СтраницаЧудотворная

Чудотворная обитель. Брянск.

Святой благоверный князь Роман Брянский

Великий князь Роман Михайлович Брянский правил на нашей земле в XIII веке. Это время называют «золотым веком» Брянщины.

Под предводительством Романа

наши войска разгромили литовцев, наводил князь страх

и на татаро-монголов, претендовал на объединение зе-

мель русских... Но в 1288 году князь черниговский и де-

брянский Роман Михайлович неожиданно стал слепнуть.

Много тогда средств перепробовали, много лекарей кол-

довали над государем, да все без толку.

Князь Роман Брянский. Худ. В.М. Златогорский

И тут великому князю брянскому рассказали о зна-

менитой иконе, исцеляющей недуги. Образ Божьей Мате-

ри находился в Киево-Печерской лавре. Роман снарядил

за ней архимандрита Петровского монастыря с монаха-

ми. Получив заветный дар, брянцы поплыли обратно. Но

вдруг, как гласит предание, «стала ладья на едином месте

среди реки Десны; гребцы немогуще загрести ни горе, ни

в низ». Пришлось заночевать на берегу. Утром икона с ла-

дьи исчезла. В поисках исходили все побережье, пока не

нашли ее среди ветвей дуба, стоящего на самом высоком

месте меловой горы у изгиба реки.

Прослышав о чудесном исчезновении и обрете-

нии привезенной иконы, князь Роман с родными, при-

ближенными боярами и брянским духовенством даже

не направился, а практически бегом устремился к ме-

сту обретения образа. Подойдя к дубу, Роман Михай-

лович пал на колени и воскликнул со слезами: «О, Пре-

святая Владычица, Госпожа, Дева, Богородица! Услыши

глас молитвы моей и дай прозрение очима», — и в тот

же час прозрел; как уверяет летопись, стал видеть луч-

ше прежнего.

Князь поклялся построить на этом месте храм. Дуб

же, на котором отыскалась чудотворная икона, был раз-

делен на части и роздан как святыня.

Деревянный храм в честь Успения Богородицы

стал центром пустынножительной обители — Свенско-

го монастыря. На ее обустройство Роман Михайлович

выделил достаточно злата и серебра, а впоследствии в

храме и был погребен. Обитель заселили 70 монахов, они

обнесли монастырь валом и частоколом из заостренных

бревен для обороны: в те времена обители зачастую вы-

ступали как крепости...

Вид на монастырь с реки Десны

С переходом Брянска в состав Московского го-

сударства Свенский монастырь — во многом благодаря

своей чудотворной иконе — стал местом центральным.

Московское правительство не могло не признать его зна-

чение в деле укрепления границ русского государства:

близко Киев. Поэтому цари Иван Грозный, Федор Иоанно-

вич, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михай-

лович, Федор Алексеевич, Петр I, императрица Елизавета

Петровна, патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы, Ро-

мановы, Нагие всячески содействовали укреплению мона-

стыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами.

Особенно щедр был набожный Иван Грозный. Бо-

гатыми вкладами он надеялся замолить свои личные утра-

ты и злодеяния. Первым стал вклад в 40 рублей после

смерти любимой супруги царя Анастасии Романовой в

1560 году. Сумма по тем временам немалая — хороший

боевой конь стоил 15 рублей. Последний же вклад по-

шел на помин души царевича Иоанна Иоанновича, уби-

того самим Грозным.

Свенский монастырь в конце XX века

 

При Иване Грозном началось строительство ка-

менных храмов вместо деревянных. Успенский собор мо-

настыря — монументальное пятиглавое четырехстолпное

здание — был возведен в 1578 году тверским мастером

Гаврилой Дмитриевичем Маковым. Редкой работы желез-

ные двери для него еще в 1565 году пожертвовал Иван

Федорович Мстиславский для поминовения его родите-

лей — князя Федора и княгини Анастасии.

В соборе находился величественный семиярус-

ный резной иконостас высотой 33 метра, покрытый сере-

бром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон

были в человеческий рост. Многие иконы обрамляли се-

ребряные оклады, венцы и драгоценные камни. Впечат-

ляли и резные колонны, казавшиеся совершенно сквоз-

ными. Иконописью были украшены и фронтоны церкви.

