СтраницаБРЯНСКИЙ

ИСТОРИЯ. БРЯНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ РАЙОН.

Этот район включает в свой состав город Брянск и территорию Брянского, Дятыговского, Жуковского и Выгоничского административных районов. Территория этого экономического района составляет 4170 квадратных километров.

В этом экономическом районе находится целый комплекс производства с богатой отраслевой структурой. Здесь сосредоточены основные промышленные предприятия области: машиностроительные заводы, металлообработка, производство цемента, стекла, шифера, извести, электроэнергии, кирпича, шерстяных тканей, мебели, добыча фосфоритов, торфа, деревообрабатывающая, пищевая и другие отрасли промышленности.

Металлургическая и машиносгроительная промышленность в этом районе представлена Брянским машиностроительным заводом (БМЗ), Брянским сталелитейным заводом, Брянским заводом дорожных машин, Брянским заводом строительных машин, Жуковским машиностроительным заводом, Любохонским и Бытошским чугунолитейными заводами.

Индустриальное развитие Брянского промышленного района опирается как на местные ископаемые ресурсы, а также на привозное сырье. На базе залегания бурых железняков, обширных лесных массивов и древесного угля здесь исстари стала развиваться металлообработка.

В настоящее время металлургические и машиностроительные заводы Брянщины работают на собираемом железном ломе и привозной руде. Но в будущем для развития этой важнейшей отрасли промышленности у нас имеются большие перспективы. На востоке Брянской области, особенно в пределах Брянского, Карачевского, Навлинского, Брасовского, Комаричского, Дятьковского, Дубровского и Рогнединского районов, проходит сплошная полоса магнитных аномалий. Брянская магнитная аномалия является продолжением Курской магнитной аномалии.

В восточных районах Брянской области магнитные руды залегают на глубине от 200 до 500 метров. Наиболее близко к поверхности подходят магнитные руды на северо-востоке и юго-востоке Брянщины. Причем в Рогнединском районе на большой площади наблюдается наиболее высокое напряжение аномалии.

В результате геологических исследований, произведенных за последнее время, в северо-восточных районах нашей области имеются предпосылки для открытия промышленных залежей бурых каменных углей.

Организация разведки магнитных железных руд на Брянщине также диктуется большой потребностью в металле у предприятий не только Брянского, но и других экономических административных районов, расположенных недалеко от Брянской аномалии.

Нет сомнения в том, что пройдет несколько лет, и Брянская металлургическая и машиностроительная промышленность будет работать на своей местной руде, получит необходимые условия для более быстрого  развития.

Брянский цементный завод создан на базе фокинского месторождения юрских глин, трепела и мела, залежи которых составляют несколько десятков миллионов тонн. Брянский цемент отправляется на многие стройки страны. Трепел, добываемый в карьерах этого завода, отправляется на все цементные заводы северо-запада СССР. Вблизи от цементного завода расположен комбинат асбоцементных изделий, который выпускает более 10 процентов кровельного шифера, производимого в СССР. Он использует местный цемент и снабжает шифером не только Брянскую область, но и многие экономические административные районы страны.

Расположенные к северу от Брянска Бытошский, Ивотской, Чернятинский стекольные заводы, Дятьковский хрустальный завод работают на базе залежей местного сырья. В шестой пятилетке войдет в строй Брянский завод стеклотары.

Недалеко от города Брянска, на его северо-восточной окраине организована добыча фосфоритов. Заново восстановленный после Великой Отечественной войны Больше-Полпинский завод в 1956 году вступил в строй действующих предприятий. Он снабжает ценным удобрением (фосфоритной мукой) Брянскую и соседние области.

В Брянске, Дятькове, Жуковке, Выгоничах имеются кирпичные заводы. Среди них особое значение имеет Брянский завод силикатного кирпича. Многие районы области снабжаются известью, которую производят на Брянском кирпично-известковом заводе, на заводе силикатного кирпича и Жуковском мело-известковом  заводе.

В рабочем поселке Белые Берега (в настоящее время входящем в город Брянск) в первой пятилетке (в 1931 г.) построена районная электростанция (БРЭС), которая работает на местном торфе. Для нее большое значение имеют торфопредприятия «Пальцо» и «Брянское». Теперь уже этого топлива не хватает. Чтобы в дальнейшем полностью обеспечить Брянский энергокомбинат топливом, осваиваются новые месторождения торфа. В ближайшее время сюда начнет поступать топливо с крупнейшего на Брянщине торфопредприятия «Кожаны».

Брянский промышленный район богат лесами. В Брянском, Дятьковском, Жуковском, Вьггоничском районах широко развита лесообрабатывающая промышленность. В Брянске имеются две мебельные фабрики, предприятие по производству пианино, несколько лесопилен и деревообрабатывающих мастерских.

В Фокинском районе города Брянска действует один из крупнейших в стране мясокомбинатов. Вблизи от него расположен элеватор, хлебозавод и строится завод по производству комбинированных кормов. Широко известен в Советском Союзе Брянский завод красного ржаного солода. Из пищевых предприятий следует еще отметить Брянскую макаронную и кондитерскую фабрики и молокозавод.

Территория Брянского промышленного района покрыта дерново-подзолистыми, песчаными и серыми лесными почвами. Здесь климат благоприятен для посевов многих сельскохозяйственных культур. Наряду с посевами зерновых культур — ржи, пшеницы, овса, ячменя, гречихи, кукурузы, проса, вики, — здесь хорошо развиты посевы картофеля, технических культур—конопли, льна. В сельском хозяйстве этого экономического района особое значение имеет пригородное овощеводческое, садоводческое и парниково-тепличное хозяйство.

Высокое развитие промышленности, большой процент городского населения всегда предъявляли требования к развитию в этих местах пригородного хозяйства. Колхозы Брянского, Выгоничского, Дятьковского и Жуковского районов, наряду с зерновыми культурами, вполне закономерно развивают пригородное хозяйство: сеют овощи, картофель, занимаются садоводством, все больше вводят поливное огородничество, парниково-тепличное хозяйство, развивают продуктивное молочное животноводство, свиноводство, птицеводство и пчеловодство.

Колхозы и совхозы, входящие в Брянский промышленный район, играют важную роль в снабжении трудящихся городов и прилегающих рабочих поселков цельным молоком, мясом, картофелем, овощами, фруктами и другими продуктами питания. Теперь в магазинах Брянска, Дятькова часто появляются в зимние месяцы свежие овощи — лук, огурцы, салат, редиска и другие.

Брянск — административный, промышленный и культурный центр Брянской области, входящей в РСФСР, находятся в 382 километрах южнее Москвы.

Древний русский город Брянск занимает весьма выгодное географическое положение. Он раскинулся на большой площади по берегам полноводной Десны. Правый берег ее, очень крутой, был удобен для обороны, высота его достигает 55—65 метров.

Перед взорами проезжающих Брянск встает возрожденным промышленным городом, окруженным садами и лесами.

В далекие времена вокруг Брянска были непроходимые дремучие леса, дебри. Отсюда и пошло древнее название города — Брынь, Дебрянек, Брянск. Выбор места для города был связан с благоприятными географическими условиями для его защиты от врагов. Подступы к Брянску с востока и юго-востока преграждались Десной и двумя ее притоками — Болвой и Снежетью, впадающими в Десну около города. Территория Брянска изрезана глубокими оврагами (судками), а вокруг были непроходимые густые леса. Все это способствовало превращению города в крепость, в важный оборонный пункт.

Брянск всегда занимал удобное в стратегическом и торговом отношении положение между Москвой и Украиной, между севером и югом Европейской части России. На протяжении более чем восьми столетий своего существования он играл значительную роль в обороне Москвы как важный стратегический пункт на ее юго-западных подступах. Жители Брянска принимали активное участие в защите южных границ Русского государства от набегов татар, от польских, литовских, немецких захватчиков. Брянские леса и до сих пор остаются союзниками жителей города. В годы Великой Отечественной войны немецко-фашистокие войска с их богатой военной техникой не смогли овладеть брянскими лесами. В дни войны хозяевами в этих лесах были брянские партизаны.

Брянск является одним нз крупнейших узлов железных и шоссейных дорог. После постройки в 1868 году первой на Брянщине Риго-Орловской железной дороги, проходящей через Брянск, а затем железнодорожной линии Москва—Киев—Одесса Брянск стал развиваться еще быстрее. Через него стали активнее осуществляться связи центральных промышленных губерний с портами Балтийского я Черного морей, с обширным внутренним рынком, с Донецким угольным и Криворожским железорудным бассейнами.

Из Брянска сейчас идут железнодорожные линии в семи направлениях — на Москву, Вязьму, Киев, Харьков, Орел, Смоленск, Гомель. Через Брянск проходит асфальтированная дорога на Орел, Смоленск и Витебск. Возле города проходит газопровод Дашава—Киев—Брянск—Москва, а в шестой пятилетке будет построен газопровод Шебелинка—Харьков—Орел—Брянск и нефтепровод Куйбышев—Брянск. Следовательно, Брянск станет крупным узлом трубопроводного транспорта и распределительным пунктом нефтепродуктов и газа.

