ЭХО МОСКОВСКОГО БАРОККО БРЯНЩИНА
Преображенская церковь начата в 1735 году и закончена строительством в 1742 году. Брянское купечество, принимавшее активное участие в Свенской ярмарке, решило внести свой вклад в «монастырское строение и украсить» ярмарочный фасад его достойным образом. Так возникла каменная над западными «ярмарочными» воротами церковь во имя Преображения Господня.
Церковь Преображения (1735-1742). Восточный фасад
По типу церковь является ярусным одноглавым храмом без трапезной, «восьмерик на четверике», с прямоугольным алтарем, поставлена на высоком подклете (цоколе), с трех сторон окруженным галереей - гульбищем.
Нижний ярус образован воротным проездом и галереей гульбища, опоясывающий здание с трех сторон - кроме восточной. Вдоль северного и южного фасадов с территории монастыря поднимаются одномаршевые белокаменные лестницы всходов на гульбище.
Второй ярус - собственно церковь с алтарем. Церковь в плане квадратная, алтарь -прямоугольный. Входы в церковь с трех сторон гульбища.
Размеры памятника по второму этажу -ширина 12,4 м, длина - 17,6 м. Ширина гульбища 3 метра. Стены и своды памятника выполнены из красного кирпича, полы из белокаменных плит, крыша железная по деревянной обрешетке. Архитектурная отделка фасадов - белокаменные детали на краснокирпичном фоне. Отдельные элементы выполнены в штукатурке. Внутренняя отделка - штукатурная.
Объемная композиция церкви развита по вертикали в несколько ярусов. Нижний ярус - это подклет с галереей гульбища. Гульбище покоится на аркаде, опирающейся на низкие массивные восьмигранные столбы. Второй ярус - двухсветный куб церкви, удлиненный к востоку алтарным приделом. Третий ярус-восьмерик церкви с куполом, несущий световой восьмигранный барабан (четвертый ярус), купол которого завершен еще одним декоративным небольшим восьмигранным барабанчиком - шейкой главки с ажурным крестом.
Ступенчато-ярусное построение памятника энергично и четко выявляет устремленность объема вверх. Эта вертикаль вознесенная над длинной, горизонтально протяженной лентой ограды, контрастируя с нею, придает остроту композиции всего западного фасада ансамбля монастыря. Находясь в наиболее удаленной от композиционного центра ансамбля точке, вертикаль Преображенской церкви зрительно усовершенствовала весь комплекс зданий. Одновременно она являлась господствующей над большей территорией ярмарочной площади и прилегающей к ней сельской застройки.
Хотя церковь строилась в первой половине XVIII столетия, ее архитектура продолжает традиции и стиль русской архитектуры XVII века.
Элементы классической ордерной архитектуры - пилястры, порталы, колонки - переработаны на русский самобытный лад. Завершение объема алтаря выполнено в виде стилизованных древнерусских кокошников-гребешков. Подобные гребешки увенчивают и всходы лестниц гульбища. Порталы входов в церковь, сделаны из белого камня, имеют классическую основу, но выполнены полностью в духе московского барокко XVII века. Стволы «коринфских» колонок покрыты прекрасным резным узором, изображающим вьющиеся ветви с гроздьями ягод среди листьев винограда. Каждый из трех входов в церковь размещен по оси четверика и подчеркивается, кроме собственной богатой обработки, с двух сторон окнами, убранными наличниками с контрналичниками и с крутыми разорванными фронточниками.
Оконные проемы всех ярусов сделаны со скругленными углами. Такая форма проемов придает мягкость архитектуре фасадов.
В общем, декор фасадов Преображенской церкви выглядит сдержанным. Сравнительная скромность убора компенсировалась цветовым решением - на фоне красного поля стены выделяются белокаменные детали. Некогда монастырское начальство приняло решение белить все здания, и красная стена «исчезла», унося с собой под слой извести цветовое богатство внешней архитектуры памятника.
Облик интерьера Преображенской церкви - это, прежде всего, светлое и торжественное, устремленное вверх пространство. Описание убранства интерьеров не сохранилось. О том, что стены храма внутри были покрыты росписями, свидетельствуют остатки живописных медальонов с изображением апостолов на парусах восьмерика. Безусловно, центральным красочным пятном интерьера был иконостас «гладкий, весь золоченый на полимент и живопись в нем превосходной работы». Иконостас строили московские подрядчики: «... Иван Афанасьев, Никита Иванов и калужанин Михаила Медведев». Такая запись сохранилась в монастырской летописи.
Церковь Преображения. Современный вид