СтраницаБелобережская

Белобережская пустынь. Брянщина.

Белобережская пустынь стоит между
Карачевом и Брянском, от первого
верстах в тридцати, от второго — в две-
надцати и в трех верстах от платформы
Риго-Орловской железной дороги.

В конце XVII века в Брянске были
Петропавловский мужской, Воскресен-
ский девичий монастырь и Белопе-
соцкий предтеченский мужской мона
стырь, который находился, как тогда
говорили, близ города на месте За-
рецкой слободы.
Белопесоцкий монастырь со всеми
угодьями был под влиянием, вероятно,
под покровительством, Петропавлов-
ского монастыря. В 1706 году по
высочайшему повелению государя Петра 1

вместе с прочими строениями Брянска Белопесоцкий монастырь долг
жен был переделываться присланным от
государя бригадиром Василием Дмит
риевым Кадушкиным. Монахов этого
монастыря и монахинь Воскресенского
девичьего приказано было перевести
в Петропавловский монастырь
Когда этот перевод состоялся, боль-
шая часть братии Белопесоцкого мона-
стыря—16 монахов и архимандрит
Леонид, не пожелав такого общежития,
хотя, разумеется, и временного, отдели-
лись и отправились в брянские леса,
бывшие в то время дремучими. Они
выбрали себе место и водворились,
построив часовню в 12 верстах от
города в урочище сПолпино», на берегу
белопесчаной речки Снежети. Так было
положено начало монастырю, который
назвали тоже Белопесоцким. Но позднее
по названию местности стали именовать
этот монастырь Белобережской пус-
тынью.
К 1712 году в построенной часовне
жили 9 монахов и один иеромонах
Исайя.

В пустыне было три гостиницы на
171 номер. Кроме того, простой народ
мог помещаться на чердаках сараев. Но
всего этого было недостаточно, так как
в дни Пятидесятницы, Рождества Иоан-
на Крестителя и Усекновения его головы
здесь бывало до пяти тысяч человек.
Много народу бывало здесь и в обыч-
ные дни. Пустынь никогда не была
пустой. Интересно, чтобы поклонники не
проспали на молитву, их поднимали
специальные будильники словами «Пе-
ния время и молитвы час».
Из окон гостиницы открывался прек-
расный вид, особенно в дни праздников.
Когда заблаговестят к обедне, про-
странство между крыльцом гостиницы
и Святыми воротами заполнял народ.
Стена Святых ворот и церковь на вратах
были расписаны картинами из Святого
писания. Они особенно привлекали
простой народ. Он толпился здесь до
службы и после нее.
Все строения монастыря, стены и
церкви были покрыты железом, выкра-
шены зеленой краской. Это при белом
цвете зданий придавало обители прек-
расный вид.
Обязательной была только плата \а
овес и сено для лошадей. У дверей
гостиницы была прибита кружка, в ко-
торую каждый мог опустить сколько ему
уIодно, то есть сколько позволяют
доходы. Однако стол для посетителей
обходился для пустыни недешево.
В обычные дни им раздавалось до 60-ти
пудов печеного хлеба. Это около тонны.
А в наиболее людные — праздничные —
до 300 пудов, то есть около 5 тонн.
Кроме того, посетителям пустыни дава-
ли щи, суп, кашу и квас. На все это
тратились большие деньги, но обитель
не скудела. Оправдывались слова: «Ру-
ка дающего да не скудеет».
Когда богослужение в храме со-
вершалось зимой, в правой стороне
нижнего этажа на четырех колоннах под
балдахином помещалась Чудотворная
икона Троеручицы Божьей Матери.
В обычные дни на иконе были две
серебряные вызлащенные ризы каждая
по 10 фунтов весу, а ценою 457 рублей
15 копеек серебра. Одна из них по-
жертвована купцом Гавриилом Толо-
конниковым. В 1849 году она была
пополнена и украшена жемчугом, алма-
зами и другими драгоценными камнями.
Перед иконою горели пять неугасимых
лампад.

стояла отдельно нысокая
в Ч сажени пятиярусная колокольня
столбообразная, но очень красивая,
легкой архитектуры, крытая белым
железом. Ее строительство началось
при архимандрите Моисее и было почти
закончено, как внезапно колокольня
> разрушилась. Это случилось во время
обеда, когда вся братия была в тра-
пезной. Случись это при стечении
народа, какое бы это было несчастье!
Колокольня была вышиной 33 сажени.
И вот эта громадная масса внезапно
падает и разбрасывается во все сторо-
ны. Из оставшегося кирпича были
построены два двухэтажных жилых
корпуса, гостиница, конный двор и сто-
лярная мастерская. На том же месте,
где стояла первая, построили другую.
На ней было 10 колоколов. Большой
весил 646 пудов, следующий — 317,
потом —157, потом — 52 пуда. Их звон
отличался благозвучностью и мягко-
ст ью.

После революции монастырь еще
некоторое время существовал- А потом
в его зданиях разместилась колония для
беспризорных детей — детгородок. 1 ян-
варя 1920 года сюда поступила первая
группа — 30 детей, а в пору его расцве-
та контингент детгородка достигал
200 человек

в 24 году 25 июля его закрыли. Здания
тогда еще были все целы. В 26 году
здание Собора Троеручицы разобрали.
Кирпич вывозили в сторону Брянска.
Итак, монастырь был закрыт, монахи
разбрелись кто куда.

Другая часть имущества, менее цен-
ная, была роздана жителям Большого
и Малого Полпина. Об этом свидетель-
ствует имеющееся в государственном
архиве Брянской области отношение
отдела юстиции Брянского уездного
исполкома в Супоневской волостной
Совет следующего содержания: «Прошу
объявить гражданам села и деревни
Полпинки, выразившим желание при-
нять в свое ведение церковное имуще-
ство Белобережского монастыря, что
передача такового в их ведение назначе-
на на 12 часов 29 декабря 1918 года»
Третья уаси имущества была остав-
лена в перка монастыря. Им могли
пользовать, н верующие во время бо
гослужения.
Обо всем этом был поставлен в и не
стностьСовнарком республики. В ответе
на запрос Совнаркома губисполком
сообщил, что предполагалось освобо-
дить только одно здание городка.
Взамен обещалось отремонтировать два
других.
Трудно сказать, чем бы все это
кончилось, если бы строители сами не
отказались занять монастырь. Все это
происходило тогда, когда еще точно не
определилось место строительства
ГРЭС. А когда это было сделано,
оказалось, что монастырь, где предпо-
лагалось разместить управление строи-
тельства, находился слишком далеко от
самой стройки.
Сейчас недалеко от этих мест распо-
ложена турбаза. Туристы с интересом
осматривают остатки монастырской с ге-
ны, старинных построек, слушают рас-
сказы экскурсоводов и местных жителей
о том, как красовались здесь белока-
менные храмы Белобережской пустыни,
одного из центров духовной культуры
русского народа.
И. ПОЛОЗОВ, краевед.