивистом Гавриилом Тихомировым. Многие годы он делал эти выписки.
Для человека постороннего и несведущего эти разрозненные сведения о брянских церквях и их служителях могут показаться ужасно скучными. Материалы не выстраиваются в единую картину. Прочитать книгу одним духом от начала до конца сможет, скорее всего, только искушенный ценитель. Но при этом — какая же прелесть знакомиться со странным миром, казалось бы, навсегда исчезнувшим за давностью лет. Напомним, что материалы в брянских архивах по этой теме чрезвычайно скудны, а вот в архивах московских — Патриаршего казенного приказа и Священного Синода, — поди ж ты, многое сохранилось.
Книга не случайно названа именно «Материалами». Это никак не исследование, от которого потребовалась бы концепция, идея, выводы. Но, безусловно, сами «Материалы» могут со временем стать источником не для одного интересного исследования.
Большая часть опубликованных выписок посвящена строительству в селах новых храмов взамен обветшавших или получения мест для службы при храмах. Те века можно считать вершинои религиозного чувства у россиян, в жизни которых скромная деревянная сельская церковь занимала очень важное место.
Вот пишут церковному начальству в Москву в 1717 году, желая построить церковь жители, поселившиеся в Пробожьем (?!) поле (Севская десятина). Они жалуются, что до ближайшего храма 15 верст, «за нужными переправами, за водным путем, за таною дальностью во всяких прилучающихся мирсних потребах имеем нужду, без исповеди и причастия помирают, родительницы лежат без молитвы, многие дни мертвые тела лежат без погребения и для того ездим за священниками за 15 верст».
Тон и мотив подобных жалоб похож, и, казалось бы, в Москве должны только радоваться умножению храмов. Однако зачастую противниками строительства выступали священники церквей в соседних селах, которые при таком раскладе теряли паству и доходы. Их сетования на нужду и грядущие лишения не менее эмоциональны, чем письма церковных строителей. Среди последних в переписке немало помещиков, в том числе и с известными именами, вроде генерала Косагова, князя Засекина или поручика Тютчева. И так же, как рядовые просители они должны были обращаться в церковное ведомство за разрешением построить новый храм. Правда, тут обычно дополнительно звучит иной мотив: «имею обещание перед жителями». А тогда, в отличие от нынешних времен, обещания были в цене и стоили дорого.
Замечателен язык обращений брянцев. Вот поп Феофан Иванов (1727 год) сообщает, что новая церковь Николая Чудотворца в Трубчевске убрана святыми иконами и прочим церковным благолепием, как по отеческим преданиям и уставом церковным содержится обычай. Или бурмистр Анисим Тялепев (1709 год) простодушно извещает, что «Изволением Божием церковь святого мученика Дмитрия в селе Познешовки сгорела вся без остатку... и ныне на том же месте мы обещались построить церковь Божию в тот же престол, а без указу лесу ронить и строить не смеем и просим тое церкви прихожанам дать грамоту».
Значительная часть выписок посвящена решению вопросов содержания церковных служителей местными обществами:
- по выделению им земли на обработку под пашню и сенокос, снабжению зерном и прочая. Большая часть брянского священничества тогда (Прим.: как изменились сегодня эти времена!) кормилась не столько с церковных служб, сколько своим трудом на земле и жила очень бедно.
Например, монах Кир с братиею (1705 год) из Предтечевой пустыни под Трубческом жалуется московскому начальству на своего духовного наставника иеромонаха Тимолаха, который «своим упрямством живет один от своего умысла и к мирским людям не ездит и всяким церковным доходом корыстуется один», и потому братии прямая опасность «вконец разориться и врозь разбрестить».
Мир нешуточных, в духе Лескова, страстей предстает со страниц «Материалов». Хочешь — просто читай, хочешь — исторические новеллы пиши: сюжетов достаточно!
Юрий ВАСИЛЬЕВ