СтраницаБрянские правила

Обелиск Брянские правила

Монумент Брянские правила на Брянском машиностроительном заводе. 1973 г.

Монумент "Брянские правила" на Брянском машиностроительном заводе. 1973 г.

Открыт памятник «Брянские правила»

Здесь молодых рабочих посвящали в рабочий класс. На заглавной стеле, облицованной мраморными плитами, выбит текст «Брянских правил внутреннего распорядка».

История памятника такова. В феврале 1918 года высший совет народного хозяйства объявил Брянский завод государственной собственностью. Нужно было налаживать производство, но мешали саботажники. В связи с этим 9 мая 1918 года на заводе были изданы «Временные правила внутреннего распорядка», которые определяли нормы социалистической дисциплины труда, вели к укреплению единоначалия в управлении производством. Правила предусматривали строгий учет продукции, ответственность рабочих за брак, выплату зарплаты только за выполненную работу. Начинание брянских рабочих работники Тульского оружейного, Харьковского металлообрабатывающего и многих других заводов страны.

На территории производственного объединения «Брянский машиностроительный завод» имени В.И. Ленина в апреле 1970 года был установлен мемориал «Брянские правила». В центре мемориала четырнадцатиметровый пилон из бетона, в верхней части которого расположен барельеф В.И. Ленина. На заглавной стеле, облицованной мраморными плитами, выбит текст «Брянских правил внутреннего распорядка», утвержденный фабрично-заводским комитетом и директором завода А. Рожковым. Рядом малая стела из белого камня, на которой написана выдержка из письма В.И. Ленина конференции представителей национализируемых предприятий: «Желательно поэтому, чтобы конференция... одобрила, или посредством резолюции узаконила внутренний распорядок по примеру брянских правил в интересах создания строгой трудовой дисциплины...»

«Брянские правила внутреннего распорядка», одобренные В.И. Лениным, явились одним из первых в стране законом новой рабочей жизни, свидетельством социалистической сознательности брянских рабочих. Они создавались в сложное время. 17 февраля 1918 года ВСНХ объявил Брянский завод государственной собственностью. Нужно было налаживать производство, но мешали саботажники, меньшевики и эсеры, которые останавливали работу, митинговали. Не хватало средств, продовольствия. В этих сложных условиях большевики прилагали огромные усилия к тому, чтобы организовать работу по-новому, повысить дисциплину труда.

9 мая 1918 года на заводе были изданы «Временные правила внутреннего распорядка», которые определяли правила социалистической дисциплины труда, вели к укреплению единоначалия в управлении производством. Правила предусматривали строгий учет продукции, оттрудился многие годы на мирных железнодорожных магистралях.

 

Мемориал «Брянские правила»

Ещё в 1918 году на Брянском заводе были приняты «Правила внутреннего распорядка». Четырнадцать пунктов «Правил» предусматривали строгий распорядок заводской жизни. Через 50 лет на территории БМЗ в честь того события был установлен памятник «Брянским правилам»

В центре мемориала четырнадцатиметровый пилон из бетона, в верхней части которого расположен барельеф В.И. Ленина. На заглавной стеле, облицованной мраморными плитами, выбит текст «Брянских правил внутреннего распорядка», утвержденный фабрично-заводским комитетом и директором завода А. Рожковым. Рядом малая стела из белого камня, на которой написана выдержка из письма В.И. Ленина конференции представителей национализируемых предприятий: «Желательно поэтому, чтобы конференция... одобрила, или посредством резолюции узаконила внутренний распорядок по примеру брянских правил в интересах создания строгой трудовой дисциплины...»
«Брянские правила внутреннего распорядка», одобренные В.И. Лениным, явились одним из первых в стране законом новой рабочей жизни, свидетельством социалистической сознательности брянских рабочих. Они создавались в сложное время. 17 февраля 1918 года ВСНХ объявил Брянский завод государственной собственностью. Нужно было налаживать производство, но мешали саботажники, меньшевики и эсеры, которые останавливали работу, митинговали. Не хватало средств, продовольствия. В этих сложных условиях большевики прилагали огромные усилия к тому, чтобы организовать работу по-новому, повысить дисциплину труда.
9 мая 1918 года на заводе были изданы «Временные правила внутреннего распорядка», которые определяли правила социалистической дисциплины труда, вели к укреплению единоначалия в управлении производством.

Мемориал "Брянские правила" - напоминание о славной странице одного из крупнейших предприятий Брянского края – БМЗ. Здесь проходило посвящение в рабочий класс. Памятник сооружен в 1968 году по проекту заводского конструктора А.Л. Соболева.