С ростом экономики города нелрерывно росло и его население. Так, в 1861 году в Брянске числилось всего лишь 13 тыс. жителей, в 1888 году — 20 тысяч, в 1897 году— 24,5 тысячи, в 1913 году — 30,7 тыс., в 1926 году— 44,3 тыс., в 1939 г. — 87,5 тысячи, а в 1956 году, после объединения с Бежицей, стало 185 тысяч человек.

История города Брянска уходит в далекое прошлое. Брянск принадлежит к числу древних русских городов. В Ипатьевской летописи он впервые упоминается под 1146 годом, а селиться здесь славяне начали гораздо раньше.

Древний Брянск располагался на Покровской и Петровской горах. На Покровской горе и находился древний Брянский кремль. Здесь сейчас стоит один из древнейших памятников Брянска — Покровский собор, в здании которого размещен государственный архив.

Первым брянским князем был Роман Михайлович, а затем его сыновья Михаил и Олег. С 1159 по 1167 год Брянск входил в состав Вщижского княжества (Вщиж—древний русский город, расположен в 40 км от Брянска в нынешнем Жуковском районе, был полностью разрушен татарами в 1238 году). В то время от Вщижа по Десне татары прошли на юг и подвергли страшному разрушению Брянск и Карачев.

В 1167 году Брянск был включен в Черниговско-Северское княжество и находился в его составе более 100 лет. После нашествия Батыя (татар) центр Северско-Черниговского княжества был разрушен, в связи с этим князь Роман Михайлович переехал в гор. Брянск. С этого времени Брянск становится центром княжества, быстро растет и укрепляется. Он служил оплотом борьбы русских против Литвы. Литовские захватчики несколько раз пытались овладеть Брянском, но каждый раз терпели поражение.

Брянское княжество в этот период занимало обширную территорию. В него входила значительная часть теперешних Черниговской, Орловской и Курской областей.

В 1309 году у стен Брянска произошла ожесточенная битва с татарами. Татарам удалось временно ворваться в Брянск и подвергнуть его грабежу и страшному разрушению.

В результате длительных войн Брянское княжество все больше приходило в упадок. Воспользовавшись ослаблением и внутренними раздорами, в 1356 году литовские войска, в период княжения Ольгерда, после продолжительной борьбы заняли Брянск. 144 года Брянск был под властью Литвы, а затем с 1385 года — под властью Литовско-Польского объединенного государства.

Жители Брянщины в период литовско-польского владычества не теряли надежды на объединение с русскими землями. Они требовали союза с Москвой. От невыносимо тяжелых условий и национального унижения многие жители края уходили в земли Московского княжества.

Во второй половине XV века между Московским государством и объединенным Польско-Литовским государством началась многолетняя борьба. Московский великий князь Иван III в то время энергично проводил политику объединения русских земель. В это время на Брянщине особенно усиливалось тяготение жителей к Москве и укреплялись с ней торговые связи.

Прекрасно понимая значение выгодного положения Брянска, как военно-стратегического пункта и торгового центра, московский князь Иван III Васильевич посылает войска для борьбы за освобождение Брянска. В 1500 году московский воевода Яков Захарьевич Кошкин с большой армией подошел к Брянску. Польско-литовский наместник Барташевич пытался организовать отпор московским войскам, обратился к жителям города за помощью. Но население Брянска и окрестных мест не стало воевать против своих единокровных братьев, а, наоборот, выступило им на помощь. Русские войска при активной вооруженной поддержке посадского населения города в течение одного дня овладели Брянском. Польско-Литовский наместник Барташевич был захвачен в плен, часть бояр, поддерживавших поляков и литовцев, была перебита. Сбылась многовековая мечта брянцев о вступлении в  могучее Русское государство. С тех пор Брянск стал навсегда русским городом, опорным пунктом на юго-западе Московского государства.

Занимая пограничное положение в Московском государстве, Брянск и в дальнейшем часто подвергался нападениям со стороны польских и литовских панов и татар. Поэтому Московское государство постоянно проявляло заботу об укреплении Брянска. Московское государство упорно отстаивало Брянск, понимая важное значение его для обороны и торговли. Во второй половине XVII века Брянск был заново отстроен, стал уездным городом Московского государства.

В борьбе против врагов Родины неоднократно совершали ратные подвиги жители Брянщины. Они участвовали в борьбе против хозар, в легендарных походах Святослава, в 1186 году сражались пропив половцев на реке Каяле. Князь Дмитрий Брянский был одним из соратников Дмитрия Донского в его битве с Мамаем на Куликовом поле. Из Брянска вышел герой этой битвы Александр Пересвет. В знаменитой Грюнвальдскюй битве 1411 года брянцы показали себя храбрыми и умными воинами. Шведский король Карл XII бежал от брянских партизан из-под Трубчевска. Брянцы били войска Наполеона под Мглином.

В 1648—1653 годах Брянск служил главной базой Московского государства в установлении связей и оказании братской помощи украинскому народу в его борьбе за национальную независимость против панской Польши. Через Брянск шли связи и помощь Русского государства, когда решался вопрос о воссоединении Украины с Россией.

В 1653 году сбылась вековая мечта братского русского и украинского народов. Они стали вместе навеки. После воссоединения Украины с Россией Московское государство еще более окрепло, его границы расширились. В связи с этим Брянск стал терять свое военно-сторожевое значение. Прекратились набеги на Брянск поляков, литовцев и татар. Начался для жителей края период мирной жизни.

С этого времени началось экономическое оживление Брянщины. Брянск становится крупным торговым городом. На Свенскую ярмарку, что в четырех километрах от Брянска, приезжали купцы из Москвы, Ярославля, Калуги, Тулы и других городов России.

В Брянске неоднократно бывал император Петр I. В памятной записке Свенского монастыря отмечено: «Император Петр 1 изволил пребывать в этом монастыре, почему нарочно для пребывания его была устроена каменная келья... Во время же его, государя, пребывания дано знать, что Гетман Мазепа изменил; посему изволил он, государь, отлучиться к Полтаве и, получа над врагом победу, обратно заезжал и служил молебен».

Во время войны со шведами Петр I выбрал Брянск как один из важных опорных пунктов. По его указанию город 'был заново укреплен. В Брянске был учрежден арсенал, построена судоверфь, которая в 1737—1739 годах выпускала боевые гребные суда.

В 1709 году указом Петра I была образована Киевская губерния, в состав которой вошел Брянский уезд и город Брянск, а в 1778 году Брянск был включен в Орловскую губернию.

В XVII веке в брянских лесах по многим рекам, в том числе в бассейне Десны и Болвы, была обнаружена железная руда. На базе местных руд и древесного угля в нашем крае стали появляться рудники и металлообрабатывающие заводы. Так, в 1743 году брянский купец Никулин недалеко от Брянска построил молотовый завод на реке Крапивне. В 1752 году вблизи Брянска возникает Радицкий чугунолитейный завод. В 1769 году в непосредственной близости от Радицкого чугунолитейного завода Мальцевым был построен вагоностроительный завод. Здесь было налажено производство и других машин.

В 1873 году капиталисты П. И. Губонин и В. Ф. Голубев недалеко от Брянска основали завод по производству железнодорожных рельсов, который сразу же занял видное место в русской промышленности. С 1880 года этот завод стал выпускать вагоны, с 1890 года — паровозы, а с 1908 года — краны. В восьмидесятых годах прошлого века Брянский завод по производству металла занимал второе место в России (после Путиловского), а по производству стальных рельсов не имел себе соперников. В связи с ростом машиностроения на заводе возникает производство чугуна.

В XIX веке, особенно после отмены крепостного права, началась у брянских капиталистов «промышленная горячка». Они стали строить крупные и мелкие промышленные предприятия — машиностроительные и лесопильные заводы, крупорушки, канатные фабрики и т. д.

25 января 1783 года качалось строительство в городе Брянске литейного двора с мастерскими. Строительные работы велись около пяти лет. В 1785 году здесь отлили две первые медные пушки. С этого времени Брянский завод (ныне завод дорожных машин) почти сто лет изготовлял медные пушки. В 1882 году предприятие перешло на выпуск стальных пушек. До 1917 года Брянский завод производил  продукцию исключительно для артиллерии.

Главными хозяевами в промышленности и торговле Брянска, хозяевами города были миллионеры Баженов, Губонин, Комаров, Мальцев, Мартынов, Могилевцев и другие. Они нещадно эксплуатировали рабочих. Условия работы на заводах и фабриках города были  очень тяжелые. Так, например, на канатной фабрике Мартынова рабочий день начинался в 4 часа утра и кончался только в 7 часов вечера. Широко применялся детский труд.

На крупнейшем предприятии города (Арсенале) рабочим приходилось трудиться в тяжелых условиях. Преобладал ручной труд. Совершенно не уделялось внимания вопросам охраны труда я техники безопасности. Низкая организация труда, плохое освещение в цехах приводили к увеличению числа несчастных случаев и потере зрения. Рабочий день длился 10—12 часов. Начинался он обычно с 6 часов утра и кончался в 6 часов вечера. Тяжелые условия труда, низкая заработная плата приводили к тому, что рабочие стали все чаще и чаще выражать свое недовольство и искать выход из этого положения.

