СтраницаБРОНЕПОЕЗДА

БРЯНСКИЕ БРОНЕПОЕЗДА

История военной промышленности на территории современной Брянской области имеет одну интересную и отчасти забытую страницу, связанную с производством и ремонтом броневых поездов (сокращенно бронепоезда) для Красной Армии, которые осуществлялись в г. Бежице (с 1956 года - Бежицкий район) с 1918 по 1941 годы.

Бронированный железнодорожный состав (поезд) предназначался для ведения боевых действий в полосе железной дороги. Этот вид воору­жения широко применялся в вооруженных конфликтах первой половины XX века, особенно в странах, обладавших развитой сетью железных дорог. Все армии стран, участвовавших в Первой мировой войне, использовали бронепоезда.

Наибольшее же распространение и применение бронепоезда получи­ли в период Гражданской войны в России. В её ходе боевые действия носи­ли маневренный характер и велись в основном вдоль железнодорожных трасс, служивших главными транспортными коммуникациями для всех сторон, участвовавших в войне. Поэтому наиболее ожесточенные бои шли за железнодорожные узлы и магистрали, и здесь роль бронепоездов была часто решающей.

Команда бронепоезда. Видна простреленная башня

Основными центрами производства бронепоездов в годы Граждан­ской войны стали Нижний Новгород, Коломна, Москва и Петроград. Стро­ились и ремонтировались бронепоезда также в Киеве, Царицыне, Перми, Екатериндаре, Луганске и других городах. Однако одним из наиболее круп­ных предприятий по выпуску этой военной техники стала Бежица.

В январе 1918 года из ворот Государственного Брянского завода (ра­нее Брянского рельсопрокатного механического и железоделательного за­вода в Бежице; с 1923 года - завода «Красный Профинтерн») вышел «1-й бронепоезд Брянского Совдепа». Первым неприятелем, против которого сражался его экипаж, сформированный из рабочих завода, были войска германских интервентов, продвигавшиеся на восток. У станции Хутор-Михайловский, расположенной на границе Украины и России, произошло первое столкновение.

За первым бронепоездом последовали и другие: 2-й и 3-й «Брянские», «Красное знамя», «Заря», «Смерть Деникину», «Углекоп».

К сентябрю 1918 года в Брянском укрепрайоне находилось уже 19 бронепоездов с численностью команд от 60 до 200 человек. За 1919 год на территории, которую контролировали большевики, было выпущено 24 бронепоезда, но заводы всё равно не успевали удовлетворять потребность фронта в этих видах вооружения, а для ремонта поврежденных бронепоез­дов в прифронтовой зоне была организована группа рабочих-специалистов.

Однако части красных отступали под натиском генерала А.И. Деники­на и ремонтную бригаду эвакуировали сначала в Харьков, а затем в - Коно-топ, но из-за слабости механического оборудования конотопских железно­дорожных мастерских уже через две недели работу пришлось свернуть, и ремонтную базу перевели на станцию Болва на брянский завод.

Переоборудование этого предприятия в главную базу бронепоез­дов Красной Армии развернулось осенью 1919 года, в период решающих сражений с Добровольческой армией Вооруженных сил Юга России. Обу­стройство заняло всего полтора месяца, несмотря на то, что одновременно велось строительство Брянского укрепрайона и эвакуация части оборудо­вания брянского завода на Урал.

В сентябре ушли на фронт четыре, в октябре - пять, в ноябре - шесть новых бронепоездов. Здесь же непрерывным потоком проходили ремонти­руемые бронепоезда, прибывавшие со всех фронтов, от Белого до Черного морей. Одних только артиллерийских орудий самых различных калибров заводом было установлено на подвижной состав более 300.

Полигон для пристрелки и отладки артиллерийских установок на­ходился в районе разъезда Нетьинка. Бронепоездные команды в период ремонтных работ проходили курс боевой и политической подготовки. Обязанности инженера по руководству ремонтом, постройкой и формиро­ванием бронепоездов исполнял инспектор бронечастей Южного фронта Константин Карлович Сиркен. В те годы он был одним из ведущих специ­алистов в данной области, проектировал орудийные и пулеметные уста­новки, усовершенствовал способы бронировки площадок и паровозов.