1. В заводе всякое распоряжение, относящееся к порядку и ходу работ, име­ет силу в том случае, если оно исходит от директора завода, а в цехах от на­чальника цеха. Всякое распоряжение, идущее помимо лиц, ответственных за производство, то есть директора завода и начальников цехов, исполнению не подлежит...

4. В случае нерадения и действий со стороны рабочих или служащих, нару­шающих работу или понижающих ее продуктивность, начальники цехов или отделов немедленно обращаются, с одной стороны, к директору завода, с другой — к представителю фабрично-заводского комитета для принятия соответ­ствующих мер...

7. Рабочим и служащим, находящимся в заводе, оплата производится только за работу. Лица, не выполняющие работы, платы не получают...»

Четырнадцать пунктов «Временных правил внутреннего распорядка» Брян­ского завода были приняты в мае 1918 года, в сложное для страны время разру­хи, Гражданской войны, национализации предприятия. Правила охватывали все стороны заводской жизни, учитывали все сложности и противоречия того времени. Прежде чем они были задействованы, на заводе создали комиссию по их выработке. Проект размножили, раздали для обсуждения по цехам и с уче­том замечаний приняли.

Почин брянских рабочих нашел много последователей. Мемориал «Брянс­кие правила» — напоминание о славной странице истории одного из крупней­ших предприятий Брянщины — БМЗ. Здесь проходило посвящение в рабочий класс. Памятник сооружен в 1968 году по проекту заводского конструктора А.Л. Соболева.

Я. Соколов

В сентябре 1979 года член Политбюро, секретарь ЦК КПСС Михаил Андреевич Суслов, во время своего визита в город Брянск, по поводу вручения городу ордена Октябрьской Революции, посетил БМЗ и, в частности, Мемориал "Брянские правила".

МЕМОРИАЛ «БРЯНСКИЕ ПРАВИЛА»

Многотысячный поток людей течет через проходные. Шагают ветераны, спешит молодежь. Многие проходят мимо мемориала «Брянские правила». Одни проходят привычно, гордо, другие замедляют шаг. Останавлива­ются, всматриваются в строки текста.

Написанные несколько сухим языком, некоторые из этих правил звучат сегодня наивно, архаично. И тем не менее читать их без волнения невозможно. Ведь эти правила явились как бы первым сводом законов новой ра­бочей жизни - без капиталистов, сводом законов жизни новых хозяев предприятия. Стоит внимательно вдумать­ся в каждый пункт и станет ясно, насколько глубоко правила охватывали все стороны заводской жизни, учитывали все сложности и противоречия того време­ни.

Окончательный вариант правил был утвержден, и они вступили в силу 9 мая 1918 года. Трудное это было время. После национализации на Брянском заводе в Бежице один за другим вспыхивали пожары. Это не обходи­лось без вмешательства оставшихся у руководства спе­циалистов акционерного общества. Прямой саботаж вра­гов усугублялся тем, что на завод вместо кадровых рабо­чих, отправленных на фронт, приходили люди из деревни.

Не дремали меньшевики и эсеры. Там, где удава­лось, они останавливали работу, митинговали.

В этих условиях требовалась революционная орга­низованность. Большевики, заводской комитет профсоюза, передовые рабочие решительно выступили против мелко­буржуазной стихии. На заводе была создана комиссия по выработке временных правил внутреннего распорядка. Проект размножили и раздали для обсуждения по цехам.

С учетом многочисленных поправок «Правила внутрен­него распорядка» в конце апреля 1918 года были приняты.

Четырнадцать пунктов брянских правил устанавливали строгий распорядок внутризаводской жизни и основ­ные принципы трудовой дисциплины, порядок выплаты за­работной платы, рассмотрения конфликтов, меры взыс­каний к нарушителям трудовой дисциплины. В отличие от подобных документов того периода в брянских правилах отчетливо проводилась ленинская мысль о единоначалии, о правах директора завода, его функциях. В правилах излагались новые нормы заводской жизни, при кото­рых каждый член коллектива — отнюдь не простой ис­полнитель, а мыслящий, за все отвечающий, вникающий во все сферы экономической жизни, хозяин производ­ства.