Промышленный подъем повлек зa собой усиление эксплуатации трудящихся. Условия труда на фабриках и заводах города все ухудшались, рабочие получали очень низкую заработную плату. Годы промышленного подъема сменялись годами кризиса. Все это сказывалось на положении рабочего класса. Страшным бичом рабочих была безработица.

Жестокая эксплуатация, политическое бесправие, тяжелые условия жизни, штрафы и обсчеты заставляли рабочих сообща искать выход из создавшегося невыносимого положения. По мере роста классового самосознания усиливается на Брянщине борьба рабочих против эксплуататоров и существующего строя.

В 1897 году в Брянске и Бежице создаются первые социал-демократические кружки. На Брянском паровозостроительном заводе студент Кравцов (впоследствии погиб в ссылке в Вологодской губернии) организовал кружок из наиболее передовых рабочих.

В 1901 году создается Орловско-Бряянсий комитет РСДРП, который проводит большую революционную работу среди рабочих города и уезда. Он был одной из крупных организаций нашей партии. Организатором и руководителем комитета являлся Иосиф Федорович Дубровинский. Большевики являлись подлинными руководителями революционной борьбы рабочих и крестьян на Брянщине в бурные дни первой русской революции 1905—1907 годов.

Широкая деятельность комитета РСДРП привела к тому, что стачечным движением в период революции были охвачены почти все промышленные предприятия Брянска, Бежицы и Мальцевского промышленного округа.

После поражения революции 1905 года, в период столыпинской реакции, большевики ушли в подполье и продолжали вести подпольную революционную работу среди трудящихся Брянска.

События на Ленских золотых протоках в 1912 году послужили сигналом для нового революционного подъема на Брянщине. Он особенно расширился с начала первой мировой империалистической войны. В 1916 году вспыхнула крупная забастовка на Брянском паровозостроительном заводе, которая продолжалась более двух месяцев. В годы империалистической войны ОрловскоБрянский комитет РСДРП(6) все шире развертывал среди трудящихся Бряищины разъяснительную работу, раскрывая империалистический характер войны, призывая рабочих и (крестьян « борьбе против войны, за превращение войны империалистической в войну гражданскую, против самодержавия.

После свержения самодержавия в феврале 1917 года еще более усилилась революционная борьба в Брянске. 1—2 марта 1917 года была распущена городская полиция. Началось формирование городской милиции.

Наряду с буржуазной властью в Брянске и уезде с первых дней Февральской революции были повсеместно организованы Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Однако в Советах имели большое влияние меньшевики и эсеры. Поэтому по пути от февраля к октябрю 1917 года перед большевиками Брянщины стояла труднейшая задача по завоеванию большинства в Советах.

Большевики Брянска взяли на себя инициативу в решении главного вопроса — вопроса о власти. Местные партийные организации горяч» одобрили Апрельские тезисы В. И. Ленина. В разгар борьбы за переход власти в руки пролетариата в Брянск возвращается из царской ссылки известный революционер Игнат Иванович Фокин, который до ссылки много лет проработал на Брянщине.

11 сентября 1917 года в исполком Брянского Совета было избрано большинство большевиков. Председателем был избран большевик Игаат Иванович Фокин. Большое влияние на революционное движение оказала брянская городская партийная конференция, проведенная 24—25 сентября 1917 года, которая определила конкретные текущие задачи трудящихся Брянщины.

20 октября 1917 года Брянский Совет избрал Революционный центр под председательством И.И. Фокина. Вся полнота гражданской и военной власти в городе перешла в руки Революционного центра.

7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года восставшим народом под руководством Коммунистической партии в Петрограде было свергнуто буржуазное Временное правительство.

Известие о победе Великого Октября пришло в Брянск ночью 25 октября 1917 года, а уже на следующий день трудящиеся Брянска читали в газетах обращение большевиков «К гражданам России», в котором сообщалось о победе пролетарской революции в Петрограде, о том, что буржуазное Временное правительство свергнуто и государственная власть перешла в руки Советов. С восторгом и одобрением трудящиеся Брянщины встретили весть о том, что Второй съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов принял декреты о мире, о земле, образовал Совет Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным.

По приказу Брянского революционного центра 7 ноября 1917 года отряд красногвардейцев занял городскую почту и телеграф. В Брянске была установлена Советская власть. Контрреволюционные силы не решились выступить против большевиков, опиравшихся на военный гарнизон и поддерживаемых широкими массами трудящихся.

Большевики Брянска сразу же приступили к организации Советской власти в городе. Был укреплен Военно-революционный комитет, расширены его права.

Помимо военных мероприятий, революционный комитет проводил большую работу по сплочению рабочих и беднейшего крестьянства вокруг Советской власти, приступил к осуществлению экономической программы. Был установлен рабочий контроль на фабриках и заводах города, национализированы банки, развертывалась конфискация помещичьей земли.

В 1918—1919 годах интервенты и белогвардейцы захватили донецкий уголь и криворожскую руду. Брянские заводы были лишены сырья и топлива. Преодолевая огромные трудности, брянские рабочие с честью выполняли возложенные на них задачи, мобилизовывали и использовывали (так напечатано – прим. Мое) все имеющиеся местные ресурсы, заготавливали топливо, собирали железный лом, чтобы ковать оружие. Все в то время жили и работали для фронта, для победы над ненавистным врагом.

С запада на Брянщину шли немецкие полчища, занявшие в то время Злынку, Новозыбков, Клинцы, Унечу и Стародуб, а 13 октября 1919 года белогвардейские войска под командованием генерала Деникина захватили Орел. Враг, рвался к Туле и Москве. Нависла непосредственная угроза Брянску. По призыву Брянского комитета партии и уездного исполнительного комитета сотни и тысячи брянцев уходили на фронт громить белогвардейцев и иностранных интервентов. В Брянске в эти дни стояла и формировалась 14-я армия, которая немедленно отправилась на Орловский фронт. Утром 20 октября 1919 года 13-я и 14-я армии с боями освободили город Орел. Враг был изгнан из наших краев.

Вскоре окончилась гражданская война. Трудящиеся Брянщины приступили к мирному труду, начали восстанавливать промышленность, сельское хозяйство и культурно-бытовые учреждения.

Чтобы приблизить и улучшить руководство промышленностью, сельским хозяйством и культурным строительством, быстрее залечить раны, нанесенные войной, 1 апреля 1920 года Совет Народных Комиссаров РСФСР образовал Брянскую губернию. Прежний небольшой уездный город Брянск стал центром крупной промышленной губернии. В Брянске были созданы губком партии, губернский исполнительный комитет и губсовнархоз.

За годы Советской власти коренным образом изменился экономический и культурный облик Брянска. В предвоеиные пятилетки были полностью реконструированы ранее действовавшие предприятия, причем некоторые из  них были так расширены и обновлены, что от прежнего остались только старые названия. Многие предприятия в Брянске были построены вновь, среди них — сталелитейный завод, завод силикатного кирпича, Брянская районная электростанция (БРЭС), мясокомбинат, швейная фабрика, фосфоритный завод, предприятие противопожарного оборудования, хлебозавод, кондитерская фабрика, кирпично-известковый комбинат, элеватор, завод «Лесохимжир» и другие.

Промышленность Брянска увеличилась в несколько раз. Об этом свидетельствуют такие данные: если в 1934 году валовая продукция всех предприятий города составляла 47 миллионов рублей, то уже в 1940 году она была равна 200 миллионам рублей в год.

В городе в предвоенные годы было построено большое количество жилых домов, клубов и других культурно-бытовых и административных зданий. Так, например, в 1916 году в Брянске было всего 2000 домов, а в 1940 году их стало 6900.

В 1926 году в городе были построены Дом Советов и драматический театр на 1200 мест. В эти же годы построено большое количество многоэтажных жилых домов.

Трудящиеся города переселялись в благоустроенные квартиры.

В Брянске в несколько раз увеличилась сеть школ, клубов, библиотек, больниц. В 1930 году начались занятия в Брянском лесохозяйсгвенном институте. На базе механико-технического училища был создан строительный техникум. Были вновь организованы железнодорожный, педагогический, музыкально-художественный, медицинский техникумы. В школах города обучалось около 20 тысяч детей, а в вузах и техникумах более трех тысяч юношей и девушек.

Трудящихся города обслуживали 200 магазинов и ларьков, много столовых, кафе и закусочных, шесть почтово-телеграфных отделений, телефонная станция на 1600 номеров.

Горой жил полнокровной жизнью. Но 22 июня 1941 года фашистские варвары начали войну против СССР. В Брянске немедленно было объявлено военное положение. Мирный труд советских людей был нарушен. С первых дней войны над Брянском стали появляться вражеские самолеты. Первые фашистские бомбы упали на город уже в начале июля.

В городе приводились в боевую готовность все силы и средства местной противовоздушной обороны, принимались меры по усилению охраны заводов, фабрик, коммунального хозяйства, железнодорожных сооружений и путей. Войва потребовала немедленной перестройки всей экономики на военный лад. Брянцы своими трудовыми подвигами помогали ковать победу над врагам. «Все для фронта, все для победы!» — было девизом трудящихся в эти дни. Многие жители города ушли на фронт, чтобы с оружием в руках защищать родину. Вместе со всей страной Брянск стал бойцом за независимость нашего отечества.

