Страницаборьба

БОРЬБА С ПРАВОСЛАВНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ В БРЯНСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1917-1927 ГГ.).

Тема взаимоотношений власти и церкви является вечной научной проблемой в отечественной историогра­фии. Несмотря на большое количество публикаций, её региональный уровень по-прежнему изучен недостаточно.

Вводя новые, революционные праздники власть повела борьбу за искоренение старых, религиозных, века-ми праздновавшихся населением. У них был отобран статус праздничных дней и значительно сокращена продол­жительность, но они оставались нерабочими днями. Это было отражено в кодексе законов о труде 1918 года, по которому местным советам профессиональных союзов, с согласия Народного Комиссариата Труда, разрешалось устанавливать до 10 дополнительных дней отдыха, в дни местных праздников, которые не оплачивались [2]. Имен-но с ссылкой на кодекс законов о труде бюро Брянского Губкома от 4-го апреля 1923 года решило прекратить ра-боты в Советских учреждениях накануне праздника Пасхи[3].

Идеологическая борьба с религиозными праздниками начиналась сразу после прихода большевиков к вла­сти в том, или ином регионе страны. Рупором этой борьбы стали местные газеты. Уже в 1918 году в статье: «Праздники революционные и праздники церковные», они противопоставлялись друг другу [4]. Сравнение право-славных и революционных праздников использовалось практически в каждой кампании большевиков против рели­гиозных праздников. Так по данным Агитотдела Карачевского Укома в ходе проведения комсомольской Пасхи читались лекции на антирелигиозные темы, в том числе «Пасха Христова и 1 мая»

Начав борьбу с религиозными праздниками с газетных статей, большевики и в дальнейшем активно использо-вали прессу. При приближении церковных праздничных дат газеты начинали пестреть антирелигиозными статьям и фельетонами. Например, в «Брянском рабочем» от 24 декабря 1923 года помещено сразу 8 антирелигиозных статей и четыре антирелигиозных лозунга[6]. Много антирелигиозных публикаций содержалось и в других номерах предваряв-ших религиозные праздники, например в «Брянском рабочем» от 7 апреля 1923 года[7] и от 18 апреля 1925 года

Следовательно, празднование комсомольского Рождества в Брянской губернии по сути дела свелось к ночным шествиям, карнавалам и другим развлекательным антирелигиозным мероприятиям, не имеющим под собой научной осно-вы. О том, что комсомольское Рождество не носило научного характера, а было издевательством над п»»аздником верую-щих, вынуждены были признать и большевики. В заметке «О подготовке к «комсомольскому рождеству» за декабрь 1923 года говорилось: «В прошлом году комсомольское рождество не носило глубокого антирелигиозного характера. Не только беспартийной молодёжи, но и комсомольцам не была достаточно разъяснена евангельская сказка о Рождестве»

При подготовке к празднованию комсомольской Пасхи и Рождества, партийные комитеты призывали не оскорблять верующих. В директиве Брянского Губкома о проведении антирождественской кампании, говорилось: «…надо избегать грубых выпадов и грубой карикатуры против церкви и попов, а также глумления над религиоз-ными обычаями, обрядами и предметами культа

Велась борьба и с другими православными праздниками. Уже в 1923 году Брянский горком получил пись-мо от Губкома, в котором сообщалось, что в день Троицы люди рубят деревья для украшения зданий, от чего стра-дают леса. От Горкома требовалось разъяснять необходимости беречь лес, а также устроить показательную посад-ку деревьев [37]. Впоследствии день Троицы превратился в день леса, празднуемый ежегодно. В мае 1925 года АЛО Брянского Губкома потребовало от Губернского Земельного управления бороться с летними религиозными праздниками: Троицы, Ильи пророка, Флора и Лавра, Петра и Павла, противопоставляя их празднованию антире­лигиозные лекции на земледельческие темы [38]. В сентября 1926 года Брянский Губернский совет СБ потребовал от всех организаций СБ использовать «День Урожая», для антирелигиозной пропаганды

Итак, свою борьбу с церковными праздниками большевики старались выставить как волю простого наро­да. Это помогало с одной стороны заявлять большевикам о невмешательстве в дела церкви, а с другой пропаган-дистки заявлять, что народ просыпается от религиозного дурмана и тянется к новой жизни, которую даёт новая власть. Каждый такой успех широко освещался в местной прессе. Например, замене рабочими инструментального цеха Брянского завода православных праздников на революционные была посвящена статья[41] и стихотворение «Богов на смарку», где автор восхищался позицией рабочих[42].

Несмотря на активную борьбу с религиозными праздниками они всё равно праздновались населением, о чём повествуют обличительные заметки «Брянского рабочего», в одной из которых говорится, что служащие Ал-туховского лесничества в «Михайлов день» на работу не вышли, а некоторые поехали в церковь [43].

Православные праздники отмечались не только простым населением, но и теми, кто занимал видные долж-ности в советских учреждениях, о чём говорит ряд статьей местной печати. В Савинском сельсовете Дятьковской волости председатель сельсовета «нередко справляет» религиозные праздники[44], член завкома Сенизёрского стру-жечного завода «Красный октябрь» Серёгин Иван, на первый день Пасхи был в церкви и причащался» [45].

Подводя итог необходимо отметить, что сразу после окончания гражданской войны большевики начали борьбу против церковных праздников, стремясь заменить их революционными, с целью способствовать измене­нию мировоззрения людей. Ожесточённая борьба, разгоревшаяся вокруг особо чтимых церковных праздников: Рождества и Пасхи, претерпела эволюцию от агрессивной атаки до антирелигиозных вечеров по клубам и театрам. Под влиянием пропаганды революционные праздники постепенно проникали в жизнь людей, но не забывались и религиозные праздники, которые продолжали отмечаться населением страны

БОРЬБА С ПРАВОСЛАВНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ В БРЯНСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (1917-1927 ГГ.).

В.И. Захаров