В. И. Ленин, внимательно следивший за всем новым, что рождалось в то время в рабочих коллективах, увидел в начинании брянских рабочих проявление социа­листической сознательности, кровную заинтересованность трудящихся поставить на службу народу фабрики, за­воды, недра. В письме конференции представителей национализируемых предприятий, которая проходила в Москве в мае 1918 года, Владимир Ильич рекомен­довал, чтобы конференция «одобрила или, посредством резолюции, узаконила внутренний распорядок по типу брянских правил в интересах создания строгой трудовой дисциплины».

Почин брянских рабочих, поддержанный вождем, на­шел много последователей. Вскоре «Правила» были приня­ты на Тульском оружейном, Харьковском металлообраба­тывающем заводах, на многих других предприя­тиях.

Мемориал «Брянские правила»— не просто напоми­нание о славной странице в истории флагмана нашей индустрии. Это место посвящения молодых в рабочий класс. Организуется эта церемония очень торжественно. К мемориалу вместе с теми, кто вступает в прославлен­ный коллектив, приходят ветераны ордена Ленина и ор­дена Трудового Красного Знамени производственного объединения «Брянский машиностроительный завод». Они дают добрые напутствия молодым. А те клянутся:

«Я, молодой рабочий Брянского машиностроительного завода,  в знаменательную для  меня дату — в день посвящсния   меня  в  рабочий  класс — перед  лицом  своих товарищей торжественно обещаю:

  • всегда быть достойным высокого звания — рабо­чий.
  • свято хранить трудовые и революционные традиции завода;
  • постоянно повышать общеобразовательный и техни­ческий уровень;
  • своей дисциплиной и сознательностью быть приме­ром для других».

В этих словах — глубокий смысл, благородное стрем­ление нынешнего поколения достойно нести эстафету, взятую из рук своих старших товарищей, ветеранов Октяб­ря, ветеранов славных трудовых дел.

Мемориал «Брянские правила» воздвигнут в год сто­летия со дня рождения В. И. Ленина.

«Брянские правила»

Александр РЯЗАНЦЕВ, фрезеровщик производственного объединения «Брянский машиностроительный завод» (БМЗ), лауреат премии Ленинского комсомола.

Петр КОЗИН, Герой Социалистического Труда, бригадир слесарей-сборщиков БМЗ.

Петр Петрович, и я сколько раз проходили по его залам… Мне лично особенно памятен раздел, посвященный далекому 1918 году. Завод мерз. Завод голодал Троцкий настаивал на том, чтобы закрыть его. Самое непосредственное участие в судьбе предприятия принял тогда Владимир Ильич Ленин Он встретился с посланцами нашего завода Акимовым и Беззаботновым. расспросил обо всем, в чем нуждались рабочие. По предложению Ильича заводу была выделена большая сумма денег, а также продовольствие. И тогда, ободренные вниманием и заботой Ленина, рабочие взялись налаживать производство, чтобы немедля дать так нужные стране плуги, подъемные краны, снаряды, бронепоезда.

П. КОЗИН. Да, это время глубоко отразилось на судьбах людей. Затронуло оно—впрямую — и меня. Мой отец, Петр Александрович, рабочий-литейщик, с продотрядом отправился за хлебом Он погиб в бою где-то в Сибири. Я так ни разу и не видел своего отца. Мать говорила, что был он сильный, рослый, добрый и справедливый.

Тогда многие рабочие нашего завода, как говорится, одной рукой строили, созидали, а другой отбивались от многочисленных врагов. Я часто думаю о том, что здесь, на нашем заводе, создавались тогда не только бронепоезда, паровозы, плуги, а и новые производственные отношения. Октябрь передал власть в руки народа, и рабочий люд сам решал, как сделать свой труд более производительным, чтобы укрепить эту власть. А для этого прежде всего надо было не просто поднять, а создать новую, осознанную трудовую дисциплину. Вот тогда-то и появились наши знаменитые «Брянские правила», которые стали основой внутреннего трудового распорядка, действующего сейчас на всех предприятиях страны.

А. РЯЗАНЦЕВ. «Брянские правила» для нас, молодых машиностроителей, не просто символ. Каждый третий работник в объединении — комсомольского возраста. Возле мемориала «Брянские правила», что сооружен на территории завода, проводится торжественное посвящение в ряды рабочего класса. Все знают, как это было тогда, в 1918-м…

П. КОЗИН. Да. 25 января 1918 года — значительная веха в жизни нашего с тобой, Саша, завода В тот день на совместном заседании общественных организаций было решено выработать правила внутреннего распорядка, за неподчинение которым принимать все меры вплоть до расчета. Проект правил раздали по цехам, чтобы люди могли взвесить каждое слово этого первого и молодой республике Кодекса рабочей чести. 10 мая директор Рожков телеграфировал В. И Ленину о том. что завод стал работать по-новому, и послал ему экземпляр «Правил».

