СтраницаБАРОККО

ЭХО МОСКОВСКОГО БАРОККО БРЯНЩИНА

Преображенская церковь начата в 1735 году и закончена строительством в 1742 году. Брянское купечество, принимавшее активное участие в Свенской ярмарке, решило внести свой вклад в «монастырское строение и украсить» ярмарочный фасад его достойным образом. Так возникла каменная над западны­ми «ярмарочными» воротами церковь во имя Преображения Господня.

Церковь Преображения (1735-1742). Восточный фасад

По типу церковь является ярусным одно­главым храмом без трапезной, «восьмерик на четверике», с прямоугольным алтарем, постав­лена на высоком подклете (цоколе), с трех сто­рон окруженным галереей - гульбищем.

Нижний ярус образован воротным проез­дом и галереей гульбища, опоясывающий зда­ние с трех сторон - кроме восточной. Вдоль северного и южного фасадов с территории монастыря поднимаются одномаршевые белокаменные лестницы всходов на гульбище.

Второй ярус - собственно церковь с алта­рем. Церковь в плане квадратная, алтарь -прямоугольный. Входы в церковь с трех сто­рон гульбища.

Размеры памятника по второму этажу -ширина 12,4 м, длина - 17,6 м. Ширина гульби­ща 3 метра. Стены и своды памятника выпол­нены из красного кирпича, полы из белока­менных плит, крыша железная по деревянной обрешетке. Архитектурная отделка фасадов - белокаменные детали на краснокирпичном фоне. Отдельные элементы выполнены в шту­катурке. Внутренняя отделка - штукатурная.

Объемная композиция церкви развита по вертикали в несколько ярусов. Нижний ярус - это подклет с галереей гульбища. Гульбище покоится на аркаде, опирающейся на низкие массивные восьмигранные столбы. Второй ярус - двухсветный куб церкви, удлиненный к востоку алтарным приделом. Третий ярус-восьмерик церкви с куполом, несущий свето­вой восьмигранный барабан (четвертый ярус), купол которого завершен еще одним декора­тивным небольшим восьмигранным барабан­чиком - шейкой главки с ажурным крестом.

Ступенчато-ярусное построение памятника энергично и четко выявляет устремленность объема вверх. Эта вертикаль вознесенная над длинной, горизонтально протяженной лентой ограды, контрастируя с нею, придает остроту композиции всего западного фасада ансамбля монастыря. Находясь в наиболее удаленной от композиционного центра ансамбля точке, вертикаль Преображенской церкви зритель­но усовершенствовала весь комплекс зданий. Одновременно она являлась господствующей над большей территорией ярмарочной пло­щади и прилегающей к ней сельской застрой­ки.

Хотя церковь строилась в первой половине XVIII столетия, ее архитектура продолжает тра­диции и стиль русской архитектуры XVII века.

Элементы классической ордерной архи­тектуры - пилястры, порталы, колонки - пере­работаны на русский самобытный лад. Завер­шение объема алтаря выполнено в виде стилизованных древнерусских кокошников-гребешков. Подобные гребешки увенчивают и всходы лестниц гульбища. Порталы входов в церковь, сделаны из белого камня, имеют классическую основу, но выполнены полно­стью в духе московского барокко XVII века. Стволы «коринфских» колонок покрыты пре­красным резным узором, изображающим вью­щиеся ветви с гроздьями ягод среди листьев винограда. Каждый из трех входов в церковь размещен по оси четверика и подчеркивает­ся, кроме собственной богатой обработки, с двух сторон окнами, убранными наличниками с контрналичниками и с крутыми разорванны­ми фронточниками.

Оконные проемы всех ярусов сделаны со скругленными углами. Такая форма проемов придает мягкость архитектуре фасадов.

В общем, декор фасадов Преображенской церкви выглядит сдержанным. Сравнительная скромность убора компенсировалась цвето­вым решением - на фоне красного поля стены выделяются белокаменные детали. Некогда монастырское начальство приняло решение белить все здания, и красная стена «исчез­ла», унося с собой под слой извести цветовое богатство внешней архитектуры памятника.

Облик интерьера Преображенской церк­ви - это, прежде всего, светлое и торжествен­ное, устремленное вверх пространство. Опи­сание убранства интерьеров не сохранилось. О том, что стены храма внутри были покрыты росписями, свидетельствуют остатки живо­писных медальонов с изображением апосто­лов на парусах восьмерика. Безусловно, цен­тральным красочным пятном интерьера был иконостас «гладкий, весь золоченый на поли­мент и живопись в нем превосходной работы». Иконостас строили московские подрядчики: «... Иван Афанасьев, Никита Иванов и калужа­нин Михаила Медведев». Такая запись сохра­нилась в монастырской летописи.

Церковь Преображения. Современный вид