19 мая 1566 года началось строительство церк-

ви во имя печерских чудотворцев Антония и Феодосия.

Приблизительно тогда же была построена и каменная

колокольня, для которой Иван Грозный пожаловал два

колокола в сорок и двести пудов. Но через год, когда

строительство церкви вчерне уже заканчивалось, ее

каменный свод обвалился.

Выдержка из монастырских книг:

«На том мосту обломился Тихон, старец, бывшие

игумен того монастыря, а с ним обломилося

шестьнадесят человек — церковных каменьщиков и

делавцев, которыя носили вверх камень и кирпич, и

малые ребята, которые носили воду и известь

к церковному делу»

По приказу игумена Сергия завал расчистили и

продолжили строительство.

Новый храм был с теплой трапезной, погребами и

хлебной в подклети. Вопреки общему правилу алтарную

часть построили не на востоке, а на юге. В архитектуре

церкви прослеживались формы московско-суздальского

зодчества. Облик ее был достаточно суров, и смягчала

его лишь деревянная резьба на окнах. Вот описание: «А

в трапезе печь израсчатая, зеленая... Церковь и трапеза

покрыты тесом, а на церкви одна глава покрыта белым

железом». Кроме икон особых украшений в этой церк-

ви не было.

Судьба монастыря складывалась неудачно. Он

несколько раз подвергался разорению. «Дьяволу силь-

но неугодна обитель», — шептались старцы. В 1583

году при нападении на Брянск отряда витебского воево-

ды Паца сгорели все монастырские деревянные строе-

ния, иконы, книги и жалованные грамоты. Игумен и мо-

нахи скрылись в лесу, унесли с собой лишь чудотвор-

ную икону.

Не успел монастырь оправиться от нападения ли-

товцев, как его постигла новая беда: Смутное время. В 1607

году в Брянске была продолжительная осада. Московский

гарнизон Брянской крепости голодал. Горожане тем вре-

менем присягнули самозванцу Лжедмитрию II. Его лагерь

находился в Свенском монастыре, монахи приняли само-

званца, так как считали его сыном царя Ивана Грозного.

Спустя пятьдесят семь лет после этих событий, 9 января

1664 года, монастырь подвергся опустошению и разгра-

блению крымскими татарами.

К концу XVII века наступили времена поспокой-

нее. В обители насчитывалось почти 30 келий, здесь жи-

ли 90 монахов и послушников.

Для «прокорма» обитателей монастыря в год «за-

готовляли 19 осетров вялых да просоленной осетрины

полбочки, 5 белуг, 100 сазанов, 700 пластов сухой рыбы,

100 пудов вязиги, икры зернистой 2 пуда; ржи — 1035 чет-

вертей, пшеницы — 45 четвертей, овса — 100 четвертей,

масла коровьего — 10 пудов, меду — 40 пудов».

В 1701 году вышел царский указ о переплавке цер-

ковных колоколов на пушки. Свенский монастырь свои

колокола сохранил, но братии пришлось отослать на Мо-

сковский пушечный двор все медные котлы и винокурен-

ные кубы.

По местным сказаниям, в Свенском монастыре

останавливался Петр I во время своего пребывания в Брян-

ске в 1708 году. Император приехал проверить городские

укрепления и понаблюдать за передвижением шведской

армии к Стародубу и далее на Украину. В обители Петр I

жил в маленьком каменном доме.

В четырех различных местах монастырского са-

да были устроены колоссальные подземные кирпичные

галереи с малыми и большими помещениями. Они дохо-

дили до 7 метров в ширину и длину. По мнению некото-

рых историков, эти кирпичные погреба были построены

для хранения продуктов и товаров, привозимых из соб-

ственных монастырских вотчин на Свенскую ярмарку, а в

1812 году в них прятали в ожидании французов свое иму-

щество местные жители.

В начале 1900-х годов в Свенском монастыре

жило около ста монахов. Монастырю принадлежали

80 десятин земли. Основной капитал обители состав-

лял 40 тысяч рублей. После известного ленинского де-

крета 1918 года об отделении церкви от государства и

школы от церкви знаменитый Свенский монастырь до-

живал последние дни.