Владимир Ильич внимательно ознакомился с «Брянскими правилами». Обращаясь к участникам проходившей в те дни конференции представителей национализированных предприятий, он писал: «Желательно… чтобы конференция… одобрила или, посредством резолюции, узаконила внутренний распорядок по типу брянских правил в интересах создания строгой трудовой дисциплины…»»

В ноябре 1918 года Народный комиссариат труда утвердил постоянные «Правила внутреннего распорядка».

А. РЯЗАНЦЕВ. Помню, в кружке комсомольского политпросвещения мы изучали ленинскую работу «Очередные задачи Советской власти». Так вот, я тогда сделал для себя открытие: рабочие нашего завода своими «Правилами» очень конкретно отозвались на эту ленинскую работу! В ней, помните, Владимир Ильич подчеркивал, что после взятия власти и национализации предприятий задача рабочего класса состоит в том, чтобы повысить производительность труда, обобществить производство на деле. И вот именно на деле и взялись за выполнение этой важной задачи, от которой во многом зависело, быть или не быть республике, рабочие нашего завода Были определены принципы, по которым мы живем и по сей день. Сформулированы обязанности и закреплены права

П. КОЗИН. К слову, о правах… Согласись, для тебя и твоих товарищей многие из них стали привычными, само собой разумеющимися. Едва переступил подросток порог проходной, как перед ним чуть ли не ковровую дорожку расстилают, приставляют наставника, проводят беседы, обучают профессии Не выполнил план, так бедного мастера склоняют и на цеховом комитете, и в общественном отделе кадров, и в совете наставников А как было у наших дедов?

В те далекие годы нелегко было устроиться на завод, а уж получить профессию вообще считалось пределом мечтаний. Говаривали тогда «Въехал в завод на поросенке». Это значит — надо было мастеру подарить поросенка, чтобы тебя приняли в цех хотя бы мальчиком. Чуть что — проваливай за ворота. Я как-то «копал» старые документы Веришь, мороз по коже шел Около двадцати рублей получал в среднем в месяц рабочий Брянского завода до революции. Зато доходы акционеров все росли. Рабочим же то и дело резали паек, да и тот стали выдавать такими «продуктами», что их и продовольствием то грешно было называть…

Вот и бунтовали заводские. Да еще как. И забастовки объявляли и на демонстрации выходили, под пули жандармские. В апреле 1913 года, как раз в годовщину Ленского расстрела. «Правда» подробно рассказывала о крупной забастовке на Брянском заводе.  Рабочие в количестве 10000 человек присоединяются к рабочим Петербурга и других городов и вместе  с ними требуют человеческих прав для всех граждан России…»

Если говорить о трудовой дисциплине, то в старые времена она держалась в основном на страхе: как бы не выгнали, не оштрафовали и так далее. Такой порядок должен был разъединять людей, замыкать каждого в своих личных интересах

Мы же воспитываем сознательную дисциплину. Надо не только создавать хорошие условия труда, но и требовать от ребят гражданской сознательности.

А. РЯЗАНЦЕВ. Вашу бригаду слесарей называют «козинским университетом». Из этого университета вышли десятки хороших специалистов, многие стали руководителями, инженерами, технологами. Почему в вашей бригаде никогда не бывает нарушений дисциплины, работаете всегда с большим опережением графика, а качество продукции самое высокое? Может. просто везет на ребят?

П. КОЗИН. Как-то меня на работе упрекнули: «Ну и даешь ты. Козин! Сам академик сборки шатунов, а взялся опиливать заусенцы. Пацанам вручил шаберы, доверил точную работу. Шатун дизеля — это же не болт какой-то, сотки надо ловить, не выдержал точность, и все пропало». Да, я доверил работу ребятам точную и ответственную, сам переживал, как бы чего не вышло. Но тут. видишь, гвоздь-то в чем Кто их научит точности, кроме меня? И еще. Как гордится парнишка, осилив сложную работу! Он на седьмом небе от счастья. Доверие — большая сила.

В своей бригаде мы требуем, чтобы все учились о школах, техникумах, институтах. Иной бригадир, например, отмахивается от ребят, которые учатся дни свободные им подавай, отпуск только в летнее время и прочее Мы же уговариваем учиться Знания — они всегда на пользу бригаде А выучился — в добрый путь. От людей зависят и производительность и качество труда… Володя Приходкин, Анатолий Иванович Кривошеев. Я мог бы назвать немало выходцев из нашей бригады — сегодняшних руководителей производства.

