Страницабедноты.

Культурное обслуживание бедноты в Брянской губернии. 1928 год.

Школа и учитель в деревне, вся культурная работа в крестьянских
массах являются теперь настолько боевой и неотложной задачей, что за это
мы должны взяться больше, чем где бы то ни было дружно и настойчиво.
(Из речи т. Молотова на XV с'езде ВКП(б).
Для изучения вопроса — обслуживание бедноты школами Соцвоса
и Профобра Брянский ГубОНО обследовал два уезда: Карачевский и
Стародубский.
Для выявления степени охвата детей крестьян-бедняков школами
1-й ступени было произведено выборочное обследование шести школ
Шаблыкинской волости в Карачевском уезде и пяти школ Погарской
волости Стародубского уезда.
По этой же теме произведено обследование:
а) в Карачевском уезде — Карачевской школы Н-й ст., Карачев-
ского Педтехникума и Педагогических курсов;
б) в Стародубском уезде обследованы Погарская и Стародубская
школы II-й ступени, Гетуновская сельско-хозяйственная школа;
в) в Жиздринском уезде—Жиздринская школа Н-й ст. и Жиздрин-
ская семилетка (5, 6 и 7 группы);
г) кроме того, собран материал по ряду школ крестьянской моло-
дежи в различных уездах губернии.

Шаблыкинская волость— Караневского уезда:

Главное занятие жителей земледелие.
По переписи 1926 года все население Шаблыкинской волости
составляло 33,470 человек, из них мужчин 15,689 — 47%, женщин
17,781 — 53%-
По сведениям, полученным в Шаблыкинском ВИК'е, в волости 6,680
крестьянских хозяйств (по переписи 1926 года значится 6,231 хозяйство)
из них бедняцких 931, или 14% всех хозяйств.
Грамотность в Шаблыкинской волости характеризуется следующими
данными по переписи 1926 года.  % грамотности:

7-11 лет   35%

12-15 лет    53%

16-51 лет    53%

Вышеприведенные числа заставляют сделать очень печальные выводы,
а именно:
1. % охвата школой детей школьного возраста от 8 до 11 лет
в Шаблыкинской волости страшно низкий.
2. % грамотных детей школьного возраста ниже % грамотных
подростков в возрасте от 12—15 лет, которые учились уже в Совет-
ской школе.
Несколько иную картину рисуют материалы, имеющиеся в Кара-
чевском УОНО, за 1927/28 уч. год.
Школьная сеть в Шаблыкинской волости:
Однокомплектных 15
Двухкомплектных 12
Четырехкомплектпых 1
Всего 28 школ с 43 учащими.

Нет сведений из 5 школ с 7-ю учителями. Если к числу 2,167
прибавить учащихся 5 школ, в которых 7 человек учащих, считая
в среднем нагрузку на 1 учащего 50 человек (средняя по 23 школам
60 человек), то число учащихся во всех школах 1-й ступени Шаблы-
кинской волости будет (2,167 -J- 350) 2,517 человек.
Учащиеся в школах I й ступени Шаблыкинской волости, считая
и переростков, составляет 7,5% всего населения волости, очень мало.
Один учащийся в среднем приходится на 3 крестьянских хозяйства.
Такова картина. начального образования в Шаблыкинской волости.

Если основываться на вышеприведенном цифровом материале по
Шаблыкинской волости, то выводы о степени обслуживания школою
детей бедняков получаются более чем благоприятные: из 931 бедняц-
кого хозяйства во всей волости в 23 школах обучаются 825 человек
и из 5,749 остальных хозяйств обучаются 1,321. Иначе говоря, почти
из каждого семейства бедняка учится один, и только из 4 — 5 серед-
няцких тоже один учащийся, т.-е. бедняки охвачены школой более
чем на Ю0°/о, а средняки в 5 раз меньше. Ясно, что картина полу-
чилась неверна, слишком оптимистична. Ошибка эта, как выяснилось
в беседах с учащими шкод Шаблыкинской волости, получилась
потому, что при определении бедняцкого хозяйства ВИК'ом была при-
менена одна мера, а школьными советами при распределении детей —
школьников по различным экономическим группировкам другая:
учащие бедняцкое хозяйство толковали слишком широко, относя всякое
маломощное хозяйство, стоящее на грани середняцкого, к бедняцкому.
Иная картина и, по нашему мнению, близкая к действительности полу-
чилась при непосредственном выборочном обследовании школ Шаблыкин-
ской и Погарской волостей. Более точную картину можно бы было
получить, если бы в каждом школьном районе произвести учет всех
детей школьного возраста -— середняков и бедняков, но, за неимением
средств на этот предмет, были приняты другие показатели, как видно
из прилагаемой ниже таблицы, а именно: число всех хозяйств в районе
и число бедняцких хозяйств. Допуская, что количественный состав
семьи тех и других хозяйств одинаков, а значит и число детей школь-
ного возраста раснределяется пропорционально, ошибка получится незна-
чительная.
В 1927/28 учебном году в районе Куровской школы Погарской
волости Стародубского уезда введено обязательное обучение, поэтому
из местного бюджета было выделено 100 рублей на снабжение бедняков
обувью и одеждой. Оказана помощь 22 учащимся, что составляет 20%
всего числа учащихся. Кстати сказать, все же в этом районе не удалось
провести всеобщего обучения: часть бедняков школьного возраста
в школу не ходят. Несмотря на то, что распределение пособий произ-
водилось довольно авторитетной комиссией, было со стороны родителей
много нареканий: «почему дали ему, а не мне».

