СтраницаБелодубровский

Возрождение русского авангарда на Брянщине (Марк Ефимович Белодубровский)

Немало родилось на Брянщине му­зыкально одаренных людей — учились здесь, многие уехали доучиваться в сто­лицы и остались там. Но не все уехали и не все остались в столицах. Из тех, кто на Брянщине профессионально и талантливо пишет музыку, пожалуй, первый по значимости сейчас — Марк Ефимович Белодубровский, член Со­юза композиторов, Заслуженный ра­ботник культуры Российской Федера­ции.

Марк Ефимович родился в Брянске 23 июня 1941 года, его родители были скри­пачами, играли в оркестре. Первые шаги в музыке Марк сделал в музыкальной школе им. Чайковского, а затем талант­ливый мальчик продолжил обучение в Ленинградской специализированной музыкальной школе при консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, окончил консерваторию по классу скрипки (1965 г.) и композиции (1966 г.). С 1965 года М.Е. Белодубровский преподает в Брян­ском музыкальном училище.

Им создан ряд произведений для скрипки, скрипичного квартета, сим­фонического оркестра, а также роман­сы, песни, хоры. В том числе симфо­ниетта, поэма «Русь», два скрипичных концерта, две кантаты, камерная опера «Николай». К тысячелетию Брянска М.Е. Белодубровский создал много­красочный монументальный цикл

«10 фресок», неоднократно с успехом исполнявшийся в Брянске и в районах. В фондах Брянского радио имеется за­пись этого произведения в исполнении филармонического квартета электрон­ных баянов, сопрано (учитель музыки Г.Н. Дыскина) и чтеца (учитель лите­ратуры О.Г. Парамонов — победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»).

Марк Ефимович—прекрасный скри­пач, и он много выступает перед самой различной аудиторией: перед музыкан­тами-профессионалами, любителями музыки, школьниками. Он участвовал в фестивалях «Московская осень» и «Аль­тернатива» (Москва), «От авангарда до наших дней» (Санкт-Петербург), «В по­мощь Петербургу» (Лахти, Финляндия). С 1972 года он член Союза композито­ров, в 1984 году получил звание Заслу­женный работник культуры РФ.

Марк Ефимович искренне предан му­зыке XX века, произведениям классиков авангарда. В 1978 году он создал город­ской клуб «Аподион», который объеди­нил любителей современной музыки. Под началом Белодубровского в клубе проходили музыкальные программы, которые сопровождались художествен­ными выставками, выступлениями арти­стов, постановкой пьес. В 1985 году клуб закрыли как «идеологически вредное занятие».

В 1986 году впервые состоялось уни­кальное по своей культурной значимости событие, известное сейчас как Между­народный фестиваль современного ис­кусства им. Н. Рославца и Н. Габо. Его идейным вдохновителем и основателем стал Марк Белодубровский. За многие годы своего существования фестиваль приобрел известность не только в Рос­сии, но и за рубежом. Для Брянска этот фестиваль самое значимое музыкальное событие года.

М. Белодубровский известен также как исследователь культурного наследия России. На протяжении многих лет му­зыкант изучает творчество выдающего­ся уроженца Брянщины, представителя русского авангарда Николая Рославца. Ему посвящены многие научные статьи. Марку Ефимовичу удалось обнаружить и вернуть к жизни Камерную симфо­нию для 18 инструментов, написанную Рославцем в 1935 году и считавшуюся утерянной. Мировая премьера произ­ведения состоялась на брянской сцене в 2002 году, ее исполнил ансамбль «Сту­дия новой музыки».