В период Советско-польской войны (1919-1920 гг.) работа Брянской базы достигла наивысших темпов - отремонтировали 70 бронепоездов и 102 бронеплощадки, выполнив ряд экстренных заданий (к примеру, в сен­тябре 1920 года в трехдневный срок сформировали 10 бронепоездов из трофейных бронеплощадок).

В целом с августа 1919 года было отремонтировано с учетом неодно­кратного восстановления 243 бронепоезда, в том числе ударные № 6 «Пу-тиловцы имени тов. Ленина», № 2 «Имени Троцкого», № 17 «Смерть или победа», № 98 «Советская Россия» (каждому присваивался свой особый номер).

Численность бригады бронепоездов в это время доходила до 100 че­ловек (в начале 1921 года она была переведена из г. Бежицы в г. Карачев).

В январе 1921 года брянский завод за «повышенную интенсивность во второй половине 1920 года, давшую в результате превышение ударной программы», был занесен на Красную Доску. В документе о поощрении за­вода, отмечалось: «Принимая во внимание постоянную напряженность ра­боты, непосредственную опасность при наступлении Деникина. <...>. Необ­ходимо констатировать, что Брянский завод заслуживает награды. <...> На заводе созданы и осуществлены с поразительной быстротой разнообраз­нейшие конструкции бронесостава, на разработку коих и на проектирова­ние потребовалось бы в прежнее время на больших заводах целые годы». Вместе с правом именоваться «Красным Брянским заводом» предприятию вручили «Красное знамя труда» и выдали премию.

Прошли годы....

В 1933 году было принято решение о серийном изготовлении мо­дернизированных тяжелых бронеплощадок на заводе «Красный Профин-терн». В марте мастерские склада № 60 передали туда все чертежи, сюда же прибыл и модернизированный тяжелый бронепоезд.

Первая тяжелая бронеплощадка была сдана «Красным Профинтер-ном» в июле, затем по одной в августе, сентябре, октябре и по две в ноябре и декабре. Таким образом, в 1933 году изготовили 8 тяжелых бронепло­щадок, и еще 2 в 1934-м, после чего их производство прекратили. Всего в 1930-1934 годах бронепоездные части Красной Армии получили 26 тяже­лых бронеплощадок, из них 16 изготовили мастерские склада № 60 и 10 завод «Красный Профинтерн». В документах того времени первые имено­вались «тяжелые бронеплощадки типа военсклада № 60», а вторые - ПТ-33 (тяжелая бронеплощадка 1933 года). С 1935 года все они получили обо­значение ПТ-35 (видимо, по аналогии с легкими бронеплощадками ПЛ-35).

Из доклада о состоянии бронепоездных частей, сделанного в 1931 году, следовало, что на случай начала боевых действий Красная Армия рас­полагала 37 бронепоездами. Кроме того, на военном складе № 60 находи­лось легких бронеплощадок, требующих капитального ремонта, 62 штуки.

В мае 1940 года последовал новый доклад о бронепоездах Красной Армии. В нем говорилось, что бронепоезда сведены в 9 дивизионов. Диви­зион (подразделение в составе части), как правило, состояло из 2 легких и 1 тяжелого бронепоезда. Помимо этого находилось 17 отдельных бронепо­ездов. Боевой состав бронепоезда: бронепаровоз, 2 бронеплощадки, одна площадка со счетверенной зенитной установкой пулеметов «Максим» в броневой башне и 4 контрольных платформы с железнодорожным имуще­ством. Кроме того, бронепоезду придавались бронедрезины и бронеавто­мобили на железнодорожном ходу».

