Страницачуровичи

Чуровичи

села Чуровичи

Многие жители Климовского района видели сюжет на одном из центральных телеканалов про военнослужащего с позывным «Филин». Более того, жители села Чуровичи на экране узнали своего земляка. Итак, почему «Филин»? «Я, как филин, вижу все и везде, голова, как и я, крутится на 360 градусов», – раскрыл загадку наш земляк. Поинтересовались и о семье… Сейчас родные Александра живут и работают в Москве. Светлана Федоровна, его мама, – оператор ООО «Лукойл АЗС». По словам героя, она много времени уделяла воспитанию сыновей, которых у нее двое. – Мама старалась дать нам только лучшее, за что ей огромное спасибо, – говорит Александр. Отец Анатолий Александрович работает вахтовым методом. Он также уделял воспитанию значительную часть времени. Саша ходил с ним в храм, изучал основы православия. Младший брат Иван учится в колледже, после окончания получит профессию программиста. Так как родителям приходилось много работать, с седьмого класса воспитание парня было на плечах бабушки Валентины Трофимовны и дедушки Федора Михайловича. – Они настоящие труженики. Привили мне с ранних лет любовь к труду, дисциплине, Родине, близким, – делится внук. Можно сказать, что жизнь его в школьные годы была похожа на тысячи других. Учился в Чуровичской сельской школе. Занимался спортом: бег, баскетбол, легкая атлетика. Выступал на культурно-массовых мероприятиях. Скучать было некогда. Кстати, именно в школе встретил свою будущую жену. После окончания школы решил поступить в военный университет Министерства обороны. Его выбор поддержала вся семья. В годы учебы всегда был в центре событий университета. Принимал участие в военном параде на Красной площади, посвященном Дню Победы. – Я был, так сказать, местным художником. Занимался оформлением боевых листков, рисовал портреты сослуживцев и тому подобное, – вспоминает молодой человек. В 2018 году Александр окончил университет в звании лейтенанта. По распределению был отправлен в Сибирь и назначен на должность заместителя командира мотострелковой роты по военно-политической работе. Заслужив доверие командования, в 2021 году в звании старшего лейтенанта назначен на должность заместителя командира мотострелкового батальона по военнополитической работе (ВПР). В тот же год у Валерии и Александра родился сын Максим. – Наступил 2022 год, 11 января я в составе бригады убыл на приграничную с Украиной территорию на учения. Там была организована качественная подготовка: бригадные учения, полевые выходы, ночные и дневные стрельбы, вождение боевых машин. 24 февраля мы получили приказ и приступили к выполнению новых задач… 1 октября был ранен в Запорожской области. После лечения и реабилитации 13 декабря отправился к своим. Пришлось первое время использовать трость, так как ходить без нее не мог. Было тяжело, но это никак не помешало выполнять свои обязанности. Главное не бояться и стремиться достигнуть своих целей, – уверен Александр. Задача «Филина» – создать условия боевым товарищам, в которых они будут психологически устойчивы. В месте дислокации подразделения он организовал полевой храм, пункты ВПР, отбора на контракт и связи с родственниками, оборудовал спортплощадки, баню с комнатой отдыха. В копилке Александра различные государственные и ведомственные награды, среди них «За отвагу», «За боевые отличия», «За достижения в военно-политической работе», «80 лет бригаде». На вопрос: «Какая у него мечта?» – «Филин» ответил: «Стать генералом! И, конечно, закончить начатое и вернуться поскорее к своим жене и сыну. Я очень сильно их люблю». Такие же теплые слова в адрес супруга адресовала Валерия: «Мы начали встречаться, когда он даже еще не был выпускником. И с того момента так и идет наш совместный путь. Потом он получил аттестат и сразу же пошел в военный университет, а мне еще оставалось доучиться два класса. Потом поступила в Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского на юридический. Редкие встречи: он в Москве, я в Брянске. Постоянно его ждала, когда приедет в отпуск на зимние или летние каникулы. Морально уже готовилась к тому, что такая жизнь у нас и будет. Потом выпуск, он уехал служить в Сибирь. Не задумываясь поехала с ним. Это мой путь, это мой человек. К тому времени мы уже многое вместе прошли. Саша мне сделал предложение. И мы поехали к месту его распределения . Когда он отправился «за ленточку», очень волновалась. Тревожно было, когда долго не выходил на связь. Трудно словами передать эмоции. Постоянно держишь рядом телефон, ждешь хоть какую-то хорошую весточку. Очень горжусь Сашей. Среди моих знакомых есть такие, которые не понимают целей и задач СВО. Их не осуждаю. Но мой муж не струсил! Горжусь им! Говорит, что он там для того, чтобы здесь, у нас, у его семьи, было мирно, тихо».