А. РЯЗАНЦЕВ. В заводском музее я читал один интересный документ.. Ваше заявление «Член нашей бригады тов. Усок А. находится в больнице в очень тяжелом состоянии (не работают руки и ноги). Учитывая его тяжелое семейное положение, бригада решила работать за члена бригады тов. Уска А (табель № 201), начислять ему зарплату согласно его разряду до его выздоровления».

Вот уже 14 лет каждый член бригады работает не только за себя, но и за Анатолия. Два раза в месяц кассир приносит ему домой зарплату…

П. КОЗИН. Случай с Анатолием особый. В один из летних дней он неудачно нырнул с обрыва Десны. Повредил позвоночник, отказали руки и ноги. У него была одна мать, и мы переживали несчастье это вместе с нею. Сами ребята предложили взять шефство над Анатолием Нелегкое это было дело. Ни в одном предписании нет такого, чтобы человек, не работая, получал деньги. Но ведь есть еще законы рабочего товарищества.. Ребята возили Толю в московскую клинику, возили на юг.. Приходят и уходят из бригады ребята, служат в армии, оканчивают институты, а домик на улице Пролетарской дивизии для них — дом друга. Дом бригады, где мы часто собираемся. Считаю, что шефство над Анатолием каждого в бригаде подняло еще на какую-то важную ступень выше в смысле человечности

А. РЯЗАНЦЕВ. Хорошо знаю об этой истории, но и сейчас, думая о ней, но могу сдержать волнения… Молодцы ребята! Этот случай — пример поистине советского отношения к судьбе товарища Впрочем, такое ведь у нас в крови Помните о почине токаря Павла Павловича Штепы? В свои обязательства на первый год пятилетки он записал –«Обязуюсь взять шефство над десятью молодыми рабочими, не выполняющими задания, и добиться, чтобы они не были отстающими!» Дал слово и выполнил А его почин подхватили сотни рабочих.

П. КОЗИН. Павел Павлович — кадровый рабочий. А хотелось бы, чтобы у истоков добрых дел стояло больше комсомольцев Резервы молодежной инициативы, можно сказать, необъятны.

А. РЯЗАНЦЕВ. Молод — это у нас на заводе не означает зелен. Мы брали шефство над досрочным и высококачественным изготовлением тепловозов для БАМа. Постоянно держим под контролем подготовку к аттестации на Знак качества каждого нового вида продукции. Расскажу лишь об одной из 22 комсомольско-молодежных бригад — бригаде Сергея Корнюшина. Работают парни в автоматно-револьверном цехе Как работают? На 109 дней раньше срока закончили они производственное задание первого года пятилетки. Корнюшинцы подали 7 рационализаторских предложений, эффект от внедрения — более 2 тысяч рублей Все пятеро членов бригады учатся.

А ведь, между прочим, Сергей мог бы спокойно работать один, значительно перевыполнять производственное задание, прилично зарабатывать и ходитъ в цехе, как говорится, в числе «корифеев». Но Корнюшин рассуждал иначе. И думал в первую очередь не о себе, а о том, чтобы товарищам было лучше, чтобы цеху польза была. С ним интересно разговаривать, с Сергеем. Он и говорит — обдумывает и работает — обдумывает. Если бы все у нас относились к делу так. как бригада Сергея, мы. наверно, давно бы позабыли, что означают слова «прогульщик», «сачок», «выпивоха». В день коммунистического субботника произошел такой случай. Бригада взялась изготовить специальные гайки для маслопровода дизеля. Деталь была сложная… На обычном токарном станке хороший станочник в смену делал 30 штук и ровно столько же выбрасывал: трудно выдержать параллельность торцов. Отклонение не должно превышать пять сотых миллиметра. А что, если применить новую оправку? Попробовали. Не получается. Вот здесь-то и помогли как техническая эрудированность бригадира, так и умение мыслить сообща. Гайки «пошли» — 400 штук в смену с одного станка!

П. КОЗИН. По-моему, ребята Корнюшина первыми среди молодежи на заводе рапортовали о выполнении задания двух лет Справились с обязательствами не в сентябре, а в июле. Так ведь?

