ЦЕПЬ УТРАТ БРЯНЩИНА
Все выше рассказанное относится к периоду высшего расцвета Ля-личской усадьбы. Он совпал с рубежом двух столетий — концом XVIII и началом XIX. Архитектурно-художественное и планировочное решения комплекса усадьбы имели весьма важное историко-культурное значение.
После смерти в 1812 году создателя усадьбы П.В. Завадовского начался длительный период постепенного низведения ее, распродажи целиком и по частям, хищений, разрушений и почти полного уничтожения.
Первым на этот путь встал сын-наследник В. Завадовский, продавший усадьбу генерал-аншефу В.В. Энгельгардту, владевшему ею до 1835 года. После этого усадьбу унаследовал его сын А.А. Энгельгардт, который продал имение в 1847 году барону Черкасову.
Но прежде чем продать усадьбу целиком, Энгельгардты распродали и вывезли в другие свои поместья много ценного из коллекций и оборудования Ляличей.
Бронзовая статуя кагульского героя Румянцева была продана черниговскому губернатору, который подарил ее городу Глухову. В этом городе была некогда сосредоточена административная деятельность русского полководца, и там скульптуру использовали в качестве памятника ему. Проект памятника был составлен видным архитектором Н.А. Львовым. Памятник стоял в городе до 1942 года, когда фашисты распилили его на части и пытались увезти в Германию. Но на станции Слоут партизаны отбили эшелон с награбленным имуществом. Местным жителям удалось спрятать и сохранить голову статуи, а в 1943 году передать в глуховский музей. С 1953 года она находится в Сумском краеведческом музее.
Мраморная статуя Екатерины II, украшавшая парадную гостиную Лялич-ского дворца, находится в музее скульптуры Академии художеств в Ленинграде. От Черкасова Л яличи попадают к гвардии ротмистру Н.А.Атрыганьеву, атот в 1875 году продает их петербургскому миллионеру-антиквару Л иневичу. Последний по-торгашески быстро расправился с ценностями усадьбы — вывез почти все, что только имело какую-либо художественную или антикварную ценность: гобелены, мебель, картины, статуи, книги и прочее. После нашествия антиквара в доме остались лишь мозаичные полы, лепные потолки, шкафы красного дерева да кое-какая малоценная громоздкая мебель.
Линевич распродавал вывезенные из Ляличей художественные произведения в различные руки: парижскому банкиру Ротшильду было продано бюро Марии-Антуанетты с бронзовыми украшениями Гутьера и с медальонами севрского фарфора, выполненными Буше. Теперь это бюро находится в собрании Луврского музея во Франции. Кровать Марии-Антуанетты была
продана Кенсингтонскому музею в Англию; гобелены — в парижский дворец Трокадеро; часть ляличских сокровищ попала в дворцы Павловска и Царского Села, остальная разошлась по музеям Европы и Америки.
Безвестный поэт-путешественник, в начале 1860-х годов посетивший Ляличи, описал усадьбу и состояние, в каком он ее застал, включив и местные легенды:
Вот здесь великая царица
Приют любимцу создала,
Сюда искусство созвала
И все, чем блещет лишь столица,
В немую глушь перенесла.
План начертал Кваренги смелый,
Возник дворец, воздвигнут храм,
Красивых зданий город целый
Везде виднеет здесь и там.
Великолепные чертоги! Ротонда, зал роскошных ряд... Со стен на путника глядят, С ковров красавицы и боги. И, полный вод, лугов и теней, Обширный парк облег кругом, Киоски и беседки в нем, И бегают стада оленей, В зверинце темном и густом. Под куполом, на возвышенье, Руки художника творенье, Стоял Румянцева колосс.
Но все ток времени унес: Еврей Румянцева увез, Широкий двор травой порос, И воцарилось запустенье В дворце и парке. Только там Порою бродит по ночам Жена под черным покрывалом, В одежде черной...кто она? Идет по опустевшим залам... Ее походка чуть слышна,
Да платья шум, да в мгле зеркал
Порою лик ее мелькал.
Еще видение другое:
По парку ездит в час ночной
Карета. Стук ее глухой
Далеко слышен. Что такое —
Карета та? Кто в ней сидит?
Молва в народе говорит,
Что будто в ней сама царица
С своим любимцем парке мчится...
(«Русский архив» ,1883 г., кн.2) После Линевича владельцы усадьбы мельчают — купец Самыков распродает остатки ее имущества. Как пишет журнал «Русский архив» (1887 г.), ляличская библиотека, состоявшая из 3750 томов, была куплена в 1878 году у него стародубским книготорговцем Нероновым. А затем и вся усадьба продана гомельским купцам Голодцам. Эти дельцы распродали и растащили остатки того, что не успели истребить их предшественники. В это время не брезговали ничем. Некий ловкий «поклонник красоты» перетащил к себе в деревню Чешуйки два скульптурных панно, выломанных из стен дворца, и прилепил их к своей хате, «украсив» ее доступным ему способом.
Такое положение усадьбы встревожило архитектурно-художественные и историко-культурные круги русской интеллигенции. По поручению «Общества защиты старины» в 1911-1913 годах архитектор-художник А.Я.Белобородое произвел обмеры и фотографирование Ляличского дворца и храма Екатерины. Часть из этих материалов ныне хранится в музее архитектуры Академии художеств в Ленинграде. Чертежи Белобородова в 1913 году были изданы в книге Ф.Ф. Горностаева «Строительство графов Разумовских в Черниговщине» с подробным описанием зданий.
В 1914 году Гомельская епархия приобрела усадьбу с целью ее восстановления и использования для размещения учительской школы, сельскохозяйственного высшего училища и церковно-приходской школы. Для реставрации дворца был приглашен художник Н.А. Протопопов. На месте разобранных еще в XIX веке оранжерей было решено возвести два одноэтажных каменных корпуса с двумя портиками по фасаду каждого из них. Южный корпус — учебный; северный — административно-хозяйственный, столовая и общежитие учащихся. Удалось возвести один южный корпус. В то время в зданиях усадьбы был развернут военный лазарет русской армии.
После революции в усадьбе размещалась еврейская «коммуна», преобразованная позже в артель неопределенного профиля и ремесла. Свою «деятельность» артельщики начали с заготовки древесины в... парке, вырубив туевую аллею.
Пожары от безответственности и общее бесхозяйственное использование в соединении с развившимся «кладоискательством» (бытовала легенда
о «несметных сокровищах», где-то скрытых в стенах дворца), заставлявшим долбить стены, привели почти к полному уничтожению дворца и всех других построек. В поисках мнимых сокровищ уничтожали реальные ценности...