Строительство бронепоездов в начале войны

К началу Великой Отечественной войны изготовлением бронепоез­дов в СССР занималось только одно предприятие - паровозостроительный завод комбината «Красный Профинтерн» в Брянске. Причем, для этого был выделен лишь один цех - механосборочный № 6, имевший всего два железнодорожных пролета, позволявших одновременно вести бронировку паровоза и двух площадок. Однако в производстве бронепоездов имелся ряд серьезных проблем: недостаток производственных площадей, отсут­ствие подсобных помещений, большое количество различных заказов, свя­занных с изготовлением мирной продукции.

Бронепоезд № 2 «За Родину» перед отправкой на фронт

Действия бронепоездов в Великой Отечественной войне показали, что они являлись надежным средством борьбы с противником в полосе железных дорог.

С началом общего успешного наступления частей Красной Армии бронепоезда использовались как артиллерийские батареи, обеспечивая действия поддерживаемых пехотных и танковых частей и подразделе­ний. Бронепоездные части из-за разрушенных железнодорожных путей и мостов отставали от своих воинских частей, которые ими поддерживались, но использовались для прикрытия с воздуха железнодорожных станций, мостов и других объектов, сопровождали воинские эшелоны, защищая их от диверсионных групп в полосе железной дороги. В оборонительных боях бронепоезда прикрывали отход общевойсковых частей на новые оборони­тельные рубежи.

Наиболее активно этот вид вооружения использовался в самые тя­желые периоды Великой Отечественной войны - летне-осенние кампании 1941 и 1942 годов. Этому есть простое объяснение - Красная Армия с бо­ями отходила в глубь страны, и железнодорожные пути еще оставались целыми. При наступлении наших частей противник, как правило, успевал разрушать или взрывать железнодорожный путь и мосты, и бронепоезда­ми приходилось ждать, пока полотно будет восстановлено.

Наряду с успешными действиями бронепоездные части имели боль­шие потери, особенно в период оборонительных боев 1941 года, когда бро­непоезда оставались отрезанными от основных частей. Не имея путей от­хода, экипажи вынуждены были подрывать материальную часть и с боем выходить из окружения. Большое количество бронепоездов было потеря­но из-за действий фашистской авиации и из-за слабого зенитного воору­жения (особенно в первые дни Отечественной войны).

С началом войны на базе 4-го дивизиона разворачивался 1-й запас­ной полк бронепоездов, и командир дивизиона майор И.И. Бончев стал командиром полка, а комиссаром - батальонный комиссар И.П. Жорин. В июле 1941 года полк взамен погибших сформировал и отправил на фронт отдельные бронепоезда № 40,44 и 46.

Бронепоезд № 40 (командир капитан Ф.С. Руденко) с 13 июля 1941 года действовал под Рославлем, но 4 августа была разбита железная доро­га, и он оказался отрезанным на участке Липовская-Рославль. В это время появившаяся немецкая авиация начала бомбить бронепоезд. В атаке уча­ствовали 11 самолетов. В результате налета бронепоезд был поврежден, путь окончательно испорчен. Экипаж вынужден был его покинуть у стан­ции Пригорье.

Бронепоезд № 44 (командир младший лейтенант СП. Клюев) начал  боевые действия под Кричевом, Унечей и Оршей. Однако 6 августа 1941 года у станции Унеча бронепоезд попал под удар немецких бомбардиров­щиков и был разбит. Оставшуюся команду вывели на переформирование.

Бронепоезд № 46 (командир капитан И.И. Немазанников) также на­чал боевые действий под Рославлем в начале июля 1941 года, а до 16 авгу­ста поддерживал огнем стрелковые части у станций Журбино, Сураж, Уне­ча. 17 августа он был выведен из состава дивизиона и передан в другую часть.

В Брянске с 22 по 27 июня 1941 года формировался 6-й отдельный дивизион бронепоездов в составе легких бронепоездов № 50 (командир лейтенант Заболоцкий) и № 51 (командир старший лейтенант Ананьев), тяжелого № 52 (командир лейтенант Колокольцев). Личный состав диви­зиона на 98% был призван из запаса. В первые месяцы войны об успешных действиях этой части писали газеты «Правда», «Красная Звезда».