А. РЯЗАНЦЕВ. Именно так… Или еще пример. В дизельно-механическом цехе № 3 работает технологом Володя Анисимов. В 1970 году он был простым токарем. Впрочем, не простым — лучшим токарем министерства Слава, зарплата высокая, орден Трудового Красного Знамени… Что еще желать? А он взял и пожелал создать бригаду из не выполняющих нормы.

Не советовали кадровые:

— На пацанов будешь работать!

Не соглашалась администрация:

—          Бригады ведь создаются по производственному принципу (слесари, кузнецы), а у вас…

И все же Володя «пробил» бригаду. И бывшие пэтэушники, которые не имели постоянных рабочих мест и оснастки толковой, стали бить рекорды.

П. КОЗИН. Рекорды, безусловно, нужны. Не нужна рекордомания. Поясню, о чем я . Вот электросварщик Юрий Леонидович Королев. Он первым закончил девятую пятилетку — за 3 года и 3 месяца. Это рекорд. И сам он признавался, что хотел рекорда. Но… в десятой пятилетке ушел е отстающий цех, в отстающую бригаду и сделал ее передовой Таких людей нельзя не уважать, даже если они не числятся в «рекордсменах».

А. РЯЗАНЦЕВ. Согласен с вами. Не так давно схватился я с одним своим приятелем. Может, тогда я посчитал стычку нашу «боем местного значения», но теперь, когда оглядываюсь на нее через какое-то время, вижу: нешуточное дело, принципиальное. С  парнем этим мы в прошлой пятилетке соревновались. Соперничество было азартным и здорово помогло нам обоим, первыми из молодых мы выполнили пятилетние задания Тоже вроде рекорды Потом вдруг слышу; товарищ мой объявил войну нормировщикам Как? Что? Зачем? Я к нему

—          Я собрался выполнить десятую пятилетку еще раньше, чем прошлую. А для этого надо ввести новые нормы…

В общем, в орбиту разбирательства были втянуты даже директор и партком.

—          Погоди,— говорю ему.— Это хорошо, что ты так ратуешь за организацию труда, за упорядочение нормирования, но не слишком ли перегибаешь палку? Разве так можно: «Работать не буду, пока не сделаете все, о чем говорю».

Однажды цех должен был изготовить срочный заказ, причем очень важный. Я прикинул, что справиться с ним можем быстро. Пошел за деталями к станку приятеля и оторопел: он и не думал работать. Стоит и на корешках наряды подсчитывает—часы и рубли.

—          А что? — глянул он на меня абсолютно серьезно.— Мастер нам как-то сказал: считайте ежедневно,— вот я и считаю.

Не помню, что конкретно сказал я тогда этому «радетелю за справедливость», но хорошо помню, что изысканными эти слова не назовешь.

П. КОЗИН. Видишь, он боролся только за себя, а кто только за себя, тот, хочет или не хочет, окажется в конце концов против всех…

А. РЯЗАНЦЕВ. Самое главное, чтобы в работе и а жизни нераздельными были понятия «я» и «мы» Об этом шла речь и о «Брянских правилах». Этой мыслью пронизана вся новая Конституция СССР, в обсуждении проекта которой участвовал весь наш завод.

П. КОЗИН. Верно рассуждаешь. Шестьдесят лет, как наши отцы открыли для себя это всемогущее понятие — «мы». Мы — рабочий класс, люди труда. Мы — те, кто брал Зимний, создавал заводы и фабрики в годы довоенных пятилеток, бил фашистов. Мы —те, кто сегодня строит коммунизм Мы —советский народ, единая семья.

А. РЯЗАНЦЕВ. Могу заверить вас, Петр Петрович, и всех коммунистов старшего поколения: комсомольцы Брянского машиностроительного вместе со своими товарищами во всех уголках великой Советской страны будут бороться за то, чтобы в сознании каждого молодого человека — каждого!—восторжествовало это гордое и доброе «мы».

Диалог записали Виктор КОСТИН и Алексеи НОВИЦКИЙ.

Костин В., Новицкий А. «Брянские правила» / Смена. 1977, №21. С. 11-15

*******************

В честь столетия БМЗ

Монумент-стела состоит из пяти композиций. Они отражают вековой путь развития предприятия. О наиболее важных событиях свидетельствуют надпи­си: «Губонин в Бежице. 1905-1917 гг.», «Вся власть Советам!» «1918 г. Брянские правила», «22.Х — 1921 г. Бутырский хутор. Ленинский заказ», «Красный Про-финтерн», «1929-1933-1937 гг. Пятилетку в четыре года», «Кадры решают все», «1941-1943 гг. Слава павшим героям», «1961-1970 гг. Слава рабочему классу». Этот памятник был воздвигнут на центральной аллее. Его открытие состоялось 19 июля 1973 года — в год столетия основания производственного объединения «Брянский машиностроительный завод». «Слава рабочему классу» — так назва­ли этот мемориал. Автор проекта — заводской художник Е. Мирошенков.

