Наум Семёнович Черняков Брянщина
Выдающийся конструктор аэрокосмической техники Наум Семёнович Черняков родился в посаде Климов Новозыбковского уезда Черниговской губернии (ныне - город Климово Брянской области).
Наум Семёнович Черняков (1915—1998) - выдающийся советский конструктор авиационной и космической техники, кавалер ордена Ленина, профессор, доктор технических наук.
После окончания Московского авиационного института с 1939 года он работал в ОКБ-301 (Конструкторское бюро С.А. Лавочкина), затем - заместителем генерального конструктора академика В. Челомея и в конструкторском бюро П. Сухого. В 1940-х годах участвовал в конструировании истребителей И-301, Ла-9 и Ла-11. На несколько лет был отлучен от любимого дела органами НКВД, объявившими молодого талантливого инженера «врагом народа». Однако даже в это время он не сидел без дела - вместо любимых самолетов он смог спроектировать первый в СССР цель неметаллический троллейбус, который вышел на линии страны в 1946 году. В начале 1950-х Наум Семенович стал одним из главных конструкторов первой в Советском Союзе управляемой ракеты класса «Земля—воздух» для системы противовоздушной обороны Москвы (С-25). В 1950-60-х Черняков руководил созданием сверхзвуковых крылатых ракет, в том числе первой в мире ракеты класса «Земля - земля» стратегического назначения (системы «Буря»), способной донести боевой заряд в 2,35 тонны до территории США. При подходе к цели ракета должна была совершить противозенитный маневр, подняться на высоту 25 километров и оттуда резко спикировать на цель.
Крылатая ракета «Буря»
Черняковым, можно отметить создание для «Бури» сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя и астронавигационной системы. Кроме того, на этой ракете впервые нашёл применение новый тогда для советского ракетостроения материал - титан. Гриф «Совершенно секретно» с многих его работ до сих пор не снят.
Всегда считалось, что самые быстрые самолеты - это истребители, способные обогнать звук дважды. В 1972 году в СССР была построена машина, за которой не могли угнаться истребители: она обгоняла звук в 3 раза! Его называли «Изделие 100» или Т-4. Черняков, даже лежа в больнице после инфаркта, продолжал работу над новым проектом. Единственный уцелевший экземпляр «Сотки» стоит сегодня у Центрального музея ВВС в Монино, поражая посетителей совершенством форм и необычным космическим обликом.
Наконец еще одним детищем конструктора Чернякова стал беспилотный летательный аппарат «Коршун» для ведения воздушной разведки и уничтожения обнаруженных наземных целей. Первый полёт совершил в 1991 году. Ныне «Коршун» совершенствуется уже новым поколением конструкторов.