Страницаблеск

БЛЕСК ТАЛАНТА «Лев Бакст. В зените славы»

Она дает возможность познако­миться с уникальными работами русского художника и сценогра­фа начала прошлого столетия, со­бранными в частных коллекциях. Привезла ее из Германии в Россию сопредседатель Европейского куль­турного клуба Ферайн, искусство­вед, журналист и коллекционер с большим стажем Ирина Стежка. Более 30 лет она собирает произве­дения русского искусства, и значи­тельная часть нынешней экспози­ции представлена гелиогравюрами из ее собрания. Объединение, кото­рое представляет Ирина Евгеньевна, некоммерческое, преследует одну цель — популяризация богатого ху­дожественного наследства великих мастеров. Как и в прошлые добрые времена, поддерживается мецената­ми, состоятельными компаниями. Ее показ в России стал возможен благодаря спонсорству ювелирной группы «Смоленские бриллианты». Кстати, Брянск — второй город после Москвы, где ее показывают. Даже в Смоленске она еще не была. Такая приоритетность объясняется культурным сотрудничеством двух регионов, смоляне отдали право первенства брянцам.

Представленная в экспозиции графика, а это более 80 работ, от­крывает не только Льва Бакста, а це­лую эпоху блистательного русского балета. Имя этого художника неот­делимо от другой яркой личности — театрального деятеля, антрепренера Сергея Дягилева, от его знаменитых «Русских сезонов», принесших ми­ровую славу его балетам и диктовав­ших моду на все русское.

Всматриваешься в гелиогравюры костюмов и декораций и вслед за волшебником Бакстом погружаешь­ся в дивную сказку. В одной царит Шахерезада, полная неги и страсти, в другой откровенная и загадочная Соломея или ослепительная Жар-птица... «Нарцисс», «Пери», «Му­ченичество святого Себастьяна», «Ориенталии», «Тамар», «Дафнис и Хлоя»... Балеты, покорившие Париж, Лондон, Европу.

- В 1913 году друг и коллега Льва Бакста Жан Кокто предложил со­брать вместе все самые знаковые работы художника, — рассказывает И. Стежка, — расписать их вручную в технике пошуар. В данном слу­чае художник сам наносит краски по особому трафарету — тончай­ший, уникальный прием. Все, что вы видите на этой выставке в цвете — это подлинные работы Бакста, их более 50. Черно-белыми мы допол­нили экспозицию, чтобы показать, что было 100 лет назад, передать вкус, стиль той эпохи. Здесь есть гелиогравюры известной художни-цы-авангардистки того периода На­тальи Гончаровой.

Нынешняя экспозиция — юби­лейная и представляет только один год работы художника. В прошлом веке в Европе состоялось около 30 персональных выставок Льва Бак­ста, и каждая имела огромный успех. Искусствоведы подчеркивают, что его декоративная фантазия, богат­ство и сила цвета поражали прежде всего самих же мастеров, его худо­жественные приемы положили на­чало новой эпохе в балетной сце­нографии.

И сегодня его творчество вдох­новляет. Ювелиры создали свою эксклюзивную коллекцию.

Т. ДОНСКИХ