Страницаберлин

Брянск. В 41-м на Берлин.

С трудом оторвавшись от взлетной полосы, в воздух поднялись пятнадцать до предела нагруженных бомбардировщиков. Набрав высоту в семь тысяч мет­ров, они легли на боевой курс... Вначале погода благоприятствовала полету. Правда, чем дальше шли самолеты, тем гуще становилась ночь. Временами путь преграждали облака. Вдруг туманная пелена исчезла. Внизу появились мерца­ющие огоньки. Это Штеттин. Темноту рассек луч прожектора, второй... Пома­ячив вдали, они легли на землю.

За Штеттином погода испортилась. Самолеты попали в мокрое месиво. Стекла покрылись густым матовым налетом. А перед самым Берлином от­крылись звезды. Город освещен. К чему светомаскировка, если у русских уже нет авиации?! Налеты англичан были редкими. После сигнала тревоги жители успевали подготовиться. Когда начали рваться бомбы, огни погас­ли. Фашистская столица погрузилась во мрак. Ее озаряли только отсветы по­жаров да мечущиеся по небу щупальца прожекторов. На Берлин советские бомбардировщики сбросили несколько десятков бомб. Вес каждой — 250 килограммов. Хорош «подарок»...

Смелость и риск, основанный на точном расчете, оправдали себя. Гитлеров­цы не ожидали такой дерзости. Во время подхода советской авиации к цели они сигналили с земли, запрашивали: что за машины? Считали, что сбились с пути свои. На следующий день после бомбежки Берлина в немецких газетах появилось короткое сообщение: «Английская авиация бомбардировала Берлин. Имеются убитые и раненые. Сбито шесть английских самолетов». Британская пресса откликнулась немедленно и не менее лаконично: «Германское сообщение о бомбежке Берлина интересно и загадочно, так как 7-8 августа английская авиация над Берлином не летала».

Фашистскую столицу бомбила советская авиация. Та самая, которую геббель-совская пропаганда объявила уничтоженной. И ни один наш самолет немцы не сбили.

Седьмого несколько машин

Бомбили с воздуха Берлин.

Забрался Геббельс в свой подвал

И по привычке написал:

«Машин английских сбито шесть,

В Берлине раненые есть».

  • Как? удивились англичане, Проснувшись в утреннем тумане.
  • Кажись, из наших ни один Не залетал вчера в Берлин...

писал по этому поводу в своем сатирическом стихотворении поэт С.Я. Маршак.

Значительно позже было обнаружено в одном из архивов письмо, отправ­ленное из Берлина на Восточный фронт. «Нам всем говорят, что нас бомбят англичане, — писала в нем своему мужу Анни Реннич. — Но нам точно из­вестно, что в эту ночь нас бомбили русские... Берлин от разрывов бомб весь содрогнулся».

В налете на Берлин было нечто большее, чем бомбардировка важного воен­но-промышленного объекта. Налет стал опровержением фашистской лжи. 13 августа 1941 года вся наша страна узнала имена балтийских летчиков, пробив­шихся к логову врага. Пятерым из них — полковнику Е.Н. Преображенскому, капитанам В.А. Гречишникову, А.Я. Ефремову, П.И. Хохлову и нашему земляку М.Н. Плоткину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Налеты советской авиации на Берлин продолжались. В ночь на 9 августа последовал новый. Фашистское командование принимало энергичные меры, чтобы обезопасить свою столицу. Но тщетно. «В ночь на 27 августа наши само­леты снова бомбардировали военно-промышленные объекты Берлина, Данци­га, Кенигсберга и других городов восточной, северо-восточной и центральной Германии», — сообщало Совинформбюро. Всего налетов на Берлин было совер­шено десять. Сброшено более трехсот бомб.

Минно-торпедный бомбардировочный полк под командованием Е.Н. Преоб­раженского, в котором служил М.Н. Плоткин, за заслуги перед Родиной первым в военно-морской авиации получил почетное наименование гвардейского.

«...Нравилось мне бывать в полку Преображенского, — вспоминал бывший член Военного совета Краснознаменного Балтийского флота вице-адмирал Н.К. Смирнов. — Люди там были как на подбор, словно богатыри, Петр Хохлов, Ан­дрей Ефремов, Василий Гречишников, Михаил Плоткин... Что ни имя, то стра­ничка из героической летописи нашей боевой славы».

Плоткин всегда был собранным, по-военному подтянутым. Густые брови, большие выразительные глаза, аккуратная прическа на косой пробор, резко очерченные губы. Михаил Николаевич был влюблен в свои тяжелые самолеты. «Конечно, на истребителе летать не просто, — говорил он. — Истребитель один в трех лицах: и летчик, и штурман, и стрелок. Он должен быть смелым челове­ком. Может быть, и романтики у истребителя больше. Но тяжелый — продук­тивнее».

Майор М.Н. Плоткин погиб в первых числах марта сорок второго года при вы­полнении задания заминировать вход в один из крупных вражеских портов. По­хоронен в Ленинграде. На родине героя в селе Ардонь, а ныне пригороде Клин-цов, на доме, стоящем на том месте, где в 1912 году родился Михаил Николаевич Плоткин, установлена мемориальная памятная доска. О подвиге отважного лет­чика напоминают материалы в местном и областном краеведческих музеях.

Я. Соколов