Страница Черняков

Наум Семёно­вич Черняков Брянщина

Выдающийся конструктор аэрокосмической техники Наум Семёно­вич Черняков родился в посаде Климов Новозыбковского уезда Чернигов­ской губернии (ныне - город Климово Брянской области).

Наум Семёнович Черняков (1915—1998) - вы­дающийся советский конструктор авиационной и космической техники, кавалер ордена Ленина, профессор, доктор технических наук.

После окончания Московского авиационного института с 1939 года он работал в ОКБ-301 (Конструкторское бюро С.А. Лавочкина), затем - за­местителем генерального конструктора академика В. Челомея и в кон­структорском бюро П. Сухого. В 1940-х годах участвовал в конструирова­нии истребителей И-301, Ла-9 и Ла-11. На несколько лет был отлучен от любимого дела органами НКВД, объявившими молодого талантливого инженера «врагом народа». Однако даже в это время он не сидел без дела - вместо любимых самолетов он смог спроектировать первый в СССР цель неметаллический троллейбус, который вышел на линии страны в 1946 году. В начале 1950-х Наум Семенович стал одним из главных конструкторов пер­вой в Советском Союзе управляемой ракеты класса «Земля—воздух» для системы противовоздушной обороны Москвы (С-25). В 1950-60-х Черняков руководил созданием сверхзвуковых крылатых ракет, в том числе первой в мире ракеты класса «Земля - земля» стратегического назначения (систе­мы «Буря»), способной донести боевой заряд в 2,35 тонны до территории США. При подходе к цели ракета должна была совершить противозенит­ный маневр, подняться на высоту 25 километров и оттуда резко спикиро­вать на цель.

Крылатая ракета «Буря»

Черняковым, можно отметить создание для «Бури» сверхзвукового прямо­точного воздушно-реактивного двигателя и астронавигационной систе­мы. Кроме того, на этой ракете впервые нашёл применение новый тогда для советского ракетостроения материал - титан. Гриф «Совершенно се­кретно» с многих его работ до сих пор не снят.

Всегда считалось, что самые быстрые самолеты - это истребители, способные обогнать звук дважды. В 1972 году в СССР была построена ма­шина, за которой не могли угнаться истребители: она обгоняла звук в 3 раза! Его называли «Изделие 100» или Т-4. Черняков, даже лежа в больни­це после инфаркта, продолжал работу над новым проектом. Единственный уцелевший экземпляр «Сотки» стоит сегодня у Центрального музея ВВС в Монино, поражая посетителей совершенством форм и необычным косми­ческим обликом.

Наконец еще одним детищем конструктора Чернякова стал беспи­лотный летательный аппарат «Коршун» для ведения воздушной разведки и уничтожения обнаруженных наземных целей. Первый полёт совершил в 1991 году. Ныне «Коршун» совершенствуется уже новым поколением конструкторов.