Бронепоезд № 50 попал 4 июля под сильный артобстрел и подвергся атаке танков. Ответным огнем он заставил замолчать немецкую артилле­рию и подбил 18 танков, заставив оставшиеся отойти, а 6 июля, прикрывая отход стрелковой дивизии от Бобруйска, уничтожил до 1000 солдат про­тивника. После перехода Днепра железнодорожный путь за мостом оказал­ся взорван, и поезд оказался отрезанным. Пользуясь этим, фашисты стали расстреливать его из орудий, повредив паровоз и одну бронеплощадку. От­ветным огнем было уничтожено 2 немецких орудия и повреждено 3 танка. Экипаж вел огонь до тех пор, пока не стали рваться снаряды на второй го­рящей площадке. Остатки команды отошли вместе с частями стрелковой дивизии.

Вплоть до конца августа дивизион активными действиями оказывал большую помощь воинским частям на участках Птичь-Коржевка, Холод-ники-Остаповичи, Холодники-Горочицы. Однако 18 августа в районе Оста-повичи авиация противника вывела из строя бронепоезд № 50. Команде удалось вывести только одну бронеплощадку.

Таким образом, на протяжении всей Великой Отечественной войны бронепоезда активно участвовали в боях и совершали подвиги. Для пере­числения всех их не хватит страниц учебного пособия, поэтому здесь мы ограничились лишь некоторыми фактами.

К концу войны стало ясно, что артиллерия достигла того уровня раз­вития, при котором даже защищенные бронепоезда можно приравнять к легкобронированной технике. К тому же поезд намертво был привязан к железнодорожным путям, что значительно снижало его мобильность. Не стояла на месте и авиация, для чьих средств поражения бронепоезда пере­стали быть сложной целью. Одновременно с этим зенитное вооружение поездов уже не могло обеспечить надежной защиты от атак с воздуха. Ста­новилось понятно, что время бронепоездов прошло.

В итоге, следует отметить, что, хотя и бронепоезда не играли перво­степенной роли в войне, например, как танки, они стали решающим фактором во многих боях. Стоит также отметить героизм, удивительную тру­доспособность и выносливость брянских рабочих, которые занимались строительством этой техники и тех бойцов, кто позже воевал на ней. Мно­гие боевые эпизоды, особенно в начале Великой Отечественной войны, по­казали, что бронепоезда могут эффективно применяться в борьбе с врагом. Они прикрывали сосредоточение и развертывание наших войск, участво­вали в обороне железнодорожных линий, по которым двигались эшелоны и поезда с воинскими грузами, защищали железнодорожные узлы от на­летов фашистской авиации, вступали в бой с прорвавшимися частями и десантами противника.

Несмотря на огромные трудности, брянские рабочие и личный состав экипажей брянских бронепоездов (значительную часть которых состави­ли уроженцы современной Брянской области) внесли свой скромный, но вполне достойный вклад в Победу советского народа над агрессором в годы Великой Отечественной войны.

*********************

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВСНХ О НАЦИОНАЛИЗАЦИИ БРЯНСКОГО ЗАВОДА

17 февраля 1918 г.

Акционерное общество Брянского завода оказалось неспособным вести свои предприятия и расплачиваться с рабочими и служащими. При дальнейшем оставлении предприятий в руках общества они обречены на неизбежную остановку, что не может быть допущено по государственным соображениям, а потому Акционерное общество Брянского завода со всеми принадлежащими ему предприятиями объявляется государственною собственностью.

Временным комиссаром над правлением общества в Петрограде назначается тов. Исидор Эммануилович Гуковский.

Впредь до назначения временного заводоуправления Бежицкому Совету рабочих депутатов временно предоставляются все права заводоуправления.

Временным комиссаром над Брянским заводом в Бежице назначается Андрей Тимофеевич Ульянов, конструктор того же завода.

Организация постоянного управления заводом предоставляется Московскому областному экономическому комитету...

За Председателя Президиума ВСНХ ЛОМОВ и СМИРНОВ

Управляющий делами ШЕВЕРДИН

Брянский ордена Трудового Красного знамени машиностроительный завод. Сборник документов и материалов. Брянск, 1969, с. 105.