Чуровичи (Климовский район)

В переводе с древнерусского языка слово «чур» означает грань, рубеж. От урочища Чуров лог, т.е. лог на пограничных землях, и получили название Чуровичи. Возникло это старообрядческое поселение в середине XVII века, после того, как произошёл раскол православной церкви, который был своеобразным выражением социального протеста, против всё усилившегося гнёта. Крестьяне, не принявшие новые религиозные каноны, покидали Московию, уходили на юг и селились в дремучих лесах.

ЧУРОВИЧИ

Уже и слоган на Брянщине сложился: «Нужны огурцы – поехали в Чуровичи!». А сами селяне недавно создали большой альбом «Ода чуровичскому огурцу», где можно прочесть, что огуречниками коренные жители прослыли давно, ещё до революции. Чему способствовали и полноводная река Довжик, и правильная почва, и исключительное трудолюбие народа, помноженное на владение неведомой другим «огурцовой» тайной.

Понятно, что и первый колхоз здесь когда-то назвали не банально «Заря коммунизма» или что-то в этом роде, а гордо – «Красный огородник»! Сейчас в маленьких Чуровичах, как и прежде, ежегодно выращиваются тонны огурцов, большая часть которых отправляется на ближние и дальние рынки. И только здесь могло родиться и полюбиться многим экзотические блюдо – огурцы тушеные с мясом.

Нынче осень на дворе, и все огурчики давно собраны и реализованы, а остальные уже в банках и бочках отправлены в погреба. Малосольные и хрустящие, с чесноком и укропчиком, по давней традиции они будут испробованы уже во время предстоящих ноябрьских праздников.

Всего по две станции находились на дорогах из посада Чуровичи до города Новозыбкова и из Стародуба в Погар. Через Новозыбков и Мглин направлялись основные транспорты с табаком из южных уездов Чернигов­ской и Полтавской губерний в северные города. С востока сюда доставляли пеньку и конопляное масло, переправляемые затем к пристаням Западной Двины.

п. Чуровичи

 

 Чуровичи, Церковь Божией Матери «Знамение»

 

Церковь Успения (с. Чуровичи)

 

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЕЛА ЧУРОВИЧИ

      Согласно летописным записям наше село возникло более 300 лет назад. В начале оно называлось слободой, а затем — посадом. 

     Существует несколько легенд о происхождении названия села. По одной из них свое название село получило от древнерусского слова «чур», что значит «грань», «рубеж». Так как поселение находилось на самой окраине России, на её рубеже, и произошло якобы название села Чуровичи. 

      По другим сведениям это поселение основали старообрядцы из подмосковного села Чур. Существует ещё и третья легенда, по которой ЧУРОВИЧИ стали называться по фамилии главы старообрядческой общины ЧУРОВА.

      Сейчас трудно судить, какая из этих трёх легенд является правдоподобной. 

      Здесь, в наших местах, три столетия назад были непроходимые леса. По словам старожилов ещё в конце 19-го века во все стороны от села тянулись сплошные девственные леса. И сейчас в ЗЕЛЕНИЦКОМ лесу есть многовековые дубы и осины, которые являются живыми свидетелями той далекой поры. 

      Согласно существовавшим в то время канонам в старообрядческом посаде могли жить только старообрядцы. «Инаковерующих» старообрядцы не признавали и не разрешали им даже жениться. Старообрядческая религия делилась в свою очередь на несколько ветвей /толков/. Были среди них «беспоповцы», «белокриничники» и другие.

Каждый старообрядческий дом изобиловал иконами. И молились они «денно и ношно» всем святым угодникам.

