Страницадефицит

Брянщина. Дефицит в СССР как это было.

 

Новая, «брежневская», элита отказалась от концепции быстрого развития ради «стабильности», обернувшейся на практи­ке отставанием. Темпы роста ВВП, которые в 50-е составляли в среднем 8% в год, сни­зились в 60-е до 5,5% и в 70-е — до 4%. Соответственно, в условиях «торможения» национальный продукт начал распреде­ляться избирательно. Если каста чиновни­ков и партийных работников ни в чем особо себе не отказывала, то остальная страна, так и не успев «догнать Америку», роптала в очередях и сочиняла анекдоты о «социа­листическом изобилии».

Главным героем наступившей эпохи вместо военных и космонавтов становит­ся тот, кто распределяет. Его величество Продавец, Завмаг или, как шутил всесоюзный юморист Аркадий Райкин, — «Дирек­тор-магазин». «Вас много, а я одна» — из­любленная фраза «работника прилавка», как почетно обозначалась должность продавца.

Воодушевление от космических побед отходит на второй план. Жизнь советских людей входит в колею обывательскую — поэтапное приобретение, «доставание» тех или иных дефицитных вещей. Этапы «по­требительского роста» для среднего со­ветского человека выглядели следующим образом — ковер, хрусталь, мебельная «стенка», цветной телевизор, автомобиль. Все стоило очень недешево, потребитель­ских кредитов фактически не существо­вало и за многими вещами приходилось годами «стоять в очереди».

Существование среднестатистического человека в условиях дефицита походи­ло на постоянную «охоту»: те, кто не смог оказаться включенным в цепочки ВИП-распределения, старались повсюду заво­дить «полезные связи». Обычно речь шла о директорах магазинов, заведующих от­делами в торговых точках, завхозах.

Приобретение дефицита часто напомина­ло секретную операцию — сначала звонок от «своего человека», потом стремитель­ный рейд в магазин, чтобы там, скрываясь от взглядов прохаживающихся вдоль пустых полок посетителей, полулегально приобре­сти, зачастую без примерки (если речь шла об одежде), «отложенную» для тебя вещь.

Конечно, уровень товарного дефицита в разных регионах сильно различался. Каж­дый населенный пункт СССР был отнесен к одной из «категорий снабжения». Все­го их было четыре: особая, первая, вторая и третья. К особой и первой категориям от­носились Москва и Ленинград, крупные про­мышленные центры, а также такие союзные республики, как Литва, Латвия, Эстония и ку­рорты союзного значения, например, Кавказ­ские Минеральные воды. Жители этих про­мышленных центров имели право получать из фондов централизованного снабжения хлеб, муку, крупу, мясо, рыбу, масло, сахар, чай, яйца в первую очередь и по более высо­ким нормам. Потребители особого и первого списков составляли примерно 40% от всех снабжаемых дефицитом, но получали льви­ную долю государственного снабжения — 70-80%. Если не считать городов-миллион-ников, то в среднем хуже всего продуктами питания и промышленными товарами снаб­жалось именно население РСФСР.

Таким образом центр тогда «покупал» лояльность союзных республик. Тем, кто жил в небольших городах, приходилось довольствоваться весьма скудным переч­нем товаров. При этом в рамках плановой распределительной экономики ситуация часто доводилась до абсурда. К примеру, Брянский мясокомбинат, как вспоминал директор Петр Кузнецов, почти всю кол­басу и мясо поставлял в Москву, и только субпродукты по особым разрешениям до­ставались населению Брянска.

Не секрет, наиболее высокий уровень жизни в СССР был в республи­ках Закавказья и При­балтики. Возьмем в ка­честве примера главный фетиш советской эпохи дефицита — личный ав­томобиль. В 1985 году в РСФСР уровень авто­мобилизации составлял 44,5 автомобиля на ты­сячу населения (причем в основном за счет Мо­сквы, Ленинграда и юж­ных областей), но в Гру­зии этот показатель равнялся 79, а в При­балтике — 80-110. К слову, сегодня уро­вень автомобилизации составляет в среднем по России 250 автомо­билей на тысячу населе­ния, а в Грузии — 130.

Доступ к дефициту был одним из главных стиму­лов в советской системе ценностей. Чем выше человек продвигался в иерархии той системы, в которой он работал (совсем не обязательно речь шла о КПСС), тем больше возможности в этом смысле у него появлялось.

Особый доступ к дефицитным товарам имели люди, продвинувшиеся по слу­жебной лестнице в той или иной области. Писатели, актеры, ученые, руководители предприятий, отраслевые управленцы, функционеры. У всех были свои спецмага­зины и спецпайки. К борьбе с дефицитом подключались профсоюзы, снабжавшие родные коллективы сгущенкой, тушенкой, колбаской и шпротами — по красным дням календаря, а еще и марокканскими манда­ринами и шоколадными конфетами — под Новый год и к «октябрьскому празднику». Глава профсоюза сочинял письмо на блан­ке предприятия в райпищеторг с просьбой отоварить ударников и передовиков произ­водства продуктами (список прилагался).

