Страницацеркви

Церкви Карачевского уезда. Брянская земля.

Церкви Карачевского уезда Орловская духовная консистори Святейший синод Карачевский уезд, Орловская губерния 16 - 20вв.

Церковь - особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе общности вероучений и культа. Верующие имеют специальные здания для богослужений и отправлений культа .

Кроме исполнения религиозных функций, церковь была учреждением, где происходила запись актов гражданского состояния - регистрация рождения, брака и смерти граждан.

Церковь, как правило, располагалась в наиболее крупном населенном пункте, каким являлись в России село, уездный или заштатный город. Каждая церковь имела церковный приход - близлежащие к селу деревни или улицы в городе. Церковные приходы объединялись в духовные благочинные округа, а те в свою очередь - в епархии. Епархию возглавлял архиерей, благочиние - благочинный. Епархией руководила духовная консистория, которая подчинялась святейшему Синоду - высшему законосовещательному административному учреждению по делам Русской Православной церкви .

Церкви Карачевского уезда принадлежали к Орловской епархии.

20 января (2 февраля - по новому стилю) 1918 года Совет Народных Комиссаров принял декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви . С этого времени запись актов гражданского состояния была передана местным органам власти.

Впервые документы фонда № 247 "Церкви Карачевского уезда" поступили в Государственный архив Брянской области в 1956 году. Это были метрические книги церквей за период с 1778 по 1918 гг. С 1956 по 1996 годы документы церквей Карачевского уезда неоднократно поступали в госархив Брянской области из Брянского областного, Карачевского районного отделов ЗАГСа.

Состав фонда неполный, т.к. не поступили на хранение такие документы, как: Указы духовной консистории, богослужебные книги, клировые ведомости, церковные летописи, книги брачных обысков, книги прихода и расхода денежных сумм, книги регистрации добровольных пожертвований.

Неполнота фонда объясняется тем, что согласно "Инструкции Главного управления архивным делом РСФСР для осмотра усадебных архивов" (май 1919 г.), должны были быть изъяты из церквей исповедные и метрические книги, церковные летописи, клировые ведомости, брачные обыски и брачные документы до 1861 года и переданы в исторические архивы. Однако вопреки этой инструкции многие документы оставались в церквях, сами же церкви закрывались, разрушались, часть из них стали использовать не по назначению. Вследствие этого было уничтожено большое количество церковных документов, а метрические книги, составленные позднее 1861 года, имевшие практическое значение и переданные в отделы записей актов гражданского состояния при отделах Внутреннего Управления, сохранились и дошли до нас в более полном объёме.

В состав фонда № 247 вошли следующие виды документов:

- МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ - представляющие собой реестры актов гражданского состояния или книги записей рождений, браков, смертей и других случаев, имеющих значение для учета населения, установления родства и свойства, установления или прекращения супружеских отношений.

Ведение метрических книг повсеместно для православного населения России началось с 1722 года. Акты вписывались в книги, разделенные на 3 части: о родившихся, о бракосочетавшихся и об умерших. Велись метрические книги в двух экземплярах: один хранился в приходской церкви, а второй сдавался в духовную консисторию. Это основная разновидность документов, вошедших в данную опись;

- ПОДВОРНЫЕ СПИСКИ ПРИХОДА (дело №№ 81, 121, 122) - в опись вошли списки прихожан церкви Святой Живоначальной Троицы г. Карачева и церкви села Старое.

- ИСПОВЕДНАЯ ВЕДОМОСТЬ (дело №№ 1, 62, 121)- исповедные росписи, духовные росписи - введены именным указом Петра I в 1718 г. Их введение было обусловлено стремлением императора к выявлению раскольников: книги позволяли взимать с них двойную подушную подать. Форма представляла первоначально именные списки прихожан, разделенные на три части: прихожане, бывшие на исповеди, прихожане, не бывшие на исповеди и раскольники. С 1737 г. форма исповедных книг была усложнена, а последнее изменение в нее внесено в 1846 г. и с этого же времени появилось название "росписи".

В ней указывались: фамилия, имя, отчество, возраст главы семьи, ее членов, степень родства, включая боковые ветви и женскую часть семьи (в целом 2-4 поколения) ;

- КЛИРОВЫЕ ВЕДОМОСТИ церквей второго благочиннического участка Карачевского уезда за 1841, 1881, 1909, 1910, 1915-1917 годы (дело

№№ 75, 121-122, 146, 148) - это "именные списки всем лицам духовного звания православного исповедания" - введены в 1769 г. и включали три части. В первую вносились сведения о том, когда и кем построена церковь, каменная или деревянная и какая при ней колокольня, в каком состоянии здание церкви; сколько престолов и в честь каких святых они освящены; достаточно ли церковной утвари; штатная численность причта и т.п.

Вторая часть клировых ведомостей представляет обстоятельно заполненные по установленной форме послужные списки причта.

Третья часть клировых ведомостей давала сведения о прихожанах, их сословной принадлежности, о наличии или отсутствии старообрядцев, указывала на каком расстоянии от церкви находятся деревни и удобно ли сообщение с ними ;

- ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА ЦЕРКВИ (дело №№ 78, 84) состояла из двух частей: основной и дополнительной. Первая включала опись церковного имущества, а вторая - имущество ризницы, книгохранилища. В описи указывались вклады и дарения;