СтраницаБЮДЖЕТНАЯ

БЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКа СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

В современных условиях значительная часть расходов на аграрный сектор осуществляет­ся из региональных бюджетов, причем зачастую объем и структура таких расходов не зависит от аграрного потенциала региона, а определяется склонностью к протекционизму. Не отрицая по-ложительного в современных условиях воздействия субсидирования сельского хозяйства за счет региональных бюджетов, которые в 2008 году в некоторых субъектах Российской Федерации со­ставили более 72% их общего объема, следует отметить, что финансирование сельского хозяй­ства из двух уровней бюджетной системы при отсутствии единой стратегии создает неравные условия функционирования сельскохозяйственного производства в субъектах Федерации.

В динамике бюджетной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Брян-ской области с 2005 года прослеживается следующая тенденция. Она заключается в увеличении абсолютного размера финансовых средств как за счет областного бюджета в 2009 году по срав­нению с 2005 годом в 2,1 раза, так и федерального бюджета - за аналогичный период в 9,1 раз (табл. 1). Причем наибольший рост объема средств, выделяемых из федерального бюджета, наблюдается в 2008-2009 гг. Таким образом, существенно возросла доля федерального бюджета в финансировании сельского хозяйства Брянской области - с 33,8% в 2007 г. до 46,5% в 2009 г.

Финансирование сельского хозяйства Брянской области из бюджетов различных уровней

Показатели

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2009 г. в

% к 2005

г.

Поступление финансовых

средств из бюджетов всех

уровней, млн. руб.

457,0

604,2

789,2

1485,9

1652,3

в 3,6 раза

в том числе: из федерального бюджета

97,5

147,7

266,6

670,4

884,1

в 9,1 раз

из областного бюджета

359,5

456,5

522,6

815,5

768,2

в 2,1 раза

Однако отсутствие единой политики поддержки сельскохозяйственных товаропроизводите-лей, при которой основная часть бюджетных ассигнований на дотации и компенсации все же прихо-диться на бюджеты субъектов Федерации приводит к резкой дифференциации в рентабельности про-изводства продуктов по регионам. В Брянской области средства федерального бюджета направляют-ся преимущественно на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. Так в 2009 г. на эти цели израсходовано 477,2 млн. руб. или 53,9% всех средств федерального бюджета, выделенных сельскохозяйственным товаропроизводите-лям области. Из регионального бюджета выплачиваются преимущественно субсидии на компенса-цию затрат на электроэнергию, материально-технические ресурсы, минеральные удобрения.

Однако бюджетная поддержка не учитывает конкурентных преимуществ России в производ-стве различных продуктов. Так, по зерновым культурам рентабельность производства (с учетом субси-дий из бюджета) в сельскохозяйственных предприятиях Брянской области в 2009 году достигла уровня 19,5%, в целом по продукции растениеводства – 21,4%, в то время как рентабельность производства продукции животноводства составила всего 5,8%, а без учета средств бюджетной поддержки - 2,4%.

Сглаживанию социальных проблем села в определенной мере будет способствовать

государственная поддержка мелкотоварного сектора, учитывая достаточно высокий удельный вес его в производстве сельскохозяйственной продукции. Так в Брянской области доля хо­зяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств в производстве валовой продукции сельского хозяйства в 2008 г. составила 54,8%, в 2009 г. - 57,9%. Именно поэтому основной акцент в повышении конкурентоспособности и достижении устойчивого развития сельских территорий должен ставится на поиск внутренних возможностей предпринимательства и лич-ную заинтересованность сельского населения.

ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

СВ. Герасименкова