Страница БЕЗОПАСНОСТИ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Экономическая безопасность региона характеризуется способностью региональной экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, максимально обеспечивать приемлемые условия жизни и развития личности для населения. Вместе с тем она определяется способностью экономики, с одной стороны, противостоять дестабилизирующему воздействию внутренних и внешних социально-экономических факторов, а с другой – не создавать угроз для других элементов региона и внешней среды (других субъектов РФ, для Федерации в целом, европейского и мирового сообщества). Поскольку экономическая безопасность региона характеризуется состоянием различных сфер жизни и деятельности региона, выделяются составляющие

Оценка экономической безопасности является фактором формирования финансовой и социально-экономической стабильности страны и ее регионов. Для ее оценки применяют пороговые значения – предельные величины, несоблюдение значений которых приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций для региона. При этом необходимо использовать пороговые значения с учётом конкретных условий и особенностей экономики региона.

Экономический и финансовый потенциал региона в значительной степени зависит от торговли и производства. Брянская область граничит с двумя соседними государствами - Белоруссией и Украиной, что является экономически выгодным положением способствующим осуществлению торговли с ними. Во-вторых, Брянск является крупным железнодорожным узлом пассажирских и грузовых перевозок, через который проходят пути на Москву, Киев, Гомель и т. д. Город располагает международным аэропортом «Брянск». Через Брянскую область пролегает система магистральных нефтепроводов «Дружба». В городе и области расположены крупнейшие известные предприятия, такие как Брянский машиностроительный завод (БМЗ), Бежицкий сталелитейный завод, ОАО «Брянский Арсенал», ОАО Дятьково-ДОЗ и т.д.

На протяжении последних 10 лет экономика области развивалась под воздействием различных факторов: экономических, геополитических, природных, агроклиматических.

Нам удалось пережить финансово-экономический кризис 2008-2009 годов, и, благодаря принятым на федеральном и региональном уровне мерам, восстановить темпы экономического роста и выйти на устойчивое динамичное развитие.

Благодаря стабильному функционированию ведущих секторов экономики региона объем валового регионального продукта в 2012 году составил 209.8 млрд. рублей или 149,6% к 2004 году. В 2013 году объем ВРП оценен в 222,2 млрд. руб. За девять лет валовой региональный продукт увеличился 1,5 раза (в сопоставимых ценах).

Объем выпускаемой продукции в промышленном секторе увеличился с 36,5 млрд. рублей в 2004 году до 127,2 млрд. рублей – в 2013 году (в сопоставимых ценах – в 1,9 раза).

Наращивание промышленного производства достигается за счет ввода новых производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения предприятий, внедрения новых технологий.

Кардинально изменилась ситуация в региональном сельском хозяйстве. Тому способствовало значительное увеличение господдержки отрасли. Если в 2005 году на поддержку агропромышленного комплекса из бюджета было направлено около 460 млн. рублей, то в 2013 году – более 8,6 млрд. рублей. АПК из депрессивного сектора региональной экономики превратился в динамично развивающийся, инвестиционно привлекательный. Здесь в настоящее время реализуется несколько крупных инвестпроектов. Один из них – крупнейший в Европе – в мясном скотоводстве. С 2009 ООО «Брянская мясная компания» года реализует проект по производству высокопродуктивного мясного поголовья крупного рогатого скота и комплекса по убою и первичной переработке КРС.

Отрасль птицеводства успешно развивают ЗАО «Куриное Царство-Брянск», ОАО «Брянский бройлер». Основными участниками проектов в развитии свиноводства являются «Брянский мясоперерабатывающий комбинат», ООО «Мясокомбинат «Тамошь» (строительство свиноводческих комплексов в ООО «Мясная корпорация» и ООО «Дружба»).

В 2013 году объем производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составил 43 млрд. руб. и увеличился в 1,7 раза в сопоставимых ценах к уровню 2004 года.

Существенные изменения произошли в структуре производства сельхозпродукции по категориям хозяйств. Если в 2004 году на

сельхозорганизаций приходилось 35%, то в 2013 году – 56,5%.

В строительной отрасли объем работ в 2013 году составил 21,4 млрд. руб. и увеличился к 2004 году в 1,7 раза (в сопоставимых ценах).

За 10 лет введено в эксплуатацию 3438,2 тыс. кв. метров жилья, в том числе в 2013 году – 526,9 тыс. кв. метров (в 2004 году – 229 тыс. кв. метров).

Благодаря динамичному росту в реальном секторе экономики удалось значительно повысить уровень жизни населения.

По итогам 2013 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника сложилась в размере 18974 рубля, увеличившись за 9 лет в 4,5 раза (в 2004 году – 4196 рублей). Реальные располагаемые денежные доходы населения за этот период увеличились в 1,9 раза. Доля населения с доходами ниже уровня прожиточного минимума в общей численности населения снизилась: с 25,3 процента в 2004 году до 11,7 процента в 2013 году.

По состоянию на 1 января 2005 года просроченная задолженность по заработной плате составляла 198,2 млн. руб., на 1 января 2014 года – 19,7 млн. руб., т.е. в 10 раз меньше.