Фашистские полчища стремились молниеносно закончить  войну, они рвались к столице нашей родины — Москве. Их путь к Москве шел и через Брянск. На Брянск была брошена лучшая гитлеровская армия под командованием генерала Гудериана.

Вечером 14 августа 1941 года над Брянском раздался гул бомбовых разрывов. В этот вечер фугасными и зажигательными бомбами враг разрушил и ожег значительную часть города. Вместо красивых многоэтажных зданий остались коробки в груды развалин. 31 августа 1941 года фашистские варвары повторили массовый воздушный налет на Брянск, пытаясь завладеть городом. Они были озлоблены тем, что советская армия вот уже около двух месяцев дает сокрушительный отпор фашистам на русской реке Десне. Гудериан в сентябре 1941 года со стороны Почепа несколько раз бросал на Брянск лучшие свои танковые части. Но все фашистские атаки нашими славными воинами успешно отбивались.

Видя несокрушимую крепость на берегах Десны в районе Брянского лесного массива, немецкие войска решили форсировать Десну в степной часта, в районе гор. Севска, на границе Российской и Украинской республик. С 1 октября 1941 года оккупанты через Севск, Комаричи, Дмитровск, Кромы двинулись на Орел. 3 октября ими был занят Орел. Брянск оказался окруженным с трех сторон. Из города оставался выход только на север. Из Брянска уходили последние группы жителей, с болью в сердце они расставались с родным городом. 7 октября 1941 года после ожесточенных боев нашими войсками был оставлен Брянск.

Оккупантам в городе не были оставлены промышленные предприятия. В августе-сентябре 1941 года в глубь страны было отправлено оборудование промышленных предприятий, техника МТС, скот, паровозы и подвижной состав железнодорожного транспорта. Вместе с оборудованием, техникой и имуществом уезжали рабочие, колхозники, служащие и их семьи.

В Брянске фашистские варвары почти в течение двух лет проводили режим насилия и террора, грабили и убивали советских людей. Свыше 50 тысяч советских граждан Брянщины замучили и казнили фашистские изверги. Но наш народ не покорился захватчикам.

По призыву Коммунистической партии о развертывании партизанской борьбы в тылу врага тысячи патриотов нашего края пошли в партизанские отряды. Здесь были рабочие и колхозники, служащие, люди разных возрастов и профессий.

В эти незабываемые дни ожили и приумножились бессмертные героические традиции русского народа. Брянские леса, как и в далеком прошлом, явились «зеленой крепостью» нашего государства. В брянских лесах было сформировано большое количество партизанских отрядов. Армия народных мстителей Брянщины насчитывала в своих рядах несколько десятков тысяч отважных сынов и дочерей народа, которые, не щадя своих сил и жизни, боролись против гитлеровских захватчиков.

Партизанское движение на Брянщине возглавили партийные организации. Организаторами и руководителями партизанских отрядов и бригад явились коммунисты. С каждым днем росли ряды народных мстителей, крепли их удары по врагу, росло их воинское мастерство.

Подпольный горком партии назначил командиром Брянского отряда секретаря горкома Д.Е. Кравцова, а после его гибели возглавлять отряд был поставлен житель города коммунист М.И. Дука, впоследствии выросший до генерала Советской Армии, Героя Советского Союза.

Брянский партизанский отряд позднее стал героической партизанской бригадой, наносившей удар за ударом по врагу. Партизаны громили вражеские тылы в окрестностях города, разрушали пути сообщения и средства связи, пускали под откос немецкие эшелоны, жгли воинские склады, взрывали мосты и уничтожали противника. Партизанская бригада все время держала под ударом железнодорожные линии Брянск—Навля, Брянск—Карачев, Брянск—Почел, Брянск—Людиново, Брянск—Зикеево, a также и шоссейные дороги этих районов.

Партизанские удары по тылам врага сливались с мощными ударами Советской Армии на Брянском фронте.

17 сентября 1943 года вошло в историю Брянска светлой, радостной страницей. Продолжая развивать наступление и сломив сопротивление противника, войска Брянского фронта под командованием генерала М. М. Попова при поддержке партизан успешно форсировали реку Десну, одновременными ударами с севера и востока 17 сентября 1943 года овладели городом Брянском.

В боях за освобождение Брянска отличились 197-я, 273-я, 323-я стрелковые дивизии, 3-я гвардейская истребительная и 313-я бомбардировочная авиационные дивизии, 140-я и 277-я инженерные части, 74-й и 310-й гвардейские минометные полки, которым присвоено наименование «Брянских». В борьбе за освобождение Брянска активно помогали воинам Советской Армии партизанские отряды.

Жители города радостно приветствовали своих освободителей. Вскоре состоялся многолюдный митинг бойцов и, командиров, участвовавших в битве за Брянск совместно с населением, посвященный освобождению города от фашистских захватчиков.

Страшная картина разрушений встала перед глазами освободителей Брянска. Всюду были видны разрушенные дома, пепелища. Немецко-фашистские оккупанты за два года своего хозяйничанья уничтожили почти все промышленные предприятия, железнодорожный узел, электростанцию, коммунальное хозяйство, мосты, больницы, школы, детские сады и ясли, драматический театр и кинотеатры, клубы, радиоузел, сожгли книжные фонды библиотек города, взорвали магазины и другие культурно-бытовые учреждения. Было уничтожено более 60 процентов жилого фонда. Опустевший Брянск утопал в темноте. Не работал водопровод.

Еще шли на окраинах города бои, а в центре началась кипучая созидательная работа: разбирались валы, расчищались улицы. Воодушевленные героическими победами Советской Армии, жители начали восстанавливать свой родной город. При помощи партии и правительства восстанавливались промышленные предприятия, транспорт, коммунальное хозяйство, учреждения культуры. Все меньше и меньше оставалось следов войны. Разоренный город вновь оживал.

5 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Брянская область. С этого времени темпы восстановления хозяйства и культуры города заметно усилились. Брявск стал адммнистративиым центром крупной индустриальной области.

На месте бывшего механического завода им. С. М. Кирова возник крупный завод дорожного машиностроения, который сейчас выпускает прицепные автогрейдеры, дорожные фрезы, бульдозеры, битумные плавильни, асфальтоукладчики, асфальтосмесители, автопогрузчики, многоковшовые погрузчики, кусторезы.

Вновь осветились яркими огнями цехи швейной фабрики имени И.В. Сталина. На прежнем месте заново воздвигнуты производственные корпуса Брянского мясокомбината. Возрожден кирпично-известковый комбинат, солодовый и ликеро-водочный заводы и другие предприятия.

За  годы послевоенных пятилеток промышленность Брянска полностью восстановлена и получила  мощное дальнейшее развитие.

Послевоенные годы были для Брянска годами второго рождения. В этот период границы Брянска значительно расширились. Ввиду общности в развитии промышленности, задач городского строительства, коммунального и культурно-бытового обслуживания населения Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 июня 1956 года Брянск и Бежица объединены в один город — Брянск.

Бежица первоначально возникла в 1873 году под названием Губонино (по имени капиталиста П. И. Губонина, построившего здесь машиностроительный я рельсопрокатный заводы). Город возник вместе с постройкой завода. Бежица расположена в 9 километрах к северо-западу от центра Брянска, при впадении реки Болвы в реку Десну. Железнодорожные, водные, шоссейные пути сообщения хорошо связывают оба города. Они имеют близкие экономические связи. Предприятия между собой кооперируются, дополняют друг друга. Они неразрывно связаны в культурном обслуживании трудящихся. На протяжении всей истории развития революционного движения в обоих городах была одна партийная организация. В настоящее время большой Брянск является крупным промышленным центром Российской Федерации. По численности населения он превосходит тайне соседние города, как Орел, Смоленск, Калуга, Курск.

Промышленному росту Брянска благоприятствует его географическое положение между Промышленным центром и Югом, с которыми осуществляются широкие производственные связи по сырью, топливу и оборудованию. Вокруг Брянска имеются залежи железной руды, фосфоритов, торфа, богатейшие лесные массивы. Все это также будет способствовать дальнейшему развитию нашего города.

Брянск — город металлургов и машиностроителей. В городе много промышленных предприятий. Они дают стране энергопоезда и турбины, дорожные и строительные машины, стальное литье и фосфоритные удобрения, строительные материалы, шерстяные ткани, обувь, одежду, мебель и пианино, широкий ассортимент продовольственных и промышленных товаров.

Промышленность города продолжает расти. Если в 1956 году общий объем валовой продукции промышленности города составлял 1590 миллионов рублей, то по плану на 1960 год выпуск валовой продукции в Брянске должен достигнуть 4 миллиардов рублей, или увеличиться по сравнению с 1955 годом почти в 2,5 раза.

Сейчас в городе строятся: тракторный цех сталелитейного завода, камвольный комбинат, заводы строительных машин, стеклотары, автозапчастей, молокозавод, макаронная фабрика и другие.