В то время, когда одни страдали из-за хронического товарного дефицита, другие на нем зарабатывали. Нехватка определен­ных товаров, а также разница между регу­лируемыми госценами и ценами черного рынка создавали чудовищные диспропор­ции в товарном обмене. К примеру, в вось­мидесятые можно было поменять импорт­ный видеоплеер на долю в кооперативной квартире в центре Москвы. Даже в начале девяностых в столице нередко совершались сделки из разряда «Ме­няю машину „Москвич" на квартиру». Кому-то эти диспропорции при­носили огромные дохо­ды. Уже в семидесятые годы в одной Москве было несколько тысяч долларовых миллио­неров. Забавно, но был отдельный магазин для членов-корреспонден­тов Академии наук и от­дельный магазин для академиков.

В одном продавали красную икру, а в дру­гом можно было по та­лонам купить и черную. Весь дефицит, о ко­тором мечтал советский гражданин, можно ус­ловно поделить на две основные категории. Первая — товары совет­ского производства той или иной степени по­вседневной необходи­мости, начиная от кол­басы и заканчивая туалетной бумагой, которую в обиходе обычно заменяли ре­заными газетами. Те, кто хорошо помнит советские времена, наверняка с иронией относятся к нынешней панике по поводу замены итальянского пармезана на «бе­лорусский» или исчезновения мраморной австралийской говядины. В 80-е годы скупали подчистую почти все, включая то­вары, которые в глазах современного по­требителя могут показаться, скажем так, экзотичными. В семидесятые была распро­странена мода на книги, хрусталь и фар­фор. В книжном магазине случались давки за пятитомником Дюма, отца или сына, или за очередным переизданием «Сестры Кер­ри» Теодора Драйзера или «Братьев Кара­мазовых» Федора Достоевского. Зачастую дефицит имел конкретное название — модно было иметь дома товар какого-то конкретного производителя — так, в пром­товарных магазинах охотились именно за чешским хрусталем, гэдээровским сер­визом «Мадонна» или люстрой «Каскад» с псевдохрустальными висюльками.

Вторая категория дефицита — разного рода импортные «излишества», символы, как ее называли тогда, «красивой жиз­ни». Джинсы, импортная аудиотехника, кожаные изделия. Произведенные на Западе товары в силу своей недоступности и хорошего качества повсеместно фети­шизировались. Неудовлетворенный по­требительский спрос доводил ситуацию до того, что советские люди (конечно, далеко не все) заполняли свои серванты пустыми, но красивыми бутылками из-под виски, жестяными пепси-кольными банка­ми и опустошенными сигаретными пачка­ми с изображением ковбоя Мальборо. Эти артефакты в лучших «туземных» традициях с благоговением демонстрировались род­ственникам и друзьям, которые зачастую не только рассматривали их, но и обнюхи­вали. Если человек, к примеру, появлялся на публике в импортных джинсах, он неиз­менно вызывал у других повышенное вни­мание и даже почитание.

Власти в СССР понимали ненормальность ситуации. Вместо «победы коммунизма», обещанной в начале шестидесятых, ря­довые советские граждане не обеспечи­вались элементарным набором товаров и услуг. Первая половина восьмидесятых была отмечена масштабными попытками победить дефицит. Наибольшие пробле­мы тогда наблюдались с продовольствием. На 1981 год приходится пик импорта про­дуктов питания — их закупили на сумму 50 млрд долларов (в долларах 2009 года). Неудивительно, что в 1982 году с большой помпой была утверждена «Продоволь­ственная программа».

В ходу сразу появилась шутка: «Пита­емся вырезкой из Продовольственной программы». Цели программа, которую разрабатывал Михаил Горбачев, стави­ла грандиозные — к 1990 году увеличить объем производства питания в 2,5 раза. Ликвидации проблем с продовольствием должна была поспособствовать и либера­лизация дачного строительства. Дачные наделы (по 3-6 соток земли) советским гражданам наконец разрешили приобре­тать в бессрочное пользование. Выращи­вать там клубнику, картошку, огурцы — в общем, заниматься «собирательством».

Став первым лицом в СССР, Горбачев за­думал ликвидировать еще один дефицит. Он пообещал, что к 2000 году в соответ­ствии с Жилищной программой «каждая советская семья» будет жить в отдельной квартире или доме. Но пока граждане записывались в очередь и стояли в ней десятилетиями в надежде получить «хру­щевку» — жилье эконом-класса. Не спра­вившись ни с дефицитом продуктов, ни с дефицитом жилья, Горбачев в итоге ликвидировал страну.

Вадим НИКОЛАЕВ


АПРЕЛЬ, 2015   ТОЧКА!