СтраницаБакаев

Виктор Григорьевич Бакаев Брянск

АВТОР УЧЕБНИКА «ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ МОРСКОГО ФЛОТА»

Родился в Бежице, начал работать в Бердянском порту, где жил его дядя. Сначала занимался очисткой судов от водорослей и ракушек, по­том стал матросом на паруснике. Во время первой мировой войны вер­нулся в Брянск, работал на Арсенале. В 1919 г. - фронт гражданской вой­ны, был пулеметчиком. После войны - рабфак Московского института путей сообщения (в 1929 г. окончил морской факультет). Во время Вели­кой Отечественной войны, будучи уже кандидатом технических наук, работал на руководящих постах в Министерстве морского флота, напи­сал научную работу по организации морских перевозок и системе управ­ления флотом. В 1952 г. защитил докторскую диссертацию, в 1959 г. из­дал учебник «Основы эксплуатации морского флота». С 1954 г. до ухода на пенсию - почти 20 лет - был министром морского флота СССР. За зас­луги в деле развития морского транспорта награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, многими медаля­ми. Неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР.

«Умей быть матросом, чтобы быть адмиралом», — гласит народная мудрость. Более тридцати лет Виктор Григорьевич Бакаев был заместителем и министром Морского флота СССР. Родился он в 1902 году в многодетной рабочей семье в Бежице. Море Виктор Георгиевич увидел впервые, когда мальчишкой попал в Бердянск к дяде, который работал в порту. Впоследствии Виктор Георгиевич скажет: «С тех пор и стал я моряком...» Когда началась Первая мировая война, пришлось возвратиться в родные края. Семья поселилась в Брянске, трудоустроился на «Арсенале». Октябрьская революция. Гражданская война. Брянский рабочий полк. Военные события закружили молодого солдата-пулеметчика Бакаева. Льгов, Харьков, Николаев, Одесса... Более двух лет колесил он по военным дорогам. А мечта о море не покидала его. Он стал матросом на катере «Казбек», потом перешел на пароход «Возрождение». В 1922 году молодого матроса направ¬ляют в Московский институт путей сообщения. Инженер, начальник стройуправления, начальник центра управления портов — таковы его должности после окончания института. Была и преподавательская работа в вузах. С сорок третьего до окончания Великой Отечественной войны Бакаев был уполномоченным Государственного Комитета Обороны и Наркомфлота по обеспечению выгрузки воинских грузов и продовольствия на Каспии и в Мурманском порту. Баку иг¬рал важную роль в снабжении армии горючим. Здесь большую работу провел и Виктор Георгиевич. Бакинские портовики проложили на пологом берегу прямо в море железнодорожные рельсы, по ним цистерны спускались на воду, затем катером транспортировали в Красноводск. В 1945 году он становится зам. министра, а через семь лет его назначают первым заместителем, а затем министром Морского и речного флота СССР. Продолжал вести большую научную деятельность. Выходит его книга «Основы эксплуатации морского флота», которая как учебник широко используется в высших учебных заведениях страны.
Макеты морских кораблей, фотографии, книги, личные вещи, подаренные В.Г. Бакаевым, можно увидеть в областном историко-краеведческом музее. Они напоминают о славном пути от простого матроса до министра флота.