Возрождение русского авангарда на Брянщине (Марк Ефимович Белодубровский)
Немало родилось на Брянщине музыкально одаренных людей — учились здесь, многие уехали доучиваться в столицы и остались там. Но не все уехали и не все остались в столицах. Из тех, кто на Брянщине профессионально и талантливо пишет музыку, пожалуй, первый по значимости сейчас — Марк Ефимович Белодубровский, член Союза композиторов, Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Марк Ефимович родился в Брянске 23 июня 1941 года, его родители были скрипачами, играли в оркестре. Первые шаги в музыке Марк сделал в музыкальной школе им. Чайковского, а затем талантливый мальчик продолжил обучение в Ленинградской специализированной музыкальной школе при консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, окончил консерваторию по классу скрипки (1965 г.) и композиции (1966 г.). С 1965 года М.Е. Белодубровский преподает в Брянском музыкальном училище.
Им создан ряд произведений для скрипки, скрипичного квартета, симфонического оркестра, а также романсы, песни, хоры. В том числе симфониетта, поэма «Русь», два скрипичных концерта, две кантаты, камерная опера «Николай». К тысячелетию Брянска М.Е. Белодубровский создал многокрасочный монументальный цикл
«10 фресок», неоднократно с успехом исполнявшийся в Брянске и в районах. В фондах Брянского радио имеется запись этого произведения в исполнении филармонического квартета электронных баянов, сопрано (учитель музыки Г.Н. Дыскина) и чтеца (учитель литературы О.Г. Парамонов — победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»).
Марк Ефимович—прекрасный скрипач, и он много выступает перед самой различной аудиторией: перед музыкантами-профессионалами, любителями музыки, школьниками. Он участвовал в фестивалях «Московская осень» и «Альтернатива» (Москва), «От авангарда до наших дней» (Санкт-Петербург), «В помощь Петербургу» (Лахти, Финляндия). С 1972 года он член Союза композиторов, в 1984 году получил звание Заслуженный работник культуры РФ.
Марк Ефимович искренне предан музыке XX века, произведениям классиков авангарда. В 1978 году он создал городской клуб «Аподион», который объединил любителей современной музыки. Под началом Белодубровского в клубе проходили музыкальные программы, которые сопровождались художественными выставками, выступлениями артистов, постановкой пьес. В 1985 году клуб закрыли как «идеологически вредное занятие».
В 1986 году впервые состоялось уникальное по своей культурной значимости событие, известное сейчас как Международный фестиваль современного искусства им. Н. Рославца и Н. Габо. Его идейным вдохновителем и основателем стал Марк Белодубровский. За многие годы своего существования фестиваль приобрел известность не только в России, но и за рубежом. Для Брянска этот фестиваль самое значимое музыкальное событие года.
М. Белодубровский известен также как исследователь культурного наследия России. На протяжении многих лет музыкант изучает творчество выдающегося уроженца Брянщины, представителя русского авангарда Николая Рославца. Ему посвящены многие научные статьи. Марку Ефимовичу удалось обнаружить и вернуть к жизни Камерную симфонию для 18 инструментов, написанную Рославцем в 1935 году и считавшуюся утерянной. Мировая премьера произведения состоялась на брянской сцене в 2002 году, ее исполнил ансамбль «Студия новой музыки».