***************************
Паровоз серии ОД

Паровоз серии ОД № 1976 был изготовлен на Брянском заводе в 1899 году. Его вес более пятидесяти тонн. Нагрузка на ось — 13 тонн. Паровоз-труженик прошел многие годы. Пережил Великую Отечественную войну. Работал на Красноярской и Забайкальской железных дорогах. В 1963 году был возвращен туда, где получил впервые свою жизнь. И трудился на заводских путях на манев­ровой работе. Локомотивы серии ОБ — четвертый тип паровозов, производство которых было освоено предприятием. Всего же Брянский завод в 1892-1950 гг. изготовил более пяти тысяч локомотивов 27 серий. В 1966 году паровоз серии ОД № 1976 был установлен на вечную стоянку на главной аллее у эксперимен­тального тепловозного цеха производственного объединения «Брянский маши­ностроительный завод».

ПАРОВОЗ-ВЕТЕРАН

До 1917 года на Брянском заводе в Бежице (ныне производственное объединение «Брянский машинострои­тельный завод») было построено 2850 паровозов и свыше 50 тысяч вагонов. Эти цифры свидетельствуют о большом вкладе флагмана индустрии нашего края в развитие железнодорожного транспорта России. Весомым оказался этот вклад и в годы Советской власти.

Количество брянских паровозов, отправляемых в раз­ные концы страны, намного возросло. К ним прибавились большегрузные вагоны и цистерны, удобные плат­формы.

Паровоз серии «О-Д», установленный на территории БМЗ, напоминает о славных страницах в трудовой био­графии этого предприятия. Ведь, кроме скромного тру­дяги «О-Д», завод выпускал и более мощные локомотивы. В 1936 году на железнодорожных магистралях страны появились паровозы серии «СО». В то время они стояли на уровне лучших мировых образцов. «СО» мог без набора воды проходить свыше полутора тысяч километров и эко­номил 25 процентов топлива. Это достигалось благо­даря тендеру-конденсатору, созданному брянскими ин­женерами. Отработанный пар вновь превращался в воду.

В конце 1946 года из заводских ворот вышел первый паровоз серии «Победа». В следующем году было изго­товлено тридцать таких мощных локомотивов, а в 1948 го­ду — свыше шестидесяти.

Позже брянские машиностроители перешли на выпуск тяжелых маневровых тепловозов ТЭМ-I мощностью тыся­чу лошадиных сил, а потом на производство ТЭМ-2 мощностью 1200 лошадиных сил.

Памятник техники — паровоз-ветеран серии «О-Д» да­ет возможность наглядно сравнить прошлое завода с его сегодняшним днем. Он как бы подчеркивает техни­ческий взлет предприятия, возросшие возможности его коллектива. Ныне производственное объединение «Брян­ский машиностроительный завод» выпускает мощные ма­лооборотные судовые дизели для крупных океанских лай­неров. Размеры этих дизелей равны высоте многоэтаж­ного дома. Коллектив предприятия гордится тем, что яв­ляется единственным заводом в нашей стране, который строит пятивагонные рефрижераторные секции. Гордится и тем, что они, а также маневровые тепловозы, ра­ботают во всех союзных республиках и выпускаются с государственным Знаком качества.

Свидетельством больших успехов брянских машино­строителей является то, что в 1966 году их завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1973 году, когда предприятию исполнилось сто лет со дня основания,— орденом Ленина.

Во Всесоюзном социалистическом соревновании маши­ностроители не раз занимали первые места.

Предприятие растет, увеличивает объем выпускаемой продукции, повышает ее качество.

**********************

Дизелестроителям

«Огромный корпус дизельно-сборочного цеха Брянского машинострои­тельного завода заполнили вчера тысячи рабочих и служащих. На стыках двух смен состоялся многолюдный митинг, посвященный окончанию испытаний первого мощного судового дизеля», — писала газета «Брянский рабочий» 20 сентября 1961 года. Корабли «Бежица», «Брянский рабочий», «Партизанская слава», «Плесецк» с брянскими дизелями стали бороздить моря и океаны. По­том появились другие советские теплоходы, сухогрузы. Брянскими мощными дизелями были оснащены и зарубежные корабли. Десятиметровая бетонная колонна, облицованная белым мрамором, появилась у дизельно-испытатель-ного цеха в сентябре 1982 года. На ней установлена трехметровая скульптурная композиция из кованой меди — макет трехмачтового парусника. Пилон высит­ся в центре фонтана, облицованного белым мрамором. Автор этого оригиналь­ного памятника Ю.А. Сиротин.