Общежития имеют Карачевская и Жиздринская школы Н-й ступени,
Жиздринская семилетка, все (3) обследованные ШКМ, Гетуновская
школа, Карачевский педтекникум и педкурсы. Во всех этих общежитиях
живет 459 человек. Полнее удовлетворены общежитиями школы Про-
фобра: в общежитии Гетуновской школы живут все учащиеся этой
школы. Все бедняки и середняки из крестьян в Педтехникуме и на
педкурсах также живут в общежитиях.
В школах крестьянско? молодежи общежитиями удовлетворены
далеко не все учащиеся.
Оборудование общежитий при школах 11-й ступени очень простое
и удовлетворительным признать нельзя. Особенно слабо оборудовано
общежитие Карачевской школы, общежитие это находится в ведении
УОНО. Недостаток столов, скамеек и табуреток. Ученики сидят на кро-
ватях. Пишут некоторые на своих сундучках, поставив их на кровать
рядом с собой. Несколько лучше оборудовано мебелью общежитие Жиз-
дринских школ.
Спальни оборудованы топчанами (особый род деревянной койки),
в Жиздринском общежитии есть и матрацы (мешки, набитые соломой),
в Карачевском все постельные принадлежности—ученические.

Стипендии.
Карачевский педтехникум. Из 56 всех крестьян, обучающихся
в педтехникуме, стипендии получают 37 человек. Бедняков и середня-
ков—крестьн 29 человек, значит стипендии получают не только бедняки
и середняки, но и из более мощных крестьянских хозяйств. Из 14 чело-
век крестьян, учащихся на педкурсах, 7 человек—50% получают
стипендии.
Хуже обстоит дело со стипендиями в школах крестьянской
молодежи.
Из 373 человек (25 батраков и 348 бедняков) учащихся в Велико-
топальской, Гордеевской и Кривошеевской школах крестьянской молодежи
получают стипендии 206 человек — 55,2% учащихся, нуждающихся
в материальной помощи.

Недостаток стипендиальных сумм и большое количество нуждаю-
щихся в них вызвали дробление стипендий.
Вместо 8—10 рублей имеются стипендии в 5 и даже в 2 рубля.
В начале учебного года 50 человек учащихся, не получивших
стипендий, вынуждены были уйти из школы.

В общежитии Карачевской школы питание организовано на ар-
тельных началах. Каждый живущий в общежитии должен доставить
в течение года 15 мер картофеля и ежемесячно 5 килограммов крупы,
0,6 кг. растительного масла или 0.4 кг. сала. Хлеб привозят из дому
в печеном виде. При таком артельном питании случаются печальные
факты. В момент обследования общежития двое из живущих заявили,
что они не кушали уже сутки, так как их родители не доставили
к сроку положенных по разверстке продуктов, и артель лишила их
обеда, а свой хлеб у них также вышел.

Снабжение бедняков книгами и писчебумажными принадлежностями.
В большинстве школ бедняки снабжаются учебниками, имеющимися
в библиотеках школ, наравне с другими учащимися, т.-е. не делается
никакого предпочтения этим беднякам. При недостатке книг один учебник
приходится на несколько человек. Для живущих в общежитиях такой
порядок снабжения учебниками не представляет никаких затруднений
в работе по книге: ребята прорабатывают тот или иной материал учеб-
ника по нескольку человек, коллективно, т.-е. получается звеньевая
проработка. Но все-таки в некоторых случаях является необходимость,
чтобы учебник приходился на одного человека. Касса ученической
взаимопомощи Карачевской школы снабжает частично учебниками своих
товарищей — бедняков. Исключение составляет Стародубская школа,
в которой все дети бедняков снабжены полными комплектами учебников.
Многие школы отмечают, что крестьянские ребята покупают
учебники охотнее городских.

