СтраницаЧудотворца

Брянская область, Гордеевский район, село Казаричи,  церковь Николая Чудотворца, 1815 год

Церковь Николая Чудотворца (с. Казаричи)

В настоящее время состояние здания весьма плачевно, серьезно поврежден купол и кровля, частично разрушены центральный вход и колокольня. Ходят предания о подвалах и ходах под церковью, ведущих к реке. Однако, пока эта информация не подтверждена. В настоящее время вопрос о восстановительных работах не рассматривается, но местные жители собираются начать сбор средств на его восстановление. Очень хочется верить, что впереди у храма дорога к Возрождению, пусть и долгая…

Церковь Николая Чудотворца расположена в центре села, на правом берегу р. Ипуть, доминирует в окружающем пейзаже. Построена в 1815 г. по заказу помещика майора Ф.Д. Ширая и его жены Праскови Петровны. После смерти одного сына и помешательства второго Прасковья Петровна поселилась у церкви и прожила здесь до своей смерти в 1845 г., соблюдая строгий монашеский обет. К настоящему времени утрачен главный портик вхда и шпиль южной колокольни. Сооружена из кирпича и оштукатурена снаружи и внутри. Оригинальный четырехстолпный купольный храм в стиле зрелого классицизма, один из лучших памятников Брянщины этого периода.

Брянская область, Гордеевский район, село Казаричи, церковь Николая Чудотворца, 1815 год

Церковь Николая Чудотворца, расположеная в центре села, на правом берегу р. Ипуть, построена в 1815 г. по заказу помещика майора Ф.Д. Ширая и его жены Прасковьи Петровны. Архитектор, вероятнее всего, Джакомо Кваренги (в последнее время ряд исследователей приписывают авторство Н.А. Львову). Известно, что после смерти одного сына Прасковья Петровна поселилась у церкви и прожила здесь до своей смерти в 1845 г., соблюдая строгий монашеский обет.
Кирпич и тес для строительства Никольского храма доставлялся по реке на плотах. Кладка оказалась настолько прочной, что в годы богоборчества смогли разрушить только часть постройки. После закрытия и разграбления здание собора было передано в ведомство районного отдела образования. Позже в нем были устроены школьные мастерские, а потом склад для удобрений.
Сегодня церковь в Казаричах относится к приходу храма Рождества Пресвятой Богородицы в п. Гордеевка. По благословению епископа Брянского и Севского Феофилакта в Казаричах возрождается православная община.

Необычная объемно-пространственная композиция здания подчеркнуто монументальна и торжественна. Крупный двусветный четверик с высоким цоколем (подцерковье) увенчан в центре большим световым восьмериком с граненым куполом и миниатюрной главкой на стройном глухом восьмиграннике. Продольную ось подчеркивают выступающее полукружие алтарной апсиды и западный ризалит, прежде украшенный входным портиком с фронтоном. Уникальность композиции придают две мощные квадратные в плане колокольни с гранеными купольными кровлями и шпилями, примыкающие к центрам боковых фасадов и акцентирующие поперечную ось. Межъярусный карниз небольшого выноса опоясывает здание на уровне двух третей высоты стен, проходя в основании полуциркульных окон второго света и ниш. Под ними размещены прямоугольные проемы без обрамлений, лишь с треугольным сандриком на кронштейнах над западным входом. Завершает фасады простой антаблемент с нарядным, украшенным сухариками карнизом, над которым возвышается массивный гладкий аттик; у колоколен он прорезан круглыми окнами и служит основанием устоев арок звона. Менее крупные аттики венчают верхний ярус колоколен и восьмерик церкви, украшенные в первом случае треугольными, а во втором лучковыми фронтонами, поставленными над арочными окнами по сторонам света. Просторный и светлый интерьер храма отличается сложностью форм. Эффектное подкупольное пространство с устремленным вверх восьмериком, покоящимся на четырех мощных пилонах и плоских парусах, завершено восьмилотковым сомкнутым сводом. Широкими арками оно соединено с алтарем, более крупной западной частью и узкими боковыми, вытянутыми в длину и открытыми в нижние ярусы колоколен. Алтарь, перекрытый коробовым сводом, заканчивается полукружием апсиды с конхой, хорошо освещенной из трех верхних полуциркульных окон. В квадратных восточных угловых камерах с сомкнутыми сводами размещались жертвенник и дьяконник, а в западных - лестницы на хоры. Перекрытые коробовыми сводами хоры с распалубками в торцах располагались над всеми боковыми частями, кроме алтаря, эффектно открываясь в подкупольное пространство полуциркульными арками с балюстрадами. Сохранилась штукатурная отделка стен со сложно профилированными карнизами, украшенными сухариками у основания сводов и в завершении пилонов, а также у основания восьмерика. Пилоны декорированы массивными пилястрами с филенками и круглыми нишами вверху с лепными розетками. На парусах в арочных обрамлениях находятся плохо сохранившиеся живописные изображения евангелистов.