Пожарное депо Стародуб Брянская область
В центре древнего Стародуба на улице Московской до 26 марта 1977 года стоял редкий памятник деревянной гражданской архитектуры, единственный в Брянской области - пожарное дело с каланчой.
В тот злосчастный день памятника не стало. Разобран ... на дрова. Так, по-стародубски, было отмечено вступление в силу «Закона СССР о сохранении и использовании памятников истории и культуры».
А жаль. Это утилитарное здание, как никакое другое, имело право быть сохранённым. В нём выражался характерный облик русской провинции первой половины XIX века. Здание никому не мешало. Следовало лишь проявить больше внимания и любви к истории своего города и, отремонтировав, найти ему новое использование. Хотя бы в качестве филиала мастного краеведческого музея, который теснится в небольшом здании. Но непоправимое сделано. Мы включаем этот памятник в своё описание памятников деревянного зодчества, так как он, исчезнув, все же расширяет наше представление о деревянном зодчестве прошлого и помогает полнее характеризовать былой архитектурный лик родного края.
Время постройки пожарного депо относятся к первой трети XIX столетия, когда на необъятной территории России ещё процветал классицизм в своей последней стадии развития - русский ампир, как его часто называют исследователи архитектуры и искусства.
Стародубское депо являлось типичным примером «деревянного ампира».
Пожарное депо, г. Стародуб. 1 -я половина XIX в.
В плане здание представляло собой вытянутый прямоугольник, расчлененный на крупные помещения в левой части и на мелкие в правой (это результат позднейших перепланировок). Несколько правее середины здания с опорой на поперечные стены и четыре столба первого этажа размещалась каланча. Перед нею в первом этаже над главным входом - четырехколонный портик.
Стены здания рублены из бревен, соединенных «в лапу». Стены башни из брусьев. Фундаменты кирпичные. Крыша четырехскатная над основным объемом с врезанной в неё двухскатной крышей портика. Над верхним ярусом каланчи - восьмигранная купольная.
Объемно-пространственная композиция основана на контрастном противопоставлении горизонтального протяжённого корпуса депо и вертикали каланчи.
Несколько выше крыш корпуса и портика поднят четверик основания каланчи. На нём поставлен высокий восьмерик с обзорной площадкой наверху вокруг небольшого восьмигранного завершения - будки башни. Башня четырёхэтажная. Ее корпус в трёх ярусах прорезан прямоугольными оконцами - по окну через грань. По оси каланчи портик главного входа. Он решён в упрощённых формах классицизма с имитацией элементов каменной архитектуры. Антаблемент и внутренняя часть треугольного фронтона разрезаны полукруглой аркой-нишей на всю глубину портика.
Это укрупнило рисунок входа, обогатив его глубокой тенью, и сделало масштабным башне. Столбы портика - по два с каждой стороны арки -восьмигранные. Карнизы портика и корпуса башни и венчающей будки - с небольшими выносами масштабного рисунка с общим характером
архитектуры здания. Другие элементы декора фасадов носят простой утилитарный характер.
Здание производило хорошее впечатление строгой композиционной ясностью, логикой построения объемов, хорошими слаженными соотношениями масс, выразительным необычным силуэтом.
Уничтожение его - потеря заметной части исторического лика города.