Успеваемость.
В общей оценке успеваемости вообще крестьянских ребят все
школы повышенного типа сходятся, а именно: „Успеваемость крестьян-
ских детей не ниже средней успеваемости учащихся всей школы. Сла-
бая подготовка в сельских школах 1-й ступени все же влияет на темп
работы крестьянских детей в первом классе школы 11-й ступени".
(Карачевская, Стародубская и Жиздринская школа). „В младших клас-
сах успеваемость крестьянских детей в общем ниже средней, что
об'ясняется плохой подготовкой в школах 1-й ступени" (Погарская школа).
Успеваемость крестьян бедняков во многих школах выше средней успе-
ваемости всей школы, и в среднем имеет такие процентные отношения:
успеваемость по всей школе 77°/0, успеваемость бедняков 79%.
Об'ясняется это активностью и прилежанием детей бедняков.
Антивность и дисциплина.
Все обследованные школы Соцвоса повышенного типа отмечают
сильную активность всех крестьянских ребят, в том числе и бедняцких
в отношении учебной работы, особенно в младших классах, и меньшую
активность в общественной работе, что вполне понятно: ребята в первые
годы стараются в первую очередь наверстать упущенное, стремятся
покрыть задолженность, образовавшуюся у них по сельской шлоле 1-й
ступени.
Дисциплина всех крестьянских ребят-подростков удовлетворительная,
но все-таки эти подростки нуждаются в наблюдении и руководстве,
особенно живущие на частных квартирах.

По школам Соцвоса повышенного типа.
1. Всемерно стремиться к увеличению контингента крестьян бед-
няков в школах Соцвоса повышенного типа, а для этого устранить две
причины:
а) слабую академическую подготовку крестьянских ребят вообще
и бедняков, в особенности в школах 1-й ступени;
б) усилить материальную помощь беднякам во время обучения их
в школах повышенного типа.
2. Так как повышение кочества работы в школах 1-й ступени
процесс длительный, и в один-два года должной эффектности нам не
получить, то рекомендовать школам, как временную меру:

а) к беднякам при поступлении применять несколько пониженные
требования;
б) принятым беднякам оказывать усиленную помощь, путем до-
полнительных занятий, оплачиваемых из средств комсодов или средств
по платности за учение, или бесплатно в порядке общественно-полезной
работы учителя;
в) при недостатке средств организовывать из отстающих кружки,
группы под руководством учащихся старших групп, также в порядке
общественно-полезной работы.
3. Увеличить количество и размер стипендий по школам 2-й сту-
пени.
4. Увеличить количество стипендий в ШКМ, дабы избежать при-
меняемого во всех ШКМ дробления одной стипендии в 10 руб. на две,
на три стипендии.
5. Комсоды при школах II-й ступени должны обратить самое
серьезное внимание на изыскание средств для оказания помощи мало-
имущим учащимся.
6. Организовывать при школах по примеру Карачевской школы
II-й ступени кассы ученической взаимопомощи и по примеру Старо-
дубской школы „ячейки помощи детям".
7. При слабой работе комсодов и взамен ячеек помощи детям
организовать общества вспомоществования беднейшим учащимся города
одно общество на весь город).
8. Обратить самое серьезное внимание на дооборудование имею-
щихся общежитий при школах Соцвоса повышенного типа, улучшить
их санитарно-гигиеническое состояние.
9. При отсутствии общежитий при школах приходится мириться
с институтом частных массовых квартир при следующих условиях:
а) все квартиры берутся школой на учет;
б) школа дает разрешение квартирным хозяевам отдавать их
квартиры учащимся по согласовании этого вопроса с соответствующими
органами;
в) в частных квартирах необходимо определить минимальную
площадь на одного учащегося—квартиранта;
г) необходимо определить предельный максимум квартирной платы
с одного учащегося1
10. За частными квартирами и за живущими в них учащимися
учреждается педагогический надзор и усиливается обслуживание со
стороны комсомола и пионерских организаций, а также и организаций
ученического самоуправления.
11. Учащиеся бедняки должны бесплатно снабжаться учебниками,
распределяя их так, чтобы неудовлетворенность на первое время на
все 100% не мешала продуктивности работы с учебником.
12. На успеваемость учащихся бедняков Школьный,Совет обращает
самое серьезное внимание, оказывая помощь отстающим.

13. Необходимо обратить самое серьезное внимание на культурное
обслуживание учащихся бедняков, предоставляя им возможность бес-
платно посещать театры, кино-сеансы и
14. Наконец, общее последнее, оно же и первое, мероприятие: ра-
бота с беднотой, как и вся культурная революция тргбует больших
материальных средств, поэтому ассигнования по губбюджету на помощь
учащимся беднякам не только не должны быть снижены в будущем
бюджетном году, а должны быть увеличены по сравнению с 1927/28 г.
Аналогичные ассигнования должны быть проведены и по'уездным бюд-
жетам.
Инспектор Брянского ГубОНО Фомин.

Электронная библиотека БОНУБ им. Ф.И. Тютчева