СтраницаБОЙКО

БОЙКО АНТОН САВЕЛЬЕВИЧ Брянск

Весть о войне застала их часть - 3-й восстановительный железно­дорожный батальон - в пути. Эшелон стоял в Махачкале. Выдали оружие. А вот полностью переодеться из летнего в зимнее обмундирование тогда так и не вышло. В итоге, когда в конце 1941-го, в 40-градусный мороз, при­были на фронт в районе станции Кущевка, что неподалеку от Ростова, все еще были в солнцезащитных панамах.

Первая боевая задача оказалась не совсем обычной. Из путейцев сформировали... заградительный отряд. Задачу поставили до боли извест­ную - задерживать наши же отступающие части. Длилось это недолго. Вскоре новый приказ. На линии небольшой протяженности Батайск - Ро­стов имелось 18 мостов. Военным железнодорожникам поручили захва­тить мосты, не дав их взорвать фашистам.

— Немцы, охранявшие мосты, на удивление были невоинственны­ми, - рассказывает ветеран, - мы спокойно захватили все объекты целы­ми, а еще взяли восьмерых фрицев в плен. После чего враги в отместку провели массовую бомбежку.

И вот в какую передрягу попал тогда наш герой. Подвела его во время налета обычная болотная кочка. Упал он в воду, а осколки впились в ногу, которая попала на эту самую злополучную кочку. В ростовском го­спитале осколки вынули, но оставаться там Антон Савельевич отказался. Ушел со своими.

Как обманули заградотряд

Возможно, что задачу эту Антону Савельевичу никогда бы и не по­ставили, но виной всему было ранение. Нога сильно болела, передвигался он с трудом. Батальон по приказу отходил на Азов через болота, чтобы за­тем переправиться за Дон. Автомобили там пройти не могли. И когда ре­шали, кого назначить старшим колонны с батальонным имуществом, не­удивительно, что выбор пал на Бойко. Задача, на первый взгляд, неслож­ная - переправить через Дон и привезти в Батайск десяток грузовиков и санитарку. И расстояние по прямой небольшое, но легких путей на войне не бывает. Ростов проехали с трудом. Город горел от бесконечных бомбе­жек. Улицы забиты машинами, так что к утру еле-еле выбрались. Путь дер­жали на Новочеркасск, к переправе. На аэродроме в Аксае узнали от раз­ведчиков, что переправу в Новочеркасске уничтожили немцы.

Тогда спрятал Бойко машины в кустарниках, разложил перед со­бой карту и стал думать, как быть дальше.. .И придумал. Вызвал своего по­мощника сержанта Федора Лотарева и ставит задачу:

-  Бери, Федя, санитарную машину и двигай к другой донской пе­
реправе "Нахичевань-12-я". Разведаешь обстановку, а особенно подходы
к переправе по берегу.

Прошло время. Лотарев все разузнал, но вести привез нерадост­ные. Преодолеть Дон через "Нахичевань" было почти невозможно. Доро­ги к переправе прикрывали наши заградотряды. Да и бомбили ее фашис­ты беспрерывно. Как тут быть? Антон Савельевич рискнул, даром, что ли, прошел две войны! Решил Бойко вести колонну прямо под бомбежкой. Собрал водителей, объяснил суть маневра.

Грузовики и санитарная машина двинулись прямо по берегу, в об­ход заградительных отрядов к "Нахичевани".

-  Наказания я не боялся, - говорит Антон Савельевич, - страшнее
наказания, чем оказаться в плену у гитлеровцев, мы тогда не знали!

Колонна вырвалась на мост и - прямиком на другой берег! Немец­кие летчики старались изо всех сил. На узенькую переправу летели десят­ки бомб. Но лейтенант Бойко переправил все до единой машины целыми

и невредимыми. Только кузов одной из "полуторок" оказался посечен ос­колками.

К ночи прибыли на место сбора. Задание он выполнил. Потом на­ступили, пожалуй, самые драматические дни нашего отступления. Почти 800 километров от Батайска до Моздока за 23 дня прошел офицер на сво­их ногах (одна из которых была ранена). Летчики люфтваффе преследо­вали даже одиночных солдат. В районе станции Прохладная самолет-раз­ведчик "рама" полчаса поливал огнем Бойко и его товарища Колю Вшив-цева. Спасло их поле русской пшеницы. Когда собрался батальон, выяс­нилось, что из полутора тысяч человек пришли в Моздок всего триста. Ги­бель, плен, неизвестность - вот горькая участь остальных...

Диверсант на Куберле

О немецких диверсантах и шпионах написано немало. Действова­ли они, особенно в первые дни и месяцы войны, хитро и коварно. Трудно поверить, но, по словам Антона Савельевича, одна из таких заброшенных к нам в тыл групп умудрялась даже получать на Кизлярском хлебозаводе хлеб по накладным. На мосту через Кубань погиб от огня диверсантов, пе­реодетых в нашу форму, политрук Петухов. А встреча самого Бойко с вра­жескими диверсантами произошла в Сальских степях.

Ростов тогда был уже наш, дела на фронте шли успешно, а вот с подвозом боеприпасов и прочего имущества дело обстояло туго. А тут еще проблем подкинула зима. На юге России она выдалась тогда мороз­ной, и баржи, которые осуществляли подвоз, вмерзли в лед. Многое на этих баржах - взрывчатка, продукты - предназначалось для 3-го железно­дорожного батальона. Чтобы вывезти все это со станции Курмоярской (близ Котельниково), снарядили команду. Старший - Бойко. Дали ему два десятка бойцов, мандат, мотодрезину с двумя платформами и грузовик. Путь - 600 километров по Сальским степям. Мороз минус сорок, снегу по пояс.