Богослужение какое-то время еще проводилось

в Успенском соборе, но в 1921 году в монастырских сте-

нах разместилась колония для малолетних преступников.

Заключенные беспризорники разоряли храмы и кельи,

оскверняли святыни. Чудотворную Свенскую икону Бо-

гоматери сдали представителям Главнауки Наркомпро-

са. Святыню увезли в Москву для реставрации, а потом

отрядили на вечное хранение в Третьяковку. 11 сентября

1926 года и вся бывшая обитель была передана Брянско-

му губернскому музею.

19 июня 1930 года Брянский окрисполком теле-

графировал Главнауке:

«Состояние бывшего Свенского монастыря

вызывает недовольство окружающего населения.

Приступаем к разборке зданий [для] организации

советского хозяйства. Укажите, кому сдать

предметы, имеющие историческую ценность».

Полученный ответ был не менее категоричным:

«Ваше указание на неудовольствие населения

состоянием бывшего монастыря следует объяснить

только его запущенностью, вызванной чрезвычайно

бесхозяйственной эксплуатацией прежде занимавшей

его детколонией».

Между тем, не теряя времени даром, окрисполком

отдал приказ брянскому отделению конторы «Запстрой»

срочно приступить к слому монастыря.

Редкий по красоте иконостас несколько лет про-

валялся в амбаре, где складывали сено и сельхозинвен-

тарь, еще в 1929 году окрфинотдел хлопотал о снятии его

с учета Главнауки в целях смывки с него позолоты. Брян-

ский окрисполком постановил 23 июня 1930 года пере-

дать его со всеми строениями местному отделу ОГПУ. Во

втором пункте этого «указа» объявлялось:

«Считая нецелесообразным с хозяйственной

стороны реставрацию здания бывшего собора и

его приспособление для каких-либо хозяйственных

или культурных нужд, а также учитывая кризис

в строительных материалах (кирпиче), признать

целесообразным здание бывшего собора разобрать

и кирпич использовать для нужд строительства».

Взрыв Свенского монастыря

Дело довершила бригада подрывников под руководством Я.П. Рыхлова.

Жуткое зрелище предстало перед глазами очевид-

цев: летящие в небо купола, горы обломков здания, над-

гробий с монастырского кладбища. При взрыве постра-

дали церковь во имя Печерских чудотворцев Антония

и Феодосия и колокольня. А еще раньше разобрали на

кирпич домик Петра...

Монастырь, расположенный против

места впадения в Десну речки

Свини (Свени), до XVIII столетия

назывался Свинским. Но ввиду явной

неблагозвучности этого названия

во всех официальных документах

его стали именовать Свенским.

Свенская икона Божией Матери. Конец XI или XIII век. Ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее

 

На иконе изображены Пресвятая

Богородица на троне и Предвечный

Младенец на Ее коленах. По обеим

сторонам трона стоят печерские

чудотворцы: справа Феодосий, сле-

ва — Антоний. На свитке у препо-

добного Феодосия начертано: «Вла-

дыко, Господи Боже… возгради дом

Пречистыя Своея Матери мною,

рабом твоим Феодосием, его же

утверди недвижимо до дне суда

Твоего страшного в хвалу и славословие

Тебе». На свитке препо-

добного Антония можно прочесть:

«Молю, убо вы, чада, держимся

воздержания и не ленимся; имамы

в сем Господа помощника».

В Свенской обители берегли домик

Петра I. В нем каменная келья

в три окна: в длину — около

6 метров, в ширину — 4. Внутри

иконостас, изразцовая печь, два

стула и деревянное кресло, срабо-

танное самим царем. На одной

из стен висел портрет Петра I,

подаренный инокам, по преданию,

на память. Позднее на противопо-

ложной стороне красовался портрет

императрицы Елизаветы Петровны.

С северной стороны домика был

прибит царский герб, а под самой

крышей издалека виднелась надпись:

«В сем домике неоднократно пребы-

вал преобразователь России».

На территории Свенского монастыря.

Наталья Реброва, Юрий Соловьев   «Старый город. Новый Брянск»