Уровень официально регистрируемой безработицы с небольшими сезонными колебаниями последовательно снижался: с 1,9 процента на 1 января 2005 года до 1,1 процента на 1 января 2014 года.

Экономическая политика осуществляется в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Брянской области до 2025 года.

Данной Стратегией определены цели и задачи региональных органов власти, установлены целевые показатели социально-экономического развития на данный период. Основной акцент сделан на дальнейшую модернизацию производства, создание высокопроизводительных рабочих мест, привлечение инвестиций.

Объём выделяемых из бюджета средств постоянно растет. В 2013 году на поддержку бизнеса из федерального и областного бюджетов было направлено около 596 млн. руб. (в 2009 году – 249 млн. руб.).

В 2013 году господдержка в форме субсидий и грантов оказана 436 субъектам, в том числе 360 – начинающим, на общую сумму в 281 млн. руб. Поддержана реализация 49 инвестиционных и 27 инновационных проектов.

В 2013 году вновь зарегистрировано 5207 субъектов малого и среднего предпринимательства. Всего на территории области действует 13,8 тысяч малых и средних предприятий и 29,5 тыс. индивидуальных предпринимателей. Доля субъектов малого и среднего бизнеса в общем объеме валового регионального продукта достигла почти 33 процентов. В консолидированный бюджет области по специальным налоговым режимам за 2013 год поступило 1765 млн. руб., что на 65 млн. руб. больше, чем в 2012 году.

Учитывая существующие проблемы, руководство Брянской области старается всеми силами развивать инвестиционную инфраструктуру, создавая организации, которые могут оказать реальную финансовую, организационную и консультационную помощь инвестору.

Согласно опубликованным 25 февраля данным Росстата за январь, в антирейтинге уровня безработицы Брящина занимает четвертое место в Центральном федеральном округе из 19 возможных.

В июле 2014 года госдолг вырос сразу почти на миллиард рублей, затем до декабря колебался незначительно. С 1 декабря 2014-го по 1 января 2015 года долг региона совершил рекордный скачок ‒ сразу на 1,9 миллиарда рублей. Но, согласно опубликованным 25 февраля данным департамента финансов Брянской области, к 1 февраля госдолг снизился на 330 миллионов, опустившись на отметку 11 миллиардов 170 миллионов 922 тысячи рублей.

Председатель Брянской областной Думы Владимир Попков провел совещание по вопросам создания территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях Брянской области. Это Белая Березка, Сураж, Фокино, Карачев, Погар, Бытошь, Ивот, Любохна, Сельцо, Клинцы.

Руководство области будет добиваться включения Брянской области в перечень территорий опережающего развития как наиболее пострадавшая от последствий чернобыльской катастрофы.

Участники совещания внесли ряд конкретных предложений по приданию процессу социально-экономического развития моногородов дополнительной динамики. В частности, по созданию дополнительных условий для привлечения на эти территории эффективных инвесторов.

План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Брянской области в 2015 году и на 2016-2017 годы нацелен на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности региона в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры.

Антикризисные мероприятия направлены на повышение эффективности бюджетных расходов и

устойчивости регионального бюджета за счет выявления и сокращения неэффективных затрат, развитие импортозамещения и поддержку экспорта, поддержку малого и среднего предпринимательства, сохранение стабильной ситуации на рынке труда, социальную поддержку наиболее уязвимых категорий граждан.

Были определены три основных приоритета будущей работы антикризисного штаба области с точки зрения промышленности: не допустить сокращения объема заказов, полностью запустить проект по импортозамещению и стабилизировать ситуацию на рыке труда.

Существуют несколько факторов замедляющих развитие области, и являющихся угрозой финансовому благополучию:

- отсутствие чётких и последовательных действий государства, при проведении сбалансированной экономической политики в регионах, и учёте их экономических интересов;

- угрозы от лиц, занимающихся незаконным перераспределением собственности предприятий и, организаций;

- угрозы коррупционного и криминально характера;

- интересы соседних регионов, как конкурентов Брянской области;

- отсутствие заинтересованности государства, в профориентировании населения, а. так же в распределении студентов и учащихся массовых профессий после окончания учебных заведений;

- интересы банковского сектора, региона, которые противоположны экономическим интересам его реального сектора.

На сегодняшний день деятельность государственных субъектов обеспечения экономической безопасности Брянской области направлена преимущественно на борьбу с экономическими преступлениями, находящимися в правовой плоскости, при этом комплексная защита экономических интересов региона не проводится. Отсутствуют и необходимые нормативно-правовые документы регламентирующие деятельность по обеспечению экономической безопасности Брянской области.

студент 2 курса Филиала ОАНО ВО

«Московский психолого-социальный университет» в г. Брянске

Голянков Владислав Сергеевич

студент 2 курса Филиала ОАНО ВО

«Московский психолого-социальный университет» в г. Брянске

Прыгунков Александр Сергеевич

СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

научный руководитель: ст. преп. кафедры «Экономики, финансов и анализа»

Филиала ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет» в г. Брянске

Светлорусова Ольга Алексеевна