В шестой пятилетке значительно расширяются и действующие предприятия. Брянская районная электростанция будет соединена с Московской энергосистемой.

На месте разрушенного вагоностроительного завода имени Урицкого воздвигнуты громадные корпуса завода «Строммашина», который будет выпускать оборудование для цементной промышленности и предприятий промышленности строительных материалов. Со временем на заводе будут введены в действие сталелитейный, чугунолитейный, механический цехи. Предприятие рассчитано на выпуск изделий значительного веса. Так, например, вращающаяся печь для цементной промышленности будет весить 662 тонны, дробилка — 132 тонны.

На предприятиях города выпускаются тепловозы, турбины, энергопоезда, рефрижераторные поезда, специальные вагоны (вагоны-ледники, вагоны для перевозки  живой рыбы и т. д.), тракторы, тракторные сеялки, стальное литье, дорожные навесные фрезеры, самоходные грейдеры-элеваторы, автогрейдеры, битумоплавильни,  асфальтоукладчики, многоковшовые погрузчики, кусторезы, прицепные смесители, битумные насосы. Значительно возрастет выпуск фосфоритных удобрений, пищевых продуктов, шерстяных тканей, мебели, пианино, оцинкованной и стеклянной посуды, зеркал, трикотажного белья, скобяных изделий, кроватей, детских велосипедов, обуви, швейных изделий, овощных и фруктовых консервов, масла, молокопродуктов, макаронных, кондитерских и колбасных изделий.

Промышленность строительных материалов сосредоточена во всех районах города. Имеются крупный завод силикатного кирпича с цехом по производству извести, кирпично-известковый комбинат, заводы сборного железобетона, шлакоблоков и стеновых материалов, несколько лесопильных рам.

Велико значение Брянска и как крупного железнодорожного узла. Город пересекают железнодорожные магистрали в семи направлениях, по которым осуществляются связи с Украиной, Белоруссией, с промышленными центрами — Москвой и Ленинградом, с прибалтийскими  республиками. С юга на север через Брянск идут главным образом уголь, нефть, сельскохозяйственные продукты, а с севера на юг — лес, машины, ткани и другие материалы.

Выгодное расположение Брянска, в центре европейской части страны, создает благоприятные условия для осуществления связей с экономическими административными районами Советского Союза, способствует экономическому и культурному росту города.

Главными предметами ввоза в Брянск являются уголь, металл, нефтепродукты, хлопчатобумажные ткани, полиграфическая продукция. Вывозятся из Брянска машины, фосфориты, цемент, лес, мебель, а также картофель, конопляное, льняное волокно и другие сельскохозяйственные продукты.

Через Брянск проезжает большое количество пассажиров. Чтобы создать им условия, в 1953 году построено новое здание вокзала.

Через город проходит асфальтированная магистраль Брянск—Орел и Брянск—Витебск. Брянск связан автобусным сообщением с Орлом, Карачевом, Дубровкой, Выгоничами, Трубчевском. Проектируется организация автобусного сообщения  по линии Брянск—Москва. Успешно развивается внутригородской транспорт.

Брянск имеет четыре административных района: Советский, Бежицкий, Фокинский и Володарский.

Советский район — центр древнего города Брянска. В нем сосредоточены почти все областные организации и Совет народного хозяйства Брянского экономического административного района. Район расположен в живописной сильно пересеченной местности, над зеркальной гладью Десны. В нем несколько парков (огромный парк «Соловьи», городской сад). Скверы и бульвары утопают в зелени.

 На правом берегу Десны раскинулись  огромные корпуса Брянского завода  дорожных  машин. Продукция этого завода отправляется вo все экономические административные районы Советского Союза, в страны народной демократии, в Индию, Египет, Иран, Афганистан и другие зарубежные государства. При заводе построен просторный красивый клуб.

В этом районе имеются швейная фабрика им. Сталина, мелоизвестковый комбинат, кондитерская, макаронная фабрики, молокозавод, хлебозавод, ликеро-водочный и пивоваренный заводы, мебельная фабрика, предприятие по производству пианино «Десна», хорошо развита местная и кооперативная промышленность.

В Советском районе работает областной драматический театр, три кинотеатра, один из лих широкоэкранный, областная библиотека, областной краеведческий музей и много других учреждений культуры. В Советском районе находится лесохозяйственный институт, два техникума, музыкальная школа.

Бежицкий район расположен в девяти километрах от центра города, связан с ним основной магистралью — улицей им. Фокина и поселком Городище, являющимся частью города.

В Бежяцком районе проживает 74 тысячи человек. В районе размещается несколько областных организаций и все организации Брянского сельского района.

Бежица имеет славную историю революционного прошлого. Здесь рано зародилось революционное движение. В 1902 году был создан Орловско-Брянский комитет РСДРП с местом пребывания в Бежице.

Бежицкие рабочие принимали активное участие в революции 1905 года и в Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, в борьбе против белогвардейцев и интервентов.

В годы предвоенных дятилеток паровозостроительный завод был коренным образом реконструирован. Построены новые н расширены прежние цехи. В эти годы на заводе был освоен выпуск мощных паровозов «СО», большегрузных вагонов, цистерн разных типов, вагонов-ледников, платформ, пневматических молотов «Беше», мостовых электрических кранов.

В довоенные пятилетки в Бежице были построены заводы сталелитейный, кислородный и силикатного кирпича; проведена большая работа по улучшений культурно-бытовых условий трудящихся. Построены заводские жилые дома с площадью 50 тысяч квадратных метров, больничный городок, Дворец культуры, кинотеатр и другие культурно-бытовые учреждения.

В сентябре 1941 года оборудование паровозостроительного и сталелитейного заводов вместе с рабочими и инженерно-техническими работниками были эвакуированы в глубокий тыл нашей страны.

После освобождения города в сентябре 1943 года нашими доблестными войсками немедленно началось восстановление заводов. В послевоенные годы выросли новые корпуса паровозостроительного, сталелитейного, силикатного, кислородного и других заводов. Пришлось все воздвигать заново. На паровозостроительном заводе построены и введены в строй действующих паромеханический, вагонный, сталелитейный, чугунолитейный и другие цехи. В 1946 году заводом освоено производство мощных магистральных паровозов серии «Л». В 1949 году начато серийное производство вагонов-ледников, вагонов для перевозки живой рыбы. В дальнейшем завод стал выпускать энергопоезда, турбины, тракторные сеялки, цистерны, вагоны, платформы различного назначения и другие машины. Восстановлены были многие жилые дома, Дворец культуры, кинотеатр и другие культурно-бытовые учреждения.

В шестой пятилетке предприятия Бежицкого района значительно расширяются. Паровозостроительный завод будет продолжать выпуск энергопоездов, вагонов-ледников, вагонов для перевозки живой рыбы и т. д. В связи с тем, что завод прекратил выпуск паровозов, с 1956 года он переименован в Брянский машиностроительный завод (БМЗ).

Коренным образом реконструируется и расширяется сталелитейный завод. Кроме различного стального литья, он будет выпускать пусеничные тракторы мощностью 100—140 лошадиных сил.

В ближайшее время в районе полностью войдет в строй камвольный комбинат с производительной мощностью в 10 миллионов метров высококачественных шерстяных тканей о год. Уже пущена первая очередь комбината — ткацкая и прядильная фабрики.

Бежицкий район имеет машиностроительный институт, машиностроительный техникум, медицинскую школу, 15 средних, семилетних и начальных школ, музыкальную школу, прекрасный Дворец культуры с парком, двухзальный кинотеатр (один из залов широкоэкранный), Дом техники, несколько библиотек. Район хорошо благоустроен. Имеется водопровод, канализация, газ. Бежица утопает в зелени. Здесь широкие, красивые, ровные улицы.

На левом берегу Десны расположены два района Брянска — Фокинокий и Володарский.

В Фокинском районе находится один из крупнейших железнодорожных узлов нашей страны—Брянск-II. Здесь сосредоточены все товарные перевозки. Отсюда отправляются поезда в шести направлениях: на Москву, Вязьму, Орел, Харьков, Киев, Гомель, Смоленск. В этом районе размещены мотороремонтный завод, хлебозавод и др. предприятия. Строятся заводы стеклянной тары и комбикормов. На центральной площади района построен в 1954 году прекрасный Дворец культуры железнодорожников. В 1957 году сооружен памятник И.И. Фокину, чье имя носит район. В районе имеется железнодорожный техникум.

В Володарском районе находится пассажирский железнодорожный узел Брянск-1. Заканчивается строительство крупнейшего в нашей стране завода «Строммашина», который будет выпускать оборудование для предприятий цементной, силикатной и кирпичной промышленности.

В связи с объединением Брянска и Бежицы приобретает большое значение городской транспорт. Широко развертываются работы по благоустройству главной магистрали города — улицы Фомина, связывающей центр (Советский район) с Бежицким районом. Вся эта улица через поселок Городище будет асфальтирована и застраивается новыми домами. Из Советского района застройка будет проводиться в сторону поселка Городище, а яз Бежицкого района — в сторону реки Десны. Также будет проведена застройка магистрали, связывающей Советский район с Володарским районом по улицам Калинина и Пушкина. Кроме того, будет построен новый Октябрьский железобетонный мост, соединяющий более коротким путем Советский район с Володарским районом, центр города с пассажирским вокзалом станции Брянск-1. Связь Советского района с Фокинским пойдет по асфальтированной линии Орел — Витебск. Здесь через реку Десну будет также построен железобетонный мост.