- Ехали порожняком быстро, - вспоминает Антон Савельевич. -Не так далеко от Котельникова вижу, что-то не то. Встречает нас целый отряд милиции, все вооружены. Окружают, винтовки наготове. Думаю, что за провокация?! Командую: "Всем рассредоточиться, занять оборо­ну". Хлопцы у меня крепкие, кадровые, в основном - петрозаводцы, еще с финской воюют. До выстрелов, слава Богу, дело не дошло. Разобрались. Оказалось, что в техроте на дрезину посадили не железнодорожника, а водителя грузовика. Вот и проехал рядовой Ткаченко две станции до Ко­тельникова на красный свет. Здесь же, приняв такую информацию, мили­ция приняла отряд за группу диверсантов. Помог нам мандат.

Грузовик с охраной отправился обратно своим ходом. Имущество, взрывчатку погрузили на платформы "под завязку". На обратной дороге

сначала загорелись буксы на одной из платформ. С помощью местных пу­тейцев проблему решили.

Ночью прибыли на Куберле. Бойцы спали. Часовой нес охрану. Антон Савельевич пошел к дежурному по станции. Тот в присутствии Бойко дал команду стрелочнику с третьего пути пропустить дрезину на Тихорецкую после того, как по первому пройдет состав с нефтью.

- Вернулся я на дрезину, - вспоминает Антон Савельевич. - Сижу
в кабине. Подошел часовой Александров на доклад. И тут я почувствовал,
что приближается паровоз. Инстинкт сработал мгновенно. Схватил часо­
вого, и вместе с ним мы полетели на насыпь.

Дальше оба стали свидетелями страшной трагедии. Состав с неф­тью на полной скорости врезался в дрезину с платформами. Паровоз и три цистерны, подмяв под себя дрезину, свалились под откос, но не заго­релись. Все спавшие солдаты, а их было 13 человек, погибли. Что твори­лось в душе Бойко в тот момент, можно только представить. Выхватив пи­столет из кобуры, он побежал в помещение дежурного по станции.

- Я хотел застрелить его, - говорит Антон Савельевич, - но дежур­
ный упал на колени и твердил о своей невиновности. Ведь и на самом де­
ле при мне он дал совсем другую команду стрелочнику. Значит, стрелоч­
ник. ..

Стрелочника обнаружили наутро в десяти километров от станции. Хотел уйти на лыжах. Он оказался агентом, завербованным немцами. Ди­версант думал, что на дрезине передвигались большие военные чины. Это практиковалось в то время, поэтому и решил устроить крушение.

Своих ребят Антон Савельевич похоронил на станции Куберле. Лежат они в Сальской степи и по сей день. А памятного знака здесь нет до сих пор. Спасенный же часовой Александров дошел вместе с Бойко до самого Берлина...

Незванные гости

О победе Антон Савельевич и его сослуживцы узнали рано утром от начальника штаба бригады полковника Михайлика. Патронов для по­бедного салюта тогда не жалели.

Берлин и вся Германия стали местом, где пересекались судьбы многих людей самых разных национальностей: французов, поляков, анг­личан, американцев. Ветеран вспоминает, что американские солдаты от­личались сильной коммерческой хваткой. Рядовые, сержанты и даже офи­церы продавали возле рейхстага модные тогда часы - "цилиндры", подра­батывали на "виллисах" частным извозом.

Снимок, который вы видите на с. 30, сделан самим Антоном Саве­льевичем. Случайная встреча - американские солдаты и русские военные железнодорожники. Союзники и победители.

Произошел с автором снимка в послевоенной Германии любопыт­ный случай. Он получил путевку для лечения в санаторий "Империал" в Карловых Варах. Шикарное место, лучшие минеральные источники. Го­ворят, даже Гитлер сюда заезжал водички попить. Теперь здесь залечива­ли раны советские офицеры. Как-то Бойко и два офицера-кавалериста ре­шили поехать на экскурсию по южной Германии. Поездка проходила пре­красно. По пути заехали на аккордеонную фабрику и приобрели там все­го за 80 марок модные тогда инструменты. На обратном пути трофейный "мерседес" неожиданно для его пассажиров задержали американцы. По­требовали пропуск. Его не было. Оказалось, что води гель по незнанию за­ехал в американскую оккупационную зону. Обращались американцы де­ликатно. Оружие никто не вынимал.

- А свое мы бы и не отдали! - улыбаясь, сказал Антон Савелье­вич. - Предложили нам проехать для выяснения обстоятельств в штаб американской дивизии. Мы согласились. Честно признаться, даже любо­пытно было глубже в их территорию вклиниться.

Дали сопровождающего и - к союзникам в тыл! Штаб дивизии располагался в санатории, подобном "империалу". Каково же было удив­ление советских офицеров, когда на КПП навстречу им поднялся америка­нец-дежурный и на чистейшей русском языке представился. Оказалось -эмигрант.

"Пленников" сразу же препроводили в ... ресторан на ужин. Ан­тон Савельевич даже меню вспомнил: картошка отварная, овощные кон­сервы, кофе со сливками. Запомнился и хлеб. Белые, необычайно высокие

булки - на вкус, как вата. Спиртного не предложили, но это не помешало дружескому общению. К тому же среди американцев оказалось много эмигрантов русского и украинского происхождения, хорошо знавших наш язык.

После ужина офицеров принял начальник штаба американской армии. Сказал, что все будет "о-кей" и проблем у русских союзников боль­ше не возникнет. Правда, в разговоре ненавязчиво намекнул, что совет­ские офицеры, если захотят, могут остаться в "гостях" подольше и даже... навсегда.

Но на кофе со сливками Антон Савельевич не польстился, о чем не жалел никогда.

Александр ЛЕВЧЕНКО.