Страницабронепоезда

Героическому экипажу бронепоезда Брянск

  1. Памятник экипажу броне­поезда, построенного брянс­кими машиностроителями.

На трехгранном бетонном, с мраморной крошкой постаменте высотой че­тыре с половиной метра высится орудийная башня бронепоезда. Макет башни выполнен из листовой стали. «Работникам завода, героически сражавшимся с врагом в годы Великой Отечественной войны в составе бронепоезда № 2 «За Ро­дину», построенного брянскими машиностроителями». «Никто не забыт и ничто не забыто», «За нашу Советскую Родину», — гласят надписи на боковых гранях постамента. Перед ним бетонная плита с рельефным изображением лавровой ветки. Памятник на бетонном основании пять на четыре метра. Он воздвигнут по проекту архитектора В. Теребуховского в 1966 году.

Первой датой в летописи бронепоезда № 2 «За Родину» можно считать 29 ав­густа сорок первого года. В этот день в машиносборочном цехе завода «Красный Профинтерн», ныне ОАО БМЗ, было оглашено постановление правительства о строительстве, наименовании и порядке укомплектования бронепоезда лич­ным составом. И тут же началась запись добровольцев. В команду бронепоез­да одним из первых попросились Павел Герасичкин, братья Николай и Сергей Петрунины, Сергей Никифоров, Сергей Аваков, Андрей Толкачев. Записалось вдвое больше, чем требовалось. Сооружение бронепоезда велось день и ночь.

Когда враг стал приближаться к Брянску, материальная часть бронепоезда, вооружение, броня были срочно отправлены в Луганск. С двумя эшелонами прибыли специалисты и экипаж. В начале сентября стальная крепость на ко­лесах была готова. Бронепоезд состоял из бронированного паровоза, бронеп-лощадок с 76-миллиметровыми орудиями, пушками, бортовыми пулеметами «максим» в шаровых установках, бронированных платформ противовоздушной обороны с крупнокалиберными и спаренными пулеметами, бронеавтомобилей, двух железнодорожных дрезин, двух мотоциклов с колясками и другой техни­ки. Первое боевое крещение бронепоезд получил 25 октября на Украине в райо­не Дебальцево. Потом были бои под Ровеньками, на участке железной дороги Новочеркасск — Шахтная. Внезапные налеты, мощный огонь наводил ужас на фашистов. Враги охотились за бронепоездом. Они выводили из строя пути. Вели обстрел из тяжелой артиллерии. Бомбили с самолетов. Экипаж с честью выходил из самых трудных положений.

В феврале 1942 года о героических подвигах бронепоезда было рассказано в киноочерке, вошедшем в «Боевой киносборник» № 19. Однако 15 июня сорок второго года произошло непоправимое. На бронепоезд фашисты бросили сра­зу несколько десятков бомбардировщиков. Один за другим они пикировали и сбрасывали бомбы. Сбиты три вражеских машины. Гитлеровские стервятники продолжают наседать. Тяжелая бомба попала в тендер, паровоз вышел из строя. Потеряна маневренность. Тут же взорвалась тяжелая площадка и площадка про­тивовоздушной обороны. Загорелись контрольные платформы. На них стали рваться запасные комплекты снарядов. Окутанный дымом и огнем экипаж бро­непоезда продолжал героически сражаться. На искореженный и обожженный бронепоезд, который уже не мог двигаться, вести огонь, самолеты врага продол­жали делать налеты, бомбили и обстреливали его из пулеметов.

«За родной Донбасс в борьбе с германским фашизмом погибли лучшие бойцы-добровольцы особого бронепоезда «За Родину!» — гласит одна из надписей на памятнике, установленном также на станции Голубовка, что в Донбассе. Памят­ник героическому брянскому экипажу бронепоезда напоминает мне о других со­бытиях. В годы Гражданской войны на Брянском заводе ремонтировали и делали новые бронепоезда. Делали их и позже. На Брянск I была создана их база.

В годы Великой Отечественной войны дивизион из трех бронепоездов в со­ставе 21-й армии совершал боевые действия в Белоруссии, а затем на Украине.

Я. Соколов

ПАМЯТНИК ГЕРОЯМ-РАБОЧИМ БРЯНСКОГО МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА