ЦЕРКВИ И ДЕНЬГИ
НЕДАВНО БРЯНСКИХ БИЗНЕСМЕНОВ ПРИЗВАЛИ ПОЖЕРТВОВАТЬ ХОТЬ ПО ТЫСЯЧЕ РУБЛЕЙ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ СОБОРА В CBEHCH0M МОНАСТЫРЕ. НО МНЕ КАЖЕТСЯ, ДАЖЕ ЕСЛИ ОНИ ПОЖЕРТВУЮТ И ПО ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ, СОТНИ МИЛЛИОНОВ ТУТ НИКАК НЕ СОБРАТЬ. ТУТ НЕКИЕ ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ РАБОТАЮТ.
читаю в интернете: в Брянске и области наблюдается бум церковного строительства. Вопрос, сколько нужно храмов области, ставить вряд ли корректно. По неточной информации, сегодня их в области около 200, а до революции было более 700. Но что в таком деликатном деле — много и что — мало? Скорее, интереснее бы узнать, за чей счет финансируются стройки, кто и как содержит церковную инфраструктуру. Тем более, что официально денег в казне на храмы не закладывают, да и вообще церковь отделена от государства.
Все так, но вот год назад Патриарх торжественно открыл на проспекте Ленина кафедральный Свято-Троицкий собор на три тысячи прихожан. В решающую стадию вступили работы по восстановлению дорогостоящего Успенского собора на территории Свенского монастыря. А тут еще глава администрации Брянска, правда, теперь уже бывший, не так давно заявил о намерении выделить сразу 30 (тридцать!) участков в городской черте под строительство храмов. Как сообщалось в пресс-релизе брянской епархии по этому поводу, главная цель масштабного строительства — обеспечить жителей областного центра церквями «в шаговой доступности».
Не будем придираться к стилистике пресс-релиза, который говорит о церквях, как о супермаркетах. Отметим стремление светских и религиозных властей обеспечить жителей областного центра максимальным количеством мест для реализации духовных потребностей. Но одновременно понять бы, а сколько сегодня на самом деле нужно церквей Брянску? И вопрос этот вполне земной.
Одни скажут, что чем больше, тем лучше. По разным опросам до 70 процентов россиян причисляют себя к православным, однако при этом только 17% россиян соблюдают религиозные обряды и лишь восемь процентов посещают церковь хотя бы раз в месяц. По данным интернет-энциклопедии «Википедия», сейчас в Брянске функционирует 33 церкви, не считая соборов. В областном центре живет немногим больше 400 тысяч человек. Если мы будем придерживаться российской статистики, то получится, что хотя бы раз в год в брянские церкви ходят около 300 тысяч человек, а регулярно — 50 тысяч (!).
А теперь, давайте обратимся к французскому опыту, на который мы постоянно ссылаемся в других колонках. За годы владычества католической церкви во Франции было построено более 45 тысяч церквей и соборов. Причем, все это было возведено до начала 20-го века. С 1905 года Франция объявила себя светским государством, и отказалась от прямого или косвенного финансирования строительства новых церквей. Сейчас в стране с 65 миллионным населением только 15 миллионов французов считают себя практикующими католиками. Получается, что на одну французскую церковь приходится около 300 верующих. Лично могу засвидетельствовать — французские церкви стоят пустые. Лишь туристы порой укрываются там от летней жары. Церкви во Франции — это просто памятники архитектуры, а многие монастыри странным образом превратились в заводы по производству алкоголя и парфюмерии. Знаменитый ликер Шартрез из этих же стен.
Безусловно, французский опыт в таком деле России не указ. Многие небольшие храмы в области сегодня, действительно, восстанавливаются на средства местных уроженцев- благотворителей. И тут уж какой деревне повезет, потому что далеко не в каждой нашлись не только верующие, но и обеспеченные уроженцы. С этим понятно. Непонятно, за чей счет ведется масштабное религиозное строительство больших церковных объектов. Пожертвования прихожан? Деньги православной церкви? За деньги государственного или местного бюджетов? Задавать вопросы о деньгах тут как- то неловко. Всегда можно попасть на обвинение в бездуховности. Агентство «Интерфакс» сообщило, что строительство брянского собора оценено почти в 500 миллионов рублей. Говорят, что основным спонсором стал «Газпром». По европейским деньгам получается двенадцать миллионов евро. И опять, если мы вспоминаем о седой старине, то в те времена ни имен благотворителей, ни пожертвованных сумм не скрывали. Так почему же сейчас иначе?
