Страницабезбожник

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ «ОБЩЕСТВА ДРУЗЕЙ ГАЗЕТЫ "БЕЗБОЖНИК"» В БРЯНСКОЙ ГУБЕРНИИ

События 1917 года легли в основу нового периода взаимоотно­шения церкви и государства. Новая власть взяла курс на борьбу с Православной церковью. Первоначально борьба шла путём ре­прессий, но это не принесло ожидаемого результата. Наоборот., общество стало сплачиваться вокруг церкви и священников. По­терпев неудачу в попытке уничтожить церковь путём репрессий, власть вынуждена была перейти к длительной и планомерной борьбе. С этой целью и было создано «Общество друзей газеты "Безбожник"» (ОДГБ).

В декабре 1922 г. в СССР стала издаваться газета "Безбожник",  инициатором создания которой являлся Е.Ярославский. Через месяц начал выходить журнал «Безбожник у станка». Вокруг этих из­даний и начала строиться антирелигиозная работа. «Безбожник у станка» сплотил московских безбожников, создавших осенью Мо­сковское общество безбожников. А в августе 1924 г. в Москве со­стоялось первое собрание корреспондентов газеты «Безбожник», на котором был избран президиум Центрального совета ОДГБ во главе с Ярославским и утверждён временный устав общества.

ОДГБ объединяло всех противников религии. Главной целью  Общества являлась антирелигиозная пропаганда, однако при её проведении членам общества не рекомендовалось грубо оскор­блять религиозные чувства верующих. Надо отметить, что ОДГБ стремилось не только создать безбожного человека, но создать человека ведущего здоровый и прогрессивный образ жизни. Члены общества призывались отказаться от наркотиков, водки и самогона, распространять грамотность, применять в крестьянском хозяйстве новые технологии и т.д., так как «... лучшей агитацией за идею общества является пример личной жизни».

С этого времени Агитационно-пропагандистский отдел Брянско­го Губкома активно участвовал в создании ячеек СБ в губернии и его отчёты помогают проследить динамику развития общества на Брянщине. В отчёте за апрель, май и июнь 1925 года сообщается: «...по губернии организована сеть ячеек союза «безбожник» с общей численностью в 930 человек, рост ячеек союза продолжа­ется непрерывно... Для руководства антирелигиозным движением избрана антирелигиозная комиссия при АПО ГК...». В ходе подведения итогов годовой работе на XII Губпартконфе ренции, Брянский Губком сообщал, что: «К концу отчётного года насчитывалось в губернии 45 ячеек союза безбожников. По данным на 1 января 1927 года ячеек СБ насчитывалось 57, а членов союза безбожников 1256 человек. Из приведённых данных видно, что хотя численность СБ и росла, но рост шёл крайне медленными темпами. Это объясняется тем, что большинству населения цели и задачи ОДГБ были чужды.

В том же докладе на XII Губпартконференции, Губком сооб­щил, что при организации ячеек СБ первостепенное внимание уделялось сектантским районам и деревне. Таким образом, власть стремилась создать свои опорные пункты в тех районах, где были сильны традиционные ценности, где политика партии большевиков в отношении религии, да и других нововве­дений связанных с «новым бытом» вызывала наиболее сильное противодействие.

Так как ОДГБ являлось проектом власти, то партия большеви­ков постоянно и активно участвовала в её появлении и развитии во всех регионах. В отчёте Агитационно-Пропагандистского отде­ла Брянского Губкома за период с 1 июля 1925 года по 1 октября 1925 года отмечалось что: работа ОДГБ была согласована с партийными и комсомоль­скими ячейками, а также Губернскому комитету молодёжи, которых заставляло многих слушателей сомневаться в некоторых деталях - хвост у зародышей, расстояние до солнца и т.д.)»  докладе о поездке отмечены и проблемы, с которыми приходилось сталкиваться созданным ячейкам. В частности, в селе Красное где ячейка СБ существовала 3 недели, «...было всего 2 собрани. Работы пока мало. Разбор писем и только, нет средств, литературы. В селе Пониковица, где ячейка была создана в присутствии Старцева «...пришло 15 человек, почти исключительно комсомольцы. Выяснилось, что желание организовать ячейку СБ есть. Собрани было оформлено. Были прочитаны доклады, даны материалы инструкции. Записалось в ячейку 13 человек, в том числе секретарь ячейки РКСМ и учитель. Средств, литературы нет. Условия для работы трудные. Комсомольцы — актив деревни разбросан по сёлам и хуторам за 3, за 5 вёрст от Пониковиц». В Городе также организована ячейка, но записались в неё только коме мольцы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что главная трудность созданной организации, главная проблема всех появлявииихо ячеек заключалась в отсутствии поддержки со стороны местного населения, прежде всего крестьянства. Из-за нежелания населе­ния вступать в создаваемые ячейки, они в основном состояли из партийцев и комсомольцев, при очень небольшом количестве бес­партийных граждан, а это вело как к постоянной нехватке средств в ячейках, так и к отсутствию активной работы.

Понимая это, Губсовет СБ в своём письме от 4-го января 1926 года всем Уездным советам и Ячейкам СБ предлагал «искать все пути для изыскания средств». На эти средства необходимо было приобрести библиотечку и несколько экземпляров газеты «Без­божник». Также Губсовет требовал вести кампанию по подписке на письма по самообразованию, которые стоили 15 копеек. Ячей­ки же СБ получали их бесплатно.

Надо отметить, что цели и важность создания ячеек не пони­мали не только рядовые жители, но и местные низовые власти, например, в Городце на 19-е января был назначен доклад и дис­пут со священником, но «...утром Предсельсовета пришёл с секетарём и бумагами. Приготовив крестьян этим приготовлением разговором к решению общественных дел, он поставил вопрос голосование, и крестьяне отказались слушать доклад, решив заняться общественными делами... 

Подводя итог работы общества за первый год надо сказать, что открытая борьба с религией: аресты священников, закрытие хра­мов и монастырей, изъятие церковных ценностей и другие меры репрессивного характера не принесли положительного результата, а наоборот сплотили верующих вокруг церкви. Поэтому новый проэкт власти был связан с созданием организации, которая должна была пропагандировать новый образ жизни, имеющий в основе новые ценности, не связанные, а активно противопоставляемые православной церкви. Для создания ОДГБ были активно использоованы административный и властный ресурсы, но цели данного общества были чужды большинству населения России, остававшевося верующим, отсюда, и те колоссальные сложности, которые возникли перед новой организацией.