В Брянске намечается создание кольцевой транспортной связи между всеми районами города как по правой, так и по левой стороне реки Десны. Это кольцо должно пройти по сложившимся и вновь создаваемым транспортным коммуникациям: Фокивскяй — Советский районы, Советский—Бежицкий районы, Бежицкий—Володарский районы и новой магистрали между Володарским и Фокинским районами. Не позднее 1960 года в городе войдет в строй троллейбусная линия между всеми районами города. Строительство первой очереди троллейбусной линии началось в 1957 году. В шестой пятилетке автобусный парк города увеличится в два с лишним раза, а легковых такси — в два раза.

С каждым годом улучшается коммунальное и культурно-бытовое обслуживание трудящихся Брянска.

Правительством Российской Федерации отпущены дополнительные средства на жилищное строительство, реконструкцию водопровода, электросетей, строительство мостов, канализации, на дальнейшую газификацию города. Достаточно сказать, что строительство жилищ в шестой пятилетке увеличится в 3,5 раза по сравнению с пятой пятилеткой.

В настоящее время в стадии строительства находятся здания с полезной площадью более чем 100 тысяч квадратных метров. Общий объем строительства жилья в городе в шестой пятилетке предусматривает более 350 тысяч квадратных метров, из них около половины в Бежицком районе.

В 1957 — 1959 годах намечается закончить реконструкцию водопровода, построить 7 километров новых водопроводных линий, затратив на эти цели 8,7 миллиона рублей.

Только за последние два года о городе проложено 25 километров новых электролиний, установлено более 300 уличных светильников. В шестой пятилетке предусматривается провести вновь 20 километров электролиний и 10 километров уличного освещения. Реконструкция электросетей и канализации города будет закончена к 1960 году.

С 1953 года в городе проложено 63 километра газовых сетей, уже газифицировано более 6000 квартир, переведено на газовое отопление более 120 котельных жилых домов, школ и больниц. Намечается закончить газификацию Володарского и Фокинского районов.

В целях улучшения медицинского обслуживания в городе намечается построить в 1958—1960 годах областную больницу на четыреста коек, родильный дом на 100 коек н психоневрологическую больницу.

Непрерывно растет роль Брянска и как центра культурной жизни области. С каждым годом в нем увеличивается сеть учебных заведений и учреждений культуры. Растут кадры интеллигенции.

В настоящее время в городе имеется лесотехнический институт и машиностроительный институт, 5 техникумов и специальных средних учебных заведений, 48 школ, 2 музыкальных школы, 2 технических училища, 13 ремесленных училищ и фабрично-заводских школ, 42 детских сада и яслей, областной драматический театр, 4 кинотеатра, два Дворца культуры, 19 клубов, 18 библиотек, областной краеведческий музей. В ближайшее время будет открыто музыкальное училище.

В Брянске всюду видны леса строек. Идет строительство зданий областной библиотеки, Дома книги, Дома пионеров, нескольких жилых домов и других культурно-бытовых зданий.

Город Брянск возрождается быстрыми темпами. При огромной помощи Коммунистической партии и Советского правительства, благодаря героическому труду советских людей Брянск заново отстроился и стал красивым благоустроенным городом Советской страны.

Брянский район является одним из крупных и передовых сельскохозяйственных районов области. Он занимает более 2255 «квадратных километров площади, на которой проживает более 65 тысяч человек. Районные организации размещены в Бежицком районе города Брянска.

В районе, наряду с сельским хозяйством, имеется довольно развитая промышленность, которая главным образом размещена в 3 рабочих поселках — Сельпо, Пальцо, Свень и в селе Жирятино.

Кроме этих поселков, в Брянском районе имеется 159 сельских населенных пунктов, из них наиболее крупными являются: Дарковичи (155 дворов), Добрунь (296 дворов), Нетвенка (132 двора), Дорожево (176 дворов), Малое Полпино (220 дворов), Сулонево (915 дворов), Тимоновка (470 дворов), Хотылево (187 дворов), Голяжье (277 дворов), Чернетово (182 двора), Новоселки (120 дворов), Комягино (185 дворов), Савлуково (110 дворов).

В ноябре 1957 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР упразднен Жирятинский район. Пять сельских Советов и бывший районный центр Жирятино (400 дворов) включены в Брянский район. В Жирятине имеется спирто-водочный, маслодельный и кирпичный заводы, средняя школа, Дом культуры, кинотеатр, две библиотеки, больница.

В районе 19 сельских Советов, 37 колхозов, 1 РТС, 1 МТС, областная опытная сельскохозяйственная станция, 81 школа, 34 сельсяих клуба, 25 библиотек, 33 киноустановки, 10 больниц, 29 медицинских пунктов.

В районе развито пригородное сельское хозяйство, поставляющее на рынок города Брянска картофель, овощи, фрукты, молоко, мясо и другие продукты. Колхозы района из зерновых сеют рожь, пшеницу, кукурузу, овес, ячмень, просо, гречиху. Многие сельскохозяйственные артели рай­она добились высоких урожаев и продуктивности животноводства.

Передовые колхозы добились еще лучших показателей. Так, колхоз «Дружба» в 1956 году получил на 100 гектаров сельхозугодий по 36 центнеров мяса, в том числе свинины на 100 га пашни по 30 центнеров. В колхозе им. Горького надоено молока на одну фуражную корову в среднем в 1956 году по 2034 килограмма, а в 1957 году— по 3697 «килограммов, или по 298 центнеров молока на 100 га сельскохозяйственных угодий. Доярка А. Д. Тимофеева надоила на одну фуражную корову в 1957 году по 3953 килограмма молока, доярка Р. Г. Тихоненкова в 1957 году надоила по 4145 килограммов молока от каждой закрепленной за ней коровы. В колхозе «13 лет РККА» от 14 свиноматок получили по 24 поросенка и полностью сохранили их. По надою молока и развитию животноводства Брянский район идет впереди других районов области.

Труженики сельского хозяйства Брянского района взяли на себя новые повышенные обязательства по подъему урожайности картофеля, зерновых и овощных культур, по повышению продуктивности животноводства.

На основе улучшения культуры земледелия, введения правильных севооборотов, создания прочной кормовой базы, увеличения урожая всех сельскохозяйственных культур они добьются новых успехов и удержат первенство среди районов Брянщины.

Промышленность Брянского района развита в трех рабочих поселках. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Сельцо — благоустроенный поселок городского типа (10,2 тысячи жителей). Он расположен на левом берегу реки Десны в живописной лесной местности на железнодорожной станции по линии Брянск—Смоленск. Здесь имеется несколько предприятий деревообрабатывающей промышленности. В рабочем поселке я селе этого же названия есть два клуба, две школы, больница, две библиотеки.

В летнее время вокруг Сельца в живописном сосновом бору отдыхают в пионерских лагерях дети рабочих и служащих города Брянска и области.

Пальцо — поселок городского типа (3 тыс. жителей), расположен в 22 километрах от железнодорожной станции Белые Берега (по линии Брянск—Орел), возле торфяного болота. Здесь добывается торф для Брянской электростанции и доставляется к ней по специальной железнодорожной ветке. В поселке в послевоенные годы построены школа, клуб, библиотека, больница.

Свень — поселок тородского типа (3 тыс. жителей), расположен около железнодорожной станции Свень, в 10 километрах от города Брянска, на берегу Десны при впадении в нее небольшой реки Свени. Это один из древнейших населенных пунктов Брянщины.

Вокруг поселка Свень имеются большие торфоразработки. Для рабочих торфопредприятия построены и открыты школа, клуб, больница.

Дятьково — город, центр одноименного административного района (22 тысячи жителей), расположен в 47 километрах к северу от Брянска, на железнодорожной станции по линии Брянск — Вязьма. По району проходит местная железная дорога имени Урицкого, связывающая все рабочие поселки района грузовым и пассажирским движением.

Город возник во второй половине XVIII века. Его строительство и дальнейшее развитие тесно связано с Дятьковским хрустальным заводом. Капиталист И. А. Мальцев заложил о 1790 году первую хрустальную фабрику на берегу глухой лесной речушки Дятьковки. Отсюда и повелось название села, преобразованного в первые годы Советской власти в город Дятьково.

Известный географ П. П. Семенов писал о Дятькове в 1902 году: «Село Дятьково имеет 4500 жителей, волостное правление, школу, больницу, несколько лавок и торжок (рынок)». Вот и все, что тогда там было.

С ростом хрустального завода изменялся и облик города. До Великой Октябрьской социалистической революции завод развивался медленно, базируя все свое производство исключительно на ручном труде. В тяжелых условиях мастера-хрустальщики вырабатывали высокохудожественный хрусталь, изделия с нацветом, массовый ассортимент столовой посуды, которые славились и продавались во всех губерниях России, а также за границей — в Болгарии, Румынии, Турции и других государствах.