      Вот, что рассказывает бывший старообрядец АКИМ ФЕДОРОВИЧ ГОРОХОВ: «Я был заядлым богомолом-старовером. Вместе с родителями мы дни и ночи дома и в церкви молились богу и просили хорошей жизни. В среду и в пятницу грех было есть мясо и молоко. А после Рождества Христова был пост Великий. В пост попы давали нам задание: утром и вечером по сто поклонов перекреститься и поклониться и лбом на пол. А в левой руке держали лестовку, на ней сто нарезок: поклонился и пальцем отсчитывай. Это наказание за год. Так отмаливали грехи. 

       В школьном музее есть лестовка старообрядческая, которая служила для неграмотного верующего ориентиром для счёта.

      В ЧУРОВИЧАХ было две церкви: одна деревянная – православная, вторая кирпичная – белокриничная церковь. Она и сейчас существует как памятник архитектуры 19 века и находится под охраной государства. 

     Среди старообрядцев в Чуровичах были так называемые «БЕСПОПОВЦЫ», которые совершенно не признавали попов и церковь. Богу они молились в так называемых «молельных» домах. Службу справлял грамотный человек, умевший читать церковные книги. Ещё сейчас в селе среди старых людей есть верующие беспоповского толка.

      Посад ЧУРОВИЧИ по тем временам был большим поселением, административным и торговым центром для окружающих сел. По достоверным данным до Великой Октябрьской социалистической революции в ЧУРОВИЧАХ насчитывалось свыше тысячи домов и проживало в селе более 5 тысяч жителей. В посаде проживало много семей евреев, которые в основном занимались торговлей и кустарным производством. Была в селе и еврейская синагога /церковь/. Она находилась там, где сейчас проживает ВОЛОКУШИН ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ (улица ЛЕНИНСКАЯ). Евреи имели свои небольшие лавки, они содержали две аптеки, имели шинки, трактир и др. Еврей по фамилии ДОБИН имел свою небольшую пекарню, торговал булками и баранками.

      Среди мещан-старообрядцев в ЧУРОВИЧАХ было несколько купцов. Самым богатым из них был купец Первой гильдии ПУГАЧЕВ ТИМОФЕЙ ДЕНИСОВИЧ, который скупал у крестьян пеньку, льноволокно, мед и другое сырье. Он вел торговлю даже с Германией. Были и другие купцы. Богатый купец ПРЯНИШНИКОВ ИВАН СЕМЕНОВИЧ имел свой заезжий дом, закусочную, нелегально содержал воровской притон. Воры – конокрады приводили к нему ворованных лошадей, а он потом продавал их втридорога специальным перекупщикам. Дом этого купца и сейчас сохранился. Это двухэтажное здание в центре села – нынешний интернат ЧУРОВИЧСКОЙ средней школы.

      С односельчанами ПРЯНИШНИКОВ вел себя высокомерно, а напившись любил «потешиться». Он избивал первых ему попавшихся ему под руку и всегда он оставался безнаказанным, потому что на его стороне были все законы.

        Были в селе и победнее купцы. Так, купец БЕЛОВ ДЕНИС ДМИТРИЕВИЧ имел свой торговый дом. Он скупал скот, затем мясо продавал в магазинах, поставлял государству. Купец Асбелев имел свой бакалейный магазин. 

      

Краткая история посада Чуровичи

В настоящее время Чуровичи – село Климовского района Брянской области, расположенное в 28 км к юго-западу от Климова, центр Чуровичского сельского поселения (включает село Петрова Гута, деревню Ягодное и поселки: Бугровка, Вознесенск, Новый Варин и Перекоп). Село было основано в 1709 г. сотником Иваном Чарнолузским как старообрядческая слобода (первоначальное название – Щуровичи); с 1770-х гг. по 1929 г. – посад (Новозыбковского уезда). В Чуровичах действовало две церкви; до настоящего времени сохранилась каменная старообрядческая Успенская церковь (памятник архитектуры начала ХХ в., с 1937 г. была закрыта).

С. Чуровичи Новозыбковского уезда Черниговской губернии.

В конце XIX в. Чуровичах была открыта земская школа, в 1908 – общественный банк. К началу ХХ в. население посада превышало 4000 человек (около 10% – евреи); проводилось 5 ежегодных ярмарок. В 1923– 1929 гг. – Чуровичи становятся волостным центром; в 1929– 1932 и 1944– 1956 – райцентром.

В 1960–1980-х гг. в Чуровичах действовал аэропорт местного значения. Отделение связи в Чуровичах – одно из старейших на Брянщине, упоминается с середины XIX в.