Страницаблантер

 Автор самой знаменитой советской песни (Мат­вей Исаакович Блантер )

Брянщина.

Пожалуй, самый известный музыкант, родившийся на земле брянской, — Мат­вей Исаакович Блантер — народный артист СССР (1975 г.), Герой Социали­стического труда (1983 г.). Он родился 28 января (10 февраля) 1903 года в горо­де Почепе (тогда—Черниговской губер­нии) в семье купца-предпринимателя. До сих пор в центре Почепа сохранился отчий дом композитора.

На воспитание Матвея большое вли­яние оказала его мать — актриса Та­тьяна Евгеньевна (урожденная Вовси, родственница знаменитого актера Ми-хоэлса), интеллигентная, образованная женщина, верховодившая в семье.

О началах своего приобщения к му­зыке сам Матвей Исаакович много лет спустя вспоминал так: «Можно сказать, что с музыкой я познакомился случайно. Мне было семь лет. Мама послала меня за чем-то к соседке. И там я увидел от­крытый рояль. Нажал клавишу старого разбитого инструмента. И погиб. С этой минуты я был покорен музыкой».

Упросили отца купить этот рояль, пригласили учительницу — и главное направление жизненного пути Матвея было определено.

Семья переехала в Курск. Там Мат­вей поступил в реальное училище. И еще чудесная встреча—в училище был прекрасный хор, которым руководил... учитель рисования, большой любитель музыки. «В класс он приходил со скрип­кой и, играя на ней, нежно аккомпани­ровал детским голосам». Матвей со­лировал в хоре, играл в ученическом оркестре, ходил на концерты мастеров, симфонические вечера, впечатлений было много, разных, но, пожалуй, наи­больший отклик в его душе нашла му­зыка земляка B.C. Калинникова: «Как заколдованный слушал я Калинникова. Какой-то необъятной ширью веяло на меня от его симфонии. Казалось, что я зримо ощущаю полюбившуюся мне картину: поле бескрайнее, осеннее и две березки, словно обнявшиеся перед бу­рей». Это была еще одна определяющая жизненный путь встреча с прекрасным. В 1915-1917 годах Блантер учился в Курском музыкальном училище по клас­сам фортепиано и скрипки. В 1917-1919 годах — в Музыкально-драматическом училище Московского филармониче­ского общества по классам скрипки и теории музыки. В 1920-1921 годах он учился композиции. Обучение сочетал с работой в эстрадной студии театра «Мастфор», обеспечивая постановки в нем музыкой, приспосабливая к сатири­ческим сценам различный материал, а при его недостатке и сочиняя свою му­зыку. Начав свою творческую деятель­ность с 1920-х годов как автор лёгкой танцевальной музыки, Блантер вскоре выдвинулся в число ведущих мастеров советской песни.

Успех к нему пришел в 1935 году. В этом году был объявлен конкурс на луч­шую советскую песню. В «Правде» было напечатано стихотворение Михаила Го­лодного «Партизан Железняк», к кото­рому предполагалось написать музыку. На конкурс поступило 389 песен. Послал свою песню и М.И. Блантер. Кто в дей­ствительности победил—уже забылось. Однако именно песня М.И. Блантера про­звучала на радио и получила вскоре все­народное признание, как и написанная в том же году «Песня о Щорсе» на слова того же М. Голодного.

В последующие годы песенное творче­ство станет основным в жизни М.И. Блан­тера. Всего им создано около 200 песен, среди них всемирно известная «Катюша». Немного найдётся песен с такой необыч­ной и красивой судьбой, она стала совет­ским символом, звучит в разных странах почти на всех языках мира

Для песен композитора характерны высокая гражданственность и задушев­ная лиричность. М.И. Блантер — из­умительный мелодист. Его музыкаль­ные интонации близки к строю русской народной лирической песни и русского городского романса. Напевность у него обычно сочетается с танцевальностью, а порой и маршевостью. В тематике пе­сен М.И. Блантера нашли яркое ото­бражение важнейшие события эпохи, сокровенные думы его современников, глубочайшие человеческие чувства: лю­бовь, верность Родине, исторический оптимизм. Мода не властна над его ме­лодиями, хотя песни композитора проч­но связаны со своим временем.

Напомним некоторые наиболее лю­бимые народом песни М.И. Блантера:

«Катюша», слова М. Исаковского — 1938 г., «До свиданья, города и хаты», ел. М. Исаковского — 1941 г., «Моя любимая», ел. Е. Долматовского — . «Жди меня», ел. К. Симоно­ва, «Огонек», ел. М. Исаковского — , «В лесу прифронтовом», ел. М. Исаковского, «Полюбила я парнишку», ел. М. Исаковского — 1944 г., «Под звездами балканскими», ел. М. Исаков­ского, «Враги сожгли родную хату», ел. М. Исаковского — 1945 г., «Лучше не­ту того цвету», ел. М. Исаковского — 1946 г., «Пшеница золотая», ел. М. Иса­ковского — 1947 г., «В городском саду», ел. А. Фатьянова, «Веселое звено», ел. С. Михалкова, «Солнце скрылось за горою», ел. А. Коваленко — 1948 г., «Летят перелетные птицы», ел. М. Иса­ковского — 1949 г., «Колыбельная» ел. М. Исаковского — 1950 г., «Черемуха», ел. М. Исаковского — 1952 г., «Черно­глазая казачка», ел. И. Сельвинского — 1966 г.

Особое место занимает «Футбольный марш» написанный автором для духово­го оркестра в 1950 году и вот уже более 60 лет неразрывно связанный с историей советского и российского футбола.

Композитор ушёл из жизни в сентя­бре 1990 года, но его песни продолжа­ют жить, их поют, не задумываясь об авторстве, а некоторые из них считают уже народными.