Условия труда «а хрустальном заводе в дореволюционное время были крайне тяжелыми. Рабочий день фактически длился по 15—16 часов.

В 1900 году на хрустальном заводе был организован первый марксистский кружок, а в 1902 году создается Дятьковский партийный комитет РСДРП. С этого времени на предприятиях Мальцевского промышленного округа (так его называли в те годы), непрерывно развивалось революционное движение. В разные годы в дятьковской партийной организации работали И. И. Фокин, Борис Волин, И. Ф. Дубровинский, Вера Слуцкая, А. Е. Бадаев. Рабочие предприятий Дятьковского района принимали активное участие в Великой Октябрьской социалистической революции, в борьбе против контрреволюции, за установление Советской власти на Брянщине.

После Октябрьской социалистической революции Дятьково становится одним из промышленных городов Брянщины. В предвоенные пятилетки значительно расширился хрустальный завод. В 1940 году выпуск валовой продукции завода был в 3 раза больше, чем в 1913 году.

В октябре 1941 года город Дятьково и район оккупировали немецко-фашистские захватчики, которые в течение своего почти двухлетнего хозяйничанья полностью разрушили хрустальный завод и другие предприятия, жилой фонд и культурно-бытовые учреждения города. В период оккупации из рабочих и служащих предприятий и учреждений города и района было организовано несколько партизанских отрядов, которые успешно сражались против фашистских захватчиков. Город несколько месяцев был советским районом в тылу врага.

15 сентября 1943 года советские войска при поддержке партизан освободили Дятьково. Начались работы по восстановлению хозяйства и культуры города.

За сорок лет Советской власти Дятьково из небольшого рабочего поселка становится крупным промышленным центром. Если в 1923 году в городе было всего лишь 6 тысяч жителей, то сейчас в нем проживает 22 тысячи человек.

На предприятиях города и района сейчас выпускаются, цемент, шифер, тепловые панели, печные плиты, санитарно-техническое оборудование, смывные бачки, хрусталь, стекло бемское, сигнальное, техническое, пеностекло, стекловата, стандартные дома, мебель, скипидар, чугунное литье и другие изделия. Из вышеперечисленного видно, что Дятьковский район является крупнейшим промышленным районом области.

Развитию промышленности на территории, ныне занимаемой Дятьковсквм районом, способствовали залежи местных ископаемых богатств: железной руды, мела, трепела, стекольных и строительных песков, глины, торфа и наличие больших лесных массивов, которые на протяжении многих лет вырубались и сжигались в качестве топлива на заводах. Или же из леса получали древесный уголь, который шел на выплавку чугуна.

Река Болва и построенная в 1877 году узкоколейная Мальцевская железная дорога, соединявшая Дятьково и другие предприятия района с Брянском, также способствовали развитию промышленности в этом районе.

В послевоенные годы в городе восстановлен и расширен хрустальный завод. Производственная мощность его возросла в несколько раз. Сейчас в цехах этого предприятия установлены стеклообрабатывающие станки новейшей конструкции, автоматические прессы для изготовления массовой продукции, применяется химический способ полировки хрустального стекла. Все это способствует росту производительности труда, увеличению выпуска, снижению себестоимости и улучшению качества продукции.

Хрусталь Дятьковского завода отличается высоким качеством окраски и художественной отделки (алмазная грань, глубокое травление, гравировка, полировка). Характерна посуда из традиционного для дятьковских изделий молочного стекла с яркой росписью эмалевыми красками. Художественные изделия Дятьковского хрустального завода неоднократно экспонировались на многих международных выставках в Пекине, Вене, Лейпциге, Тегеране, Деля, Хельсинки и в других городах, всюду они получаля высокую оценку.

На заводе имеется музей, в котором собраны образцы художественных и массовых хрустальных изделий, выпущенных заводом за время его существования.  Смотришь и наглядно убеждаешься, что изделия завода становятся все разнообразнее, многокрасочнее.  Здесь  прекрасные графины, вязы, кувшины, уникальные изделия для украшения общественных зданий, музеев, жилищ трудящихся. Дятьково является культурным центром  промышленного района. В городе имеется индустриальный техникум, две средних, четыре семилетиях и начальных школы, вечерняя школа рабочей молодежи, два ремесленных  училища, музыкальная школа, прекрасный Дворец культуры хрустальщиков, районная, городская, детская и профсоюзная библиотеки, районный Дом культуры.

В городе имеется два коллектива художественной самодеятельности, которые пользуются уважением у зрителей и успешно выступают на областных и межобластных фестивалях и смотрах.

В районе развиты посевы зерновых культур, картофеля,  овощей, разводится молочно-мясной скот. Сельское хозяйство района призвано снабжать рабочих предприятий овощами, картофелем, молоком. Оно развивается как пригородное высокотоварное хозяйство.

Дятьковский район занимает территорию в 1460 квадратных километров, его населяет около 50 тысяч человек. На территории района имеется 23 промышленных предприятия, среди них: Брянский цементный и асбошиферный заводы, Дятьковский хрустальный, Бытошский, Любохонский, Чернятинский стекольные заводы, торфоразработки. Кроме того, имеются Бытошский и Любохонский чугунолитейные заводы. В Дятькове действуют домостроительный, смолохимический и кирпичный заводы.

В районе имеется более 75 населенных пунктов, 12 сельских Советов, 5 рабочих поселков, 13 колхозов, 1 совхоз, ремонтно-тракторная станция.

В Дятьковском районе занимают важное место рабочие поселки, в которых размещены промышленные предприятия, такие, как Цементный, Любохна, Ивот, Старь, Бытошь, связанные между собой и городом железной дорогой им. Урицкого.

Рабочий поселок Цементный (10,4 тыс. жителей), является центром цементной и шиферной промышленности области. Поселок расположен при станции Фомино, которая носит имя известного революционера, первого председателя Брянского городского Совета Игната Ивановича Фокина, работавшего до революции на цементном заводе несколько лет. В районе поселка добываются глины, трепел и мел. На базе этого сырья работает один из мощных и старейших в нашей стране цементных заводов. Предприятие было построено еще в 1899 году и значительно расширено за годы Советской власти. Здесь же на базе вырабатываемого цемента действует один из крупнейших в стране асбошиферных заводов. Продукция этих двух предприятий непрерывным потоком идет во многие экономические административные районы на строительство мощных электростанций, промышленных предприятий, культурных и бытовых зданий, жилых домов.

В поселке имеется средняя школа, больница, филиал музыкальной школы, клуб, Дворец культуры цементников.

Любохна (4 тыс. жителей) — поселок городского типа, возник вместе с постройкой здесь чугунолитейного завода в 1755 году. В поселке до революции были небольшие предприятия по производству кирпича, бумаги, маслобойня и мельница.

История развития промышленности в Любохне тесно связана с родом капиталистов Мальцевых. Из всех населенных пунктов, расположенных ныне на территории Дятьковского района, Мальцевы отдавали предпочтение Любохне, потому что она расположена на судоходной в те годы реке Более, по которой шли непрерывным потоком грузы к Брянску на Десну, а затем по Десне на Днепр и во многие районы страны. В старину, когда еще не было железных дорог, по Болве перевозились металл, лес, уголь, машины, промышленные изделия, сельскохозяйственные продукты. С постройкой в 1877 году узкоколейной дороги Людиново — Брянск, проходящей через Любохну, в поселке стала еще более развиваться промышленность.

В настоящее время в Любохне имеется чугунолитейный завод, выпускающий тепловые панели, печное литье, радиаторы, смывные бачки и другие изделия из чугуна. В шестой пятилетке предприятие значительно расширяется. В поселке имеется средняя школа, заводской клуб и библиотека.

На центральной площади поселка стоит бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза, нашего прославленного земляка Александра Алексеевича Головачева, который родился и провел много лет своей жизни в Любохне. В годы войны А. А. Головачев командовал танковым соединением. В 1943 году он участвовал в освобождении районных центров Сосково, Кромы на Орловщине, а затем—многих городов Украины. Полковник А. А. Головачев погиб в районе города Бунцлау в Германии.

Бытошь (7 тысяч жителей) — поселок городского типа, возник и вырос вместе с постройкой недалеко от Бытоши Петровского чугунолитейного завода. В 1751 году в Бытоши был построен второй чугунолитейный завод, а затем и стекольный завод.

Бытошь — один из красивейших уголков Брянщины. В центре поселка раскинулось красивое озеро, недалеко от озера—большой парк, внутри которого построено новое здание Дворца культуры. До Бытоши из Дятькова проходит железная дорога, по которой непрерывным потоком идут грузы — оконное стекло, эмалированная посуда, лес и другие материалы. Налажено пассажирское движение.

В годы Великой Отечественной войны активно действовал Бытошский партизанский отряд. В сентябре 1943 года фашисты упорно обороняли Бытошь. Наши части обошли поселок с двух сторон и 11 сентября 1943 года освободили его.

В Бытоши имеется крупный стекольный завод, вырабатывающий оконное стекло, чугунолитейный завод, который выпускает эмалированную посуду и санитарно-техническое оборудование, леспромхоз, две промартели. Рядом с поселком расположены крупные Жердеевекие торфоразработки, снабжающие топливом предприятия Дятьковского района.

