Страницадепо

Пожарное депо Стародуб  Брянская область

В центре древнего Стародуба на улице Московской до 26 марта 1977 года стоял редкий памятник деревянной гражданской архитектуры, единственный в Брянской области - пожарное дело с каланчой.

В тот злосчастный день памятника не стало. Разобран ... на дрова. Так, по-стародубски, было отмечено вступление в силу «Закона СССР о сохранении и использовании памятников истории и культуры».

А жаль. Это утилитарное здание, как никакое другое, имело право быть сохранённым. В нём выражался характерный облик русской про­винции первой половины XIX века. Здание никому не мешало. Следовало лишь проявить больше внимания и любви к истории своего города и, отремонтировав, найти ему новое использование. Хотя бы в качестве филиала мастного краеведческого музея, который теснится в небольшом здании. Но непоправимое сделано. Мы включаем этот памятник в своё описание памятников деревянного зодчества, так как он, исчезнув, все же расширяет наше представление о деревянном зодчестве прошлого и помогает полнее характеризовать былой архитектурный лик родного края.

Время постройки пожарного депо относятся к первой трети XIX столетия, когда на необъятной территории России ещё процветал клас­сицизм в своей последней стадии развития - русский ампир, как его часто называют исследователи архитектуры и искусства.

Стародубское депо являлось типичным примером «деревянного ампира».

Пожарное депо, г. Стародуб. 1 -я половина XIX в.

В плане здание представляло собой вытянутый прямоугольник, рас­члененный на крупные помещения в левой части и на мелкие в правой (это результат позднейших перепланировок). Несколько правее сере­дины здания с опорой на поперечные стены и четыре столба первого этажа размещалась каланча. Перед нею в первом этаже над главным входом - четырехколонный портик.

Стены здания рублены из бревен, соединенных «в лапу». Стены башни из брусьев. Фундаменты кирпичные. Крыша четырехскатная над основным объемом с врезанной в неё двухскатной крышей портика. Над верхним ярусом каланчи - восьмигранная купольная.

Объемно-пространственная композиция основана на контрастном противопоставлении горизонтального протяжённого корпуса депо и вертикали каланчи.

Несколько выше крыш корпуса и портика поднят четверик основания каланчи. На нём поставлен высокий восьмерик с обзорной площадкой наверху вокруг небольшого восьмигранного завершения - будки башни. Башня четырёхэтажная. Ее корпус в трёх ярусах прорезан прямоуголь­ными оконцами - по окну через грань. По оси каланчи портик главно­го входа. Он решён в упрощённых формах классицизма с имитацией элементов каменной архитектуры. Антаблемент и внутренняя часть треугольного фронтона разрезаны полукруглой аркой-нишей на всю глубину портика.

Это укрупнило рисунок входа, обогатив его глубокой тенью, и сделало масштабным башне. Столбы портика - по два с каждой стороны арки -восьмигранные. Карнизы портика и корпуса башни и венчающей будки -  с небольшими выносами масштабного рисунка с общим характером
архитектуры здания. Другие элементы декора фасадов носят простой утилитарный характер.

Здание производило хорошее впечатление строгой композиционной ясностью, логикой построения объемов, хорошими слаженными соот­ношениями масс, выразительным необычным силуэтом.

Уничтожение его - потеря заметной части исторического лика города.