Мне же кажется, что власти лукавят, и постройка собора вышла еще более дорогой. Объясню. Во Франции недавно построенная скромная католическая церковь в пригороде Лиона официально обошлась в четыре миллиона евро (160 млн. рублей), единственный новый собор с начала XX века, построенный во французском Эври, стоил пятнадцать миллионов евро (600 млн. рублей), а он куда скромнее брянского. Ну, а не самая грандиозная мечеть, строительство которой начинается в Марселе, будет стоить 22 миллиона евро (880 млн. рублей). Да при чем тут мусульманская мечеть и наш брянский собор, — спросите вы. Подождите. Официально брянскими властями было объявлено, что наш собор строился исключительно за «народные» деньги, пожертвования. Правда, после активной кампании было объявлено, что собраны всего около 20 миллионов пожертвований. На этом данные обрываются и каким образом и кто пожертвовал недостающие сотни миллионов, остается загадкой. Вся дальнейшая информация по финансированию и стоимости работ была объявлена «коммерческой тайной».
Такая же история повторяется и с восстановлением собора Свенского монастыря. Недавно брянских бизнесменов призвали пожертвовать хоть по тысяче рублей на богоугодное дело. Но мне кажется, даже если они пожертвуют и по десять тысяч, сотни миллионов тут никак не собрать. Во французском Марселе на «народную» мечеть арабами собрано пока всего 33 тысячи евро (нужно, напомню, 22 миллиона). Теперь у марсельских арабов надежда только на помощь нефтяных шейхов, которые на самом деле и финансируют религиозные стройки. У нас нет шейхов, но у нас есть так называемые естественные государственные монополии, которые в вопросах финансирования строительства религиозных строек куда как щедрее. Считается, что это, вроде, деньги не государственные, хотя как посмотреть, конечно.
Непростой вопрос, как всю огромную строящуюся православную инфраструктуру содержать. Вон, прочитал в «Точке», что известный архитектор Перов даже призвал не увлекаться строительством коммуникаций к сельским храмам, потому что местные бюджеты, как и местные приходы, бедны. Во Франции с начала XX века поступили так: все религиозные сооружения объявлены госсобственностью. Церковь бесплатно арендует для своих нужд эти помещения у государства. Все церкви объявлены памятниками архитектуры и достопримечательностями и находятся на балансе городов и муниципалитетов. Так вот французские муниципалитеты стонут, потому что на фоне экономического кризиса содержание церквей обходится в копеечку. Недавно мэрии Тулузы пришлось раскошелиться на капитальный ремонт местного собора — 1,5 миллиона евро (60 млн. рублей). И это при том, что ежегодно на мелкий ремонт и обслуживание церквей в бюджете Тулузы заложено 200 тысяч евро (8 миллионов рублей). Да, церкви — это ведь не только святыни, это еще и просто здания, которые надо отапливать, красить, освещать и ремонтировать. Давно пора и брянским властям об этом вспомнить.
Эпизод из личных наблюдений. Если на трассе Брянск-Калуга свернуть на Журиничи, то перед самым лесом вы увидите недавно отстроенную церковь. Любой из деревни вам охотно расскажет, что храм, якобы, сооружен на личные средства всесильного экс- руководителя ФСБ Николая Патрушева. Так он, по слухам, отблагодарил маленькую деревню, родину своей матери. История журиничской церкви дает ключ к пониманию и происходящего в брянском церковном строительстве. Никакой рациональности в этих богоугодных делах чаще всего не просматривается. Деньги — непонятного происхождения, секретность — на уровне военного объекта. Сильные мира сего искупают свои грехи.
Александр КОНДРАТОВ, преподаватель Университета Гренобля (Франция)