СтраницаЧу­дотворца

Карачев, храм Николая Чу­дотворца

Собор прошел регистрацию, и 27 марта 1994 года армейские гру­зовики увезли последнее складс­кое имущество.

Уже через несколько дней в потертых, но все же не сдавших­ся безбожию стенах прошла пер­вая служба. Провел ее отец Ти­мофей, которого карачевцы пе­реманили из Дятькова — у него там был свой приход. Как услы­шал про возрождение «Нико­лы», тоже немало сделал для ее регистрации.

Об этом интересном челове­ке стоит рассказать отдельно. Родился в Карачеве, отец — учи­тель музыки, мама — бухгалтер. Вначале закончил пединститут, в одной из местных школ препода­вал литературу. Решение стать священником удивило окруже­ние Алексея Алексеевича Елец­кого, как тогда его называли в миру. В тридцать лет поступил в духовную академии в Сергиевом Посаде. Как поведал, желание стать священником преследова­ло его с раннего детства. Рос по соседству с храмом Михаила Архангела, часто присутствовал на богослужениях. Да не просто так, баловства ради. Алексей прони­кался церковным духом, мона­шеским укладом, на память усво­ил множество молитв. Ко всему прочему, дружил с сыном свя­щенника Федора Харлампиеви-ча Макарова, с которым при слу­чае любил общаться. Анатолий, кстати, по стопам отца не пошел. Зато слово Божие крепко запа­ло в душу Алексея. После окон­чания духовной академии отцу Тимофею дали приход в Стари, а затем в Ивоте. Но душа стреми­лась в родные края.

— У меня к храму Николая Чу­дотворца особая привязанность. В детстве/когда лежал в больни­це, а он через дорогу, подолгу рассматривал разрушенные сте­ны, купола в окно. Какая-то ма­нящая тоска засела в душе с тех пор. Вспоминал его и во время учебы в Троице-Сергиевой лав­ре. Кстати, сан принял именно в день святителя Николая. Тогда еще подумал — божий знак. Рас­пределили вначале в Дятьково, но когда узнал о возрождении родного храма, понял: там мое место. Обратился в епархию. Пе­решел с благословения архи­епископа Мелхиседека.

Пришлось начинать на голом энтузиазме. О зарплате церков­ным работникам не приходилось говорить. Люди понесли в храм иконы, пожертвования. Прихо­жан не смущало, что обряды про­ходили в стенах, где обветшалая штукатурка, на которой еще улавливались очертания фресок, не прикрывала «обглоданные» кирпичи. В том же году венчались молодожены, кре­стили детей. А уже год спустя над ку­полом поставили крест, покрытый сусальным золо­том.

За два десятка лет отремонтиро­ваны центральная и трапезная части. Строителей и ре­ставраторов при­глашали из столи­цы. Над росписью стен художники трудились целых десять лет. Зато вид глянцево-торжественный, как у пасхального яичка. Появились и ценные старинные иконы, при­везенные из разных городов страны. Они в особом почете у прихожан. Без преувеличения можно сказать, храм Святителя Николая стал одним из лучших на Брянщине. Но самое главное — в церкви сформировалась сплоченная надежная община, в которой вышеназванная Ма­рия Ивановна Голенкова, Анто­нина Николаевна Ходулина, Раиса Егоровна Рудакова. Отец Тимофей стал пользоваться среди прихожан непререкае­мым авторитетом и огромной любовью. Он великолепный словесник (чувствуется литера­турное образование). Более того, у него есть особый дар до­носить слово Божие до людей, и даже можно добавить — цели­тельная сила. Недаром к нему на службу, за благословением или советом едут из других районов и областей. Не забывают его жи­тели Стари и Ивота. А он, в свою очередь, делает все для того, чтобы привести храм в идеаль­ное состояние.

— Забот еще хватает, — взды­хая, добавляет отец Тимофей. — Нужно сделать колокольню и ико­ностас, привести в божеский вид фасад. Все эти работы вылива­ются в десятки миллионов рублей. Об освобождении церковной территории пока говорить не при­ходится — тоже неподъемные для нас затраты. Для этого нуж­но за свой счет выкупать жилье и переселять людей. Но надо на­деяться, что для решения и этих проблем настанет свой час. Ведь когда-то не верили в возрожде­ние храма. На все воля Божья.

Александр УДАЛЬЦОВ.