СтраницаБогинский

Игорь Богинский Брянск

Игорь Богинский: «Воры и взяточники должны получать реальные сроки наказания»

«Тебя посадят, а ты не воруй!» — поучал зятя герой Папанова в бессмертной комедии «Берегись автомобиля». В советские времена аббревиатура ОБХСС наводила страх и трепет на воров, аферистов и взяточников. И за «в особо крупных размерах» тогда могли применить высшую меру наказания. О том, как сейчас ведётся борьба с экономическими преступлениями, «Брянской ТЕМЕ» рассказал заместитель начальника Управления организации оперативно-розыскной деятельности УМВД по Брянской области Игорь Богинский.

В нынешнем её виде служба экономической безопасности и противодействия коррупции (штатная численность — 202 сотрудника) создана в июне текущего года в ходе реформы системы органов внутренних дел путём слияния подразделений по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП) и по налоговым преступлениям (НП).

Следует напомнить, что служба по борьбе с экономическими преступлениями являлась правопреемницей подразделений по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (БХСС). Эти подразделения были созданы приказом НКВД СССР 16 марта 1937 года. Вслед за изменениями в государстве и обществе менялись и функции службы БЭП. Так, в последние годы основными направлениями деятельности были выявление и раскрытие широкого круга преступлений экономической направленности, совершаемых в приоритетных отраслях экономики, в том числе в топливно-энергетическом, лесо- и агропромышленном комплексах, в сферах строительства, промышленности, связи и внешнеэкономической деятельности, в финансово-кредитной системе, на потребительском рынке. Ну и, конечно, выявление фактов коррупции со стороны руководителей и должностных лиц органов власти и управления, контролирующих и надзорных структур, социально значимых сфер — здравоохранения и образования. Мы занимаемся обеспечением сохранности бюджетных средств, в том числе выделяемых на реализацию социальных программ, приоритетных национальных проектов, а также пресечением деятельности преступных групп в сфере экономики, установлением и нейтрализацией каналов финансирования экстремистских и террористических организаций.

В свою очередь, служба по налоговым преступлениям была создана 1 июля 2003 года после упразднения в марте 2003 года Федеральной службы налоговой полиции. Как следует из названия, основными направлениями её деятельности была борьба с преступлениями в сфере налогообложения, фактами хищения и нецелевого расходования бюджетных средств и другими подобными преступлениями.

В настоящее время все вышеуказанные направления деятельности входят в компетенцию службы экономической безопасности и противодействия коррупции.

Значительная доля преступлений в сфере экономики носит латентный характер. Поэтому известно об их совершении становится лишь после выявления сотрудниками нашей службы определённых признаков с последующим их закреплением в ходе расследования уголовного дела и квалификацией деяния согласно Уголовному кодексу РФ. В связи с этим качественные и количественные показатели, характеризующие экономическую преступность, не являются постоянными. Они во многом зависят от концентрации наших усилий в тех или иных направлениях, определяемых требованиями президента, правительства, Министерства внутренних дел РФ, органов прокуратуры.

Есть и ещё один фактор. Если в прошлые годы наблюдался непрерывный рост числа регистрируемых преступлений экономической направленности, то в  оследние два года происходит снижение. Это связано с изменениями уголовного законодательства, повысившими «планки» материального ущерба, подпадающего под действие его статей, и декриминализировавшими ряд деяний экономического характера. Также в последнее время мы значительно сконцентрировали усилия на выявлении экономических преступлений, относящихся к категории тяжких и особо тяжких, совершаемых в крупном и особо крупном размерах, которые причиняют существенный ущерб экономике региона. Как следствие, изменился качественный состав выявляемых экономических преступлений.

По-прежнему наибольшую долю среди регистрируемых преступлений в сфере экономики составляют хищения — 45,1%, в том числе мошенничества — 26,4%, присвоения и растраты — 18,7%.

Значительную долю составляют преступления против государственной власти, интересов государственной и муниципальной службы — 24,7%, в том числе 18% — факты служебного подлога, 4,1% — получения взяток и 1,1% — дачи взяток.

Доля преступлений, связанных с оборотом продукции и оказанием услуг, опасных для жизни и здоровья человека, составляет 7,6%, налоговых преступлений — 3,9%, фактов нарушения авторских и смежных прав — 2,7%, криминального банкротства — 0,5%.

К сожалению, большой остаётся доля преступлений, связанных с изготовлением и сбытом поддельных денег — 12,8%. Несмотря на проводимые, в том числе через СМИ, профилактические мероприятия по информированию о признаках подлинности денежных знаков, люди зачастую не обращают на них внимание при расчётах. Владельцы даже сравнительно крупных предприятий торговли не всегда комплектуют расчётные места приборами для определения подлинности банкнот и оборудованием для безналичного расчёта с помощью пластиковых карт.

Вследствие этого, в подавляющем числе случаев подделки обнаруживаются в банковских учреждениях при пересчёте выручки из магазинов, автозаправочных станций и других коммерческих организаций.

Радует, что бывают и другие примеры, когда бдительность граждан помогает раскрыть факты сбыта поддельных денег и задержать преступников. Такие случаи в последнее время имели место в Карачеве, Навле и Стародубе. В последнем случае бдительность граждан позволила пресечь сбыт партии поддельных банкнот достоинством 5000 рублей. Следует отметить, что более 90% сбываемых подделок составляют банкноты достоинством 1000 рублей, имеющие довольно высокое качество подделки.

Несмотря на то что в ходе реформы органов внутренних дел произошло сокращение на 22% штатной численности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, нам удалось сохранить стабильную динамику показателей выявления и раскрытия экономических преступлений, а по некоторым направлениям повысить эффективность работы. Так, по итогам девяти месяцев текущего года более чем на половину увеличено число выявленных коррупционных преступлений, направленных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В результате успешных мер профилактического характера, направленных на недопущение фактов фальшивомонетничества,  наш регион занял второе снизу место в Центральном федеральном округе по числу зарегистрированных преступлений данного вида, а по их раскрытию — четвёртое сверху. Так что нам есть чем гордиться и к чему стремиться