*****************************

СЛАВА РАБОЧЕМУ КЛАССУ

Он воздвигнут на центральной аллее производствен­ного объединения «Брянский машиностроительный завод». Его открытие состоялось 19 июля 1973 года — в год столетия основания БМЗ. Это памятник революционным, боевым и трудовым подвигам рабочих крупнейшего в крае предприятия.

Монумент-стела состоит из пяти композиций, которые отражают различные периоды развития завода. О наибо­лее важных событиях говорят надписи: «Губонин в Бе-жице. 1905—1917 гг.», «Вся власть Советам!», «1918 г. Брянские правила», «22/Х—1921 г. Бутырский хутор. Ленинский заказ», «Красный Профинтерн», «1929—1933— 1937 гг. Пятилетку в четыре года», «Кадры решают все», «1941 —1943 гг. Слава павшим героям», «1961. —1970 гг. Става рабочему классу».

Являясь одним из старейших предприятий страны, Брянский машиностроительный завод имеет богатую исто­рию, славные традиции. Пролетариат здесь активно вы­ступал против царского самодержавия, участвовал в стачках и забастовках. Еще в 1897 году на заводе был создан «Союз сознательных рабочих»— первая на Брянщине социал-демократическая организация. В круж­ке состояло около пятисот человек. По призыву «Союза сознательных рабочих» в сентябре 1898 года в Бежице прошла забастовка, в которой участвовало около де­сяти тысяч человек.

С 1902 года революционную борьбу пролетариата на­шего края возглавил Брянский комитет РСДРП. Во время первой русской революции на заводе и в городе проходили мощные демонстрации, создавались боевые дружины, собирались материальные средства в помощь московским пролетариям, сражавшимся на баррикадах против царских войск. Многотысячную забастовку прове­ли рабочие Брянского завода в Бежице в 1916 году.

Славные страницы в летопись своего предприятия брянские машиностроители вписали в период завоева­ния и упрочения Советской власти, в годы гражданской войны, во время перехода страны к мирному стро­ительству. Знаменитые «Брянские правила», одобренные Ильичей, почетный ленинский заказ на изготовление электроплугов — факты, ставшие предметом особой гор­дости рабочих БМЗ да и трудящихся всего нашего края. Машиностроители высоко несли знамя социалистического соревнования в годы первых пятилеток. Вместе со всем советским народом они героически отстаивали завоевания Октября в годы Великой Отечественной войны. Смело сражался с фашистами партизанский отряд имени А. И. Виноградова, смелого командира, бывшего начальника цеха завода «Красный Профинтерн», павшего в боях с врагом. У Круглого озера, где базировался от­ряд, восстановлен лагерь партизан, сооружен обелиск. А сколько самоотверженного труда проявили рабочие, поднимая завод из руин и пепла!

На протяжении всей истории коллектив предприятия шел в первых рядах инициаторов освоения новых видов продукции, внедрения совершенной технологии, механи­зации и автоматизации.

Коллектив завода гордится тем, что маневровые тепловозы и пятивагонные рефрижераторные секции ра­ботают на всех железных дорогах страны. А разве не радостно сознавать, что БМЗ — это единственное пред­приятие страны, которое выпускает мощные малообо­ротные судовые дизели для океанских лайнеров. Боль­шая часть продукции брянских машиностроителей выпус­кается с государственным Знаком качества.

В 1973 году за успехи в социалистическом соревно­вании и в связи со 100-летием со дня основания завод награжден орденом Ленина. А еще раньше — в 1966 го­ду — он был удостоен ордена Трудового Красного Зна­мени. В 1981 году производственному объединению БМЗ присвоено имя В. И. Ленина.

Символично, что у монумента производится посвя­щение молодежи в рабочий класс, состоятся другие тор­жественные мероприятия. Они воспитывают любовь к род­ному заводу, будят желание идти по следам героев труда, подражать им, быть достойными во всех делах их вечной памяти.

Митинг у мемориала "Слава рабочему классу" на БМЗ, конец 1970-х гг.