Русская баня и печь в народной традиции. Брянский быт.
Изучение традиционных поселений Брянщины, на основе этнологических исследований, проведенных студентами исторического факультета
Брянского государственного университета, мы попытаемся восстановить место бани и печи в традициях гигиены.
Бани располагались примерно в 15-25-ти метрах от жило-
го помещения на возвышенном месте. Требовалось минималь-
ное заглубление канализационного лотка. Рубились из бревен
осины (д. Молотино). Осина забирала у человека хворь.
Окна располагались на запад: вечером лучи заходящего
солнца создают особую атмосферу спокойствия и уюта. В Унече
на 240 усадеб приходится примерно 70 бань. В поселке Лепин-
ский Суражского района на 18 жилых усадеб приходится 9 бань
(из них – 3 топятся по-черному). Все бани расположены в конце
усадеб, одна около водоема.
Старожилы Унечи (Клименок В.А.) отмечают преимуще-
ства нагрева бани «по черному». Такая баня быстрее и сильнее
прогревается, так как жар из топки, пройдя камни, не вылетает в
трубу, а растекается внутри. Поэтому надо меньше дров. Прота-
пливают баню за 2-3 часа до помывки. В бане «по черному»
стоит приятный запах от стен, коптятся только потолок и стены.
Перед тем как париться, закопченные стены и потолок можно
обдать водой.
Каждый веник имеет свой особый эффект. Березовый –
помогает при боли, ломоте в мышцах и суставах после упраж-
нений и физической нагрузки, хорошо очищает кожу, ускоряет
заживление ран и ссадин, оказывает успокаивающие действие,
улучшает настроение. Дыхание в бане через березовый веник
помогает лечить заболевание бронхов. Его особое действие в
том, что он сильно расширяет в веничном пару легкие, бронхи,
что способствует отхождению мокроты и улучшает вентиляцию легких.
Дубовый веник больше подходит для людей с жирной
кожей, он делает ее упругой. Аромат дуба препятствует чрез-
мерному повышению артериального давления в парной. Успо-
каивает нервную систему после активных занятий бегом и ходьбой.
Липовый веник устраняет головную боль, обладает моче-
гонным эффектом, ускоряет потоотделение, оказывает успокаи-
вающее, ранозаживляющее, бронхорасширяющее, жаропони-
жающее действие.
Ольховый веник применяют в парной при простудах, ло-
моте в суставах и мышцах. Веник из рябины усиливает процес-
сы возбуждения нервной системы.
Про крапивный веник говорят: «использовать его надо
редко, но метко», после продолжительного бега или ходьбы при
ломоте в теле: суставах, мышцах, пояснице. Стоит похлестать их
жгучей зеленью и все неприятности исчезнут благодаря мощно-
му местному раздражающему действию.
Все веники лучше использовать свежими, на зиму веники
засушивают, подвесив их в предбаннике или на чердаке дома.
В Суражском районе традиция мытья в печи сохранялась
вплоть до 2-й половины ХХ века. Мытье в печи осуществлялось
непосредственно около устья в корыте. Влезали в печь лишь для
лечения простудных заболеваний (но ни в коем случае не при
высокой температуре тела) и болезней типа радикулита, ревматизма и т.п.
Банник – далеко не однозначный мифологический персо-
наж: он пугает, а иногда и убивает тех, кто ходит в баню поздно
ночью, однако, хорошо относится к роженицам. Впрочем, во
многих местностях России существуют и обратные представле-
ния, что банник наносит вред роженицам. В представлениях
крестьян тех районов, где бани возникли недавно, банник не
любит, когда парятся в печи.
Иногда банника представляли в виде невысокого, часто
крохотного старичка с длиной, покрытой плесенью бородой. Те-
ло покрыто большим количеством березовых листьев от веника.
Поверия о духе бани существовали и на территории
Брянщины. В каждой бане проживал дух – банник. Он был не
всегда дружелюбен по отношению к хозяевам. Когда топят ба-
ню, жар его временно выживает оттуда, а после того, как мытье
оканчивается, банник выходит и парится сам.
Согласно поверьям, банник обитает в каменке, либо за
каменкой или под ней. Оттуда доносится его голос, раздается
ужасное храпение, вой, хохот и свист, которым банник пугает женщин.
В заключение отметим, что не только территориальные
различия в способах мытья, но и более мелкие детали – способ
нагрева воды, топка бани по белому или черному, несут опреде-
ленную информацию о времени и происхождении миграцион-
ных потоков и о культурных влияниях на соседствующих терри-
ториях. Надо иметь в виду, что сельские бани на протяжении
ХХ в. сильно видоизменились. Черные бани, в прошлом повсе-
местно господствовавшие, были вытеснены белыми. Появились
вмазанные в печи котлы или другие приспособления для нагрева
воды. Процесс внесения новшеств особенно усилился в послед-
ние четыре десятилетия, поэтому современная картина распро-
странения бань и их особенностей уже не столь явно соотносит-
ся с историческим прошлым.
Вытеснение бани из культуры повседневности разрушает
элементы традиционной культуры.
Банные приговоры:
Баня парит – баня правит – баня все поправит;
Когда б не баня, все б пропали;
Баня – мать вторая;
В восточной стороне стоит золотой столб,
В золотом столбе золотой стул.
В золотом стуле сидит золотая баба
И держит золотой веничек, шелкову шириночку.
Веничком попарит, шириночкой помажет
Чес, вороб и всякую болезнь.
Загадки:
Полна ветка воробышков; сидят – не летят – «почирики-
вают» (каменка);
Старичек неказистый, кошель с камнями на спине, по сто
ушатов воды выпивает (каменка);
Наша чернушка такова: наноси воды хоть сколько – она
все выпьет (каменка).
На цветной вклейке представлены фотографии банных
комплексов на территории Брянской области.
С.В. Чернышов, к.и.н., доцент Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского
Русская баня и печь в народной традиции