СтраницаБеляев

Евгений Михайлович Беляев Брянск

Концерт шел под открытым небом. После каждого номера в воздух летели солдатские пилотки, а окрестности оглашались могучим «ура». Четырнадцатитысячная аудитория была буквально потрясена искусством советских артистов. После окончания программы возбужденные зрители прорвали цепь патрулей и ринулись к актерам. Обменивались сувенирами, в ход пошли пуговицы с мундиров, фуражки, ремни. Многие хотели пожать руку солиста ансамбля Евгения Беляева, его коллег. Этот необычный концерт состоялся в итальянской столице Риме. Его дал Краснознаменный имени А.В. Александрова ансамбль песни и пляски Советской армии. А зрителями были солдаты, офицеры, курсанты Римского гарнизона. Евгению Михайловичу Беляеву эта встреча запомнилась надолго. В любой аудитории ансамбль выступал с огромным успехом. Французские газеты в семидесятых годах прошлого столетия писали: «Все города — от Парижа до Марселя — падают перед русскими без боя». Не случайно тогда ансамбль был удостоен премии «Золотой диск» и «Гран-при». Особенно полюбился французам Евгений Беляев. Он так задорно, так мастерски исполнял русские народные песни, что зрители прозвали его «месье Калинка». «Когда мягкий тенор Евгения Беляева ведет за собой хор в «Калинке», — писала одна из французских газет, — кажется, публика во власти неотразимого ритма и его чарующего голоса готова выскочить из кресел и пуститься в пляс». В другой газете отмечалось, что «Беляев поет «Подмосковные вечера», заставляя вас тосковать о Москве, даже если вы никогда в ней не были». «Русский соловей», «Славянский тенор» — все это о замечательном певце, своеобразная, но очень лестная и высокая оценка творчества Е.М. Беляева.
Средняя Азия, Закавказье, Сибирь, Дальний Восток, Заполярье, Прибалтика, Урал — таковы были маршруты ансамбля. Вместе с ним Евгений Беляев побывал более чем в тридцати зарубежных странах. Началом пути народного артиста СССР, лауреата Государственной премии Евгения Михайловича Беляева были годы Великой Отечественной войны. Служил тогда рядовой Беляев в ордена Александра Невского зенитном полку. Участвовал в освобождении Польши, Чехословакии, воевал в Германии. И был не только отличным зенитчиком, но и звонкоголосым запевалой, любимцем всего полка. Свой первый приз — новые кирзовые сапоги молодой солдат получил в сорок пятом именно за исполнение строевой песни. А потом служба в музвзводе, здесь он постигал основы музыкальной грамоты, приобщался к солдатской эстраде. На смотре художественной самодеятельности Прикарпатского округа Е. Беляева заметили. Оценили. Перевели служить в окружной ансамбль. Время даром не терял. Во Львове продолжил музыкальное образование. Со временем занял достойное место в ансамбле песни и пляски Киевского военного округа. И вот с 1955 года он солист Краснознаменного имени А.В. Александрова ансамбля песни и пляски Советской армии. Началось его восхождение к вершинам большого искусства. Росла популярность. Его имя становится широко известным.
Хорошо зная историю и традиции замечательного коллектива, ставшего родным, Е.М. Беляев старался петь так, чтобы зажечь сердца людей, разбудить их мысли и чувства. А это непросто. И он шлифует свое мастерство. Успешно окончив Московский музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, внимательно изучает творчество выдающихся русских исполнителей. С особым почтением относится к С.Я. Лемешеву. Считает его своим учителем. В статье «Уроки Лемешева», опубликованной в седьмом номере журнала «Советская эстрада и цирк» за 1972 год, Евгений Беляев пишет: «Лемешев — это целая эпоха в музыкальном искусстве. Не представляю, с чем можно сравнить его популярность. Множество людей, для которых музыкальный театр, опера, вокальное искусство были тайнами за семью печатями, Лемешева знали и любили. Чайковский и Вагнер, Римский-Корсаков и Гуно, Рубенштейн и Верди многим стали знакомы потому, что их произведения пел Лемешев.
Я рос в Брянской области, в маленьком городке Клинцы. Не скажу, что семья наша была особенно музыкальной, но пластинки Лемешева покупали обязательно и с наслаждением слушали. Мне тогда рано было думать, есть ли у меня голос, буду ли я петь. Но русские народные песни в исполнении Лемешева — «Метелица», «Ах ты, душечка» — не мог равнодушно слышать и сам начинал петь. И когда много лет спустя я всерьез занялся пением, помню, спрашивал у себя: как это поет Лемешев, как это звучит у него?»
Можно с полным основанием сказать, что Евгений Беляев — тоже явление в песенном искусстве. Своеобразие его творческого почерка состоит в том, что наряду с русскими и украинскими песнями, песнями советских композиторов в его репертуаре почетное место заняли произведения мировой классики. Он успешно исполнял каватину Берендея из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», арию Дубровского из одноименной оперы Направника, произведения Верди, Листа, Шумана, Кюи... Академическая вокальная школа в творчестве Е.М. Беляева как бы обогатила традиции исполнения русской народной песни.
По просьбе Е. Беляева композитор Фалеев написал специально для него песню «Помнит Брянская земля». И для своих земляков певец впервые исполнил эту песню. По его просьбе была написана и песня о Клинцах. Надо было видеть, как восторженно принимали Евгения Михайловича в Брянске и Клинцах, Трубчевске и Жуковке, Погаре и Брасове, Новозыбкове и Унече... В память о замечательном певце в его родном городе Клинцах музыкальная школа названа его именем.