В Бытоши имеются две библиотеки, Дворец культуры, средняя, семилетняя я начальная школы.

Ивот (6 тысяч жителей) — поселок городского типа, возник вместе с постройкой в 1785 году стекольного завода.

После Великой Отечественной войны завод полностью реконструирован, оснащен современной техникой. Используя залежи высококачественных песков, Ивотской стекольный завод перешел на производство стекловолокна, тянутой и дутьевой стекловаты и пеностекла, очень необходимых для многих отраслей промышленности.

Старь (5 тысяч жителей) — поселок городского типа, расположен на небольшой реке Ивоть, соединен железной дорогой с Дятьковом. В поселке Старь с 1785 года действует стекольный завод.

В послевоенные годы поселок и завод полностью восстановлены. На месте руин выстроены новые корпуса стекольного завода, жилые дома, клуб, средняя школа.

На базе высококачественных песков Чернятинский  (Старской) стекольный завод переведен на производство технического и сигнального стекла, линз, светофильтров, фар и бензоотстойников для автомашин.

Жуковка (10,4 тысячи жителей) — поселок городского типа, центр одноименного района. Поселок расположен в 66 километрах к северо-западу от Брянска в живописной лесной местности на левом берегу реки Десны. Недалеко от Жуковки (у Никольской Слободы) начинается судоходство по Десне.

Жуковка является железнодорожным узлом, откуда идут линии на Брянск, Смоленск и Клетню.

В поселке имеются машиностроительный и мело-известковый заводы, райпромкомбинат и две промартели. Машиностроительный завод создан в послевоенные годы на базе обозного предприятия. До революции в Жуковке был небольшой чугунолитейный завод С.С. Радушевича. Сейчас машиностроительный завод стал крупным промышленным предприятием Брянского экономического административного района. Кроме локомобилей, завод выпускает котлы, тракторные сеялки и тракторные заправочные тележки.

В поселке имеется средняя школа, Дом культуры, заводской клуб, при библиотеки, училище механизации сельского хозяйства. Недалеко от Жуковки в живописном сосновом бору на берегу Десны расположены детский санаторий и дом отдыха.

В сентябре 1941 года Жуковка была занята оккупантами. За два года хозяйничанья они уничтожили значительную часть поселка и все промышленные предприятия. На северо-востоке района имеются большие леса. В период временной оккупации в этих лесах были сформированы и действовали партизанские отряды, неоднократно наносившие удары по врагу. 13 сентября 1943 года Жуковка была освобождена от оккупантов. Началось восстановление хозяйства и культуры района.

Жуковский район сейчас занимает 1305 квадратных километров территории, на которой проживает более 38 тысяч человек. В районе имеется 157 населенных пунктов, 18 сельских Советов, 41 колхоз, 1 совхоз, 1 МТС, 1 РТС, 66 школ, 24 сельских клуба, 21 библиотека, 14 киноустановок, 5 больниц, 22 медпункта.

В районе развиты посевы зерновых культур, картофеля, льна, овощей. Сельское хозяйство тесно связано с пригородным картофельно-овощным и молочно-мясным  животноводством Брянского промышленного района. Машиностроительный завод также тесно связан с промышленными предприятиями Брянска. Он в порядке кооперации получает от Брянских заводов штамповки, поковки, литье.

На территории Жуковского района в долине Десны археологами обнаружено несколько древних поселений, среди которых Городище Юхновской культуры IV века до нашей эры, курганный могильник эпохи ранней бронзы и другие.

На юге этого района, в пяти километрах от станции Ржаница, находится Вщиж. Это село имеет славное прошлое. Вщиж — древний русский город, возник еще в IX веке. Раскопками, произведенными известным советским ученым Б. А. Рыбаковым в 1940, а затем в 1948—1949 годах, установлено, что в IX веке на высоком правом берегу реки Десны возник древний город Вщиж площадью в 5 гектаров, который был обнесен валом и опоясан укреплениями, выдерживавшими длительную осаду. В XII веке Вщиж был заново перестроен, расширен.

В центре города обнаружен фундамент кирпичной церкви XII века с фигурными пилястрами и галереей. На месте древнего города были найдены различные древние вещи, в том числе — бронзовые арки художественной работы русского мастера Константина. Дома этой эпохи отражали социальное различие жителей феодального города: одни из них были малые, бедные, крытые соломой, другие уже состояли из нескольких комнат, имели тесовые крыши, увенчанные теремками, покрытыми медными листами.

Древний русский город Вщиж в XII веке был центром небольшого Вщижского княжества. В 1238 году город Вщиж был полностью разрушен татарами.

Наш земляк поэт Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в усадьбе отца в селе Овстуг Жуковского района Брянской области, недалеко от древнего города Вщижа. В своем стихотворении «По дороге во Вщиж» он писал об этом древнем городе:

«От жизни той, что бушевала здесь,

От крови той, что здесь рекой лилась,

Что уцелело, что дошло до нас ?

Два, три кургана видим мы поднесь...

Да два, три дуба выросли на них,

Раскинувшись и широко, и смело,

Красуются, шумят, и нет им дела,

Чей прах, чью память кроют корни их».

Жители Брянщины чтут память поэта. На родине Ф.И. Тютчева сохранился липовый парк, два деревянных дома. В одном из них в 1956 году открыт филиал областного краеведческого музея.

Сюда часто приезжают и приходят экскурсанты, чтобы посмотреть экспонаты в музее, познакомиться с жизнью и творчеством нашего славного земляка.

Выгоничи — село (имеет более 200 дворов), районный центр, расположено на правом берегу реки Десны в 38 километрах к западу от Брянска на железнодорожной станции этого же названия (по линии Брянск—Гомель).

Выгоничский район тесно примыкает к Брянскому промышленному району и в связи с этим специализируется главным образом на посевах пригородных культур — картофеля, овощей, садоводстве и разведении молочно-мясного скота. Этот район как бы дополняет пригородное сельское хозяйство вокруг города Брянска.

Многие жители Выгоничского района работают на железнодорожном узле и на предприятиях Брянска, приезжая в город пригородными поездами.

Район занимает территорию в 1020 квадратных километров с населением более 34 тысяч человек. В районе имеется 125 населенных пунктов, 15 сельских Советов, 32 колхоза, 2 МТС, 49 школ, 18 сельских клубов, 17 библиотек, 12 киноустановок, 3 больницы, 17 медпунктов.

Наиболее крупными населенными пунктами района являются Чертовичи (190 дворов), Красный Рог (323 двора), Палужье (214 дворов), Хутор Бор (235 дворов), Красное (488 дворов), Лопушь (294 двора), Малфа (162 двора), Ормино (260 дворов), Сосновое Болото (150 дворов).

В годы Великой Отечественной войны в лесах этого района активно действовали партизанские отряды, нанося мощные удары по врагу. Около села Выгоничи через голубую гладь Десны перекинут большой железнодорожный «голубой» мост. По этому мосту весной и летом 1943 года ежедневно проходило на фронт под Орел от 25 до 40 вражеских эшелонов с живой силой, техникой и боеприпасами. 8 марта 1943 года брянские партизаны взорвали «голубой» мост и надолго вывели из строя железную дорогу Брянск—Гомель.

После Великой Отечественной войны в селе Выгоничи восстановлены многие здания, построены Дом культуры средняя школа, зданиё райкома КПСС, универмаг, больница, несколько жилых домов. Проведена большая работа по восстановлению и дальнейшему развитию сельского хозяйства и культуры в районе.

Колхозы, района добились некоторого повышения урожайности зерновых культур, картофеля и овощей.

Так, в колхозе имени И. И. Фокина в 1956 году получен урожай зерновых по 16,1 центнера с гектара, картофеля - по 163 центнера, а в колхозе «Заветы Ильича» получен урожай капусты по 600 центнеров с гектара, столовой свеклы — по 300 центнеров с гектара.

В 1957 году в колхозе «Красный пахарь» получен урожай проса по 20 центнеров с гектара, в колхозе «Свобода» — по 20 центнеров ячменя, в сельхозартели «Ленинский путь» — по 400 центнеров капусты с гектара. Колхоз «Память Ленина» получил в 1957 году средний урожай зеленой массы кукурузы по 450 центнеров с гектара и картофеля по 157 центнеров с гектара.

Сельское хозяйство Выгоничского района будет и в дальнейшем развиваться как пригородное, снабжающее город Брянск картофелем, овощами, фруктами, молоком.

В районе находится Кокинский сельскохозяйственный техникум, один из старейших и самых благоустроенных в стране, с многоотраслевым учебно-опытным хозяйством, хорошими зданиями учебного корпуса, общежитии. При техникуме имеется электростанция, клуб, фруктовый сад, пруд.

В селе Лопушь Выгоничского района в 1910 году родился известный советский поэт Николай Матвеевич Грибачев. Многие произведения Н. М. Грибачев создал на местных материалах, в том числе крупные поэмы «Колхоз «Большевик» и «Весна в «Победе».

Н.М. Грибачев часто бывает на родине и проводит большую работу по организации литературного движения на Брянщине.

Алексей Никитович Бабушкин – 1957 год