Страницабаня

Русская баня и печь в народной традиции. Брянский быт.

Изучение традиционных поселений Брянщины, на основе этнологических исследований, проведенных студентами исторического факультета

Брянского государственного университета, мы попытаемся восстановить место бани и печи в традициях гигиены.

Бани располагались примерно в 15-25-ти метрах от жило-

го помещения на возвышенном месте. Требовалось минималь-

ное заглубление канализационного лотка. Рубились из бревен

осины (д. Молотино). Осина забирала у человека хворь.

Окна располагались на запад: вечером лучи заходящего

солнца создают особую атмосферу спокойствия и уюта. В Унече

на 240 усадеб приходится примерно 70 бань. В поселке Лепин-

ский Суражского района на 18 жилых усадеб приходится 9 бань

(из них – 3 топятся по-черному). Все бани расположены в конце

усадеб, одна около водоема.

Старожилы Унечи (Клименок В.А.) отмечают преимуще-

ства нагрева бани «по черному». Такая баня быстрее и сильнее

прогревается, так как жар из топки, пройдя камни, не вылетает в

трубу, а растекается внутри. Поэтому надо меньше дров. Прота-

пливают баню за 2-3 часа до помывки. В бане «по черному»

стоит приятный запах от стен, коптятся только потолок и стены.

Перед тем как париться, закопченные стены и потолок можно

обдать водой.

Каждый веник имеет свой особый эффект. Березовый –

помогает при боли, ломоте в мышцах и суставах после упраж-

нений и физической нагрузки, хорошо очищает кожу, ускоряет

заживление ран и ссадин, оказывает успокаивающие действие,

улучшает настроение. Дыхание в бане через березовый веник

помогает лечить заболевание бронхов. Его особое действие в

том, что он сильно расширяет в веничном пару легкие, бронхи,

что способствует отхождению мокроты и улучшает вентиляцию легких.

Дубовый веник больше подходит для людей с жирной

кожей, он делает ее упругой. Аромат дуба препятствует чрез-

мерному повышению артериального давления в парной. Успо-

каивает нервную систему после активных занятий бегом и ходьбой.

Липовый веник устраняет головную боль, обладает моче-

гонным эффектом, ускоряет потоотделение, оказывает успокаи-

вающее, ранозаживляющее, бронхорасширяющее, жаропони-

жающее действие.

Ольховый веник применяют в парной при простудах, ло-

моте в суставах и мышцах. Веник из рябины усиливает процес-

сы возбуждения нервной системы.

Про крапивный веник говорят: «использовать его надо

редко, но метко», после продолжительного бега или ходьбы при

ломоте в теле: суставах, мышцах, пояснице. Стоит похлестать их

жгучей зеленью и все неприятности исчезнут благодаря мощно-

му местному раздражающему действию.

Все веники лучше использовать свежими, на зиму веники

засушивают, подвесив их в предбаннике или на чердаке дома.

В Суражском районе традиция мытья в печи сохранялась

вплоть до 2-й половины ХХ века. Мытье в печи осуществлялось

непосредственно около устья в корыте. Влезали в печь лишь для

лечения простудных заболеваний (но ни в коем случае не при

высокой температуре тела) и болезней типа радикулита, ревматизма и т.п.

Банник – далеко не однозначный мифологический персо-

наж: он пугает, а иногда и убивает тех, кто ходит в баню поздно

ночью, однако, хорошо относится к роженицам. Впрочем, во

многих местностях России существуют и обратные представле-

ния, что банник наносит вред роженицам. В представлениях

крестьян тех районов, где бани возникли недавно, банник не

любит, когда парятся в печи.

Иногда банника представляли в виде невысокого, часто

крохотного старичка с длиной, покрытой плесенью бородой. Те-

ло покрыто большим количеством березовых листьев от веника.

Поверия о духе бани существовали и на территории

Брянщины. В каждой бане проживал дух – банник. Он был не

всегда дружелюбен по отношению к хозяевам. Когда топят ба-

ню, жар его временно выживает оттуда, а после того, как мытье

оканчивается, банник выходит и парится сам.

Согласно поверьям, банник обитает в каменке, либо за

каменкой или под ней. Оттуда доносится его голос, раздается

ужасное храпение, вой, хохот и свист, которым банник пугает женщин.

В заключение отметим, что не только территориальные

различия в способах мытья, но и более мелкие детали – способ

нагрева воды, топка бани по белому или черному, несут опреде-

ленную информацию о времени и происхождении миграцион-

ных потоков и о культурных влияниях на соседствующих терри-

ториях. Надо иметь в виду, что сельские бани на протяжении

ХХ в. сильно видоизменились. Черные бани, в прошлом повсе-

местно господствовавшие, были вытеснены белыми. Появились

вмазанные в печи котлы или другие приспособления для нагрева

воды. Процесс внесения новшеств особенно усилился в послед-

ние четыре десятилетия, поэтому современная картина распро-

странения бань и их особенностей уже не столь явно соотносит-

ся с историческим прошлым.

Вытеснение бани из культуры повседневности разрушает

элементы традиционной культуры.

Банные приговоры:

Баня парит – баня правит – баня все поправит;

Когда б не баня, все б пропали;

Баня – мать вторая;

В восточной стороне стоит золотой столб,

В золотом столбе золотой стул.

В золотом стуле сидит золотая баба

И держит золотой веничек, шелкову шириночку.

Веничком попарит, шириночкой помажет

Чес, вороб и всякую болезнь.

Загадки:

Полна ветка воробышков; сидят – не летят – «почирики-

вают» (каменка);

Старичек неказистый, кошель с камнями на спине, по сто

ушатов воды выпивает (каменка);

Наша чернушка такова: наноси воды хоть сколько – она

все выпьет (каменка).

На цветной вклейке представлены фотографии банных

комплексов на территории Брянской области.

 

С.В. Чернышов, к.и.н., доцент Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского

Русская баня и печь в народной традиции