Страницабабе

О дяде, деде и бабе...Названия Брянских сёл

СОЛДАТАМ выдавали жалованье. Мне тоже выдали. Я передал его своему еще
трезвому дядьке», — записал в своем дневнике за 1857 год Тарас Шевченко,
когда пребывал в рекрутах.
В очерке «На плотах» журналист и писатель В. А. Гиляровский пишет: «Никита
стоял, облокотившись на багор, смотрел на луг н бормотал.
— Дядя Никита, канатиться где будешь? — крикнули ему с оголовка...»
Есть у Гиляровского и очерк, где заголовок «Дядя». Читая рассказы Владимира
- Алексеевича, мне вспомнилось свое детство в белорусском городке Ветке. Купаясь
Л* в Р е к е Сож с ребятами, мы любили шутку.
— Дядь, а дядь, — кричали мы хором проплывавшим мимо плотогонам. И когда
кто-то из них любезно откликался, то дружно с юмором спрашивали:
— Воды подать?
В XIУ столетии слово «дядя» в русском языке употреблялось лишь в одном-
единствеином значении: родственник, брат отца либо матери. Дядя — муж тетки.
Потом это слово стало употребляться шире. Дядька — приставленный для ухода
или надзора за ребенком, пестун. К каждому рекруту в полку также приставляли
дядьку из старых солдат.
На брянской земле есть город Дятьково, старинные села Дятьковичи в Жуковском
районе и Дятьковичи (Дядьковичи) — в Трубчевском. В Ярославской области
существует Дядинское, в Московской, Рязанской — Дядьково, в Иркутской —
Дядина, а в Краснодарском крае — Дядьковская. Все названия этих населенных
пунктов, по-видимому, произошли от слова «дядя», а оно образовано от древнерусского
«дядько».
Некоторые краеведы наименование брянского города Дятьково объясняют
упрощенно. С закладкой в 1793 году хрустальной фабрики сюда пришли украинские
крестьяне — «дядьки», как прозвали их местные жители. И выросло село, которое
назвали Дятьково от украинского и белорусского слова «дядьки».
Так ли это? Увы, нет. В писцовых книгах, хранящихся в центральном государственном
архиве древних актов, упоминание Дятьково, которое удалось обнаружить,
датируется 1626 годом. Об этом сообщается в книге по истории Дятьковского
. ' промышленного района Н. Иванина и А. Кошелева «Заводская сторона»: «Дер. Д я тьково
на речке на Шумоветке, а в ней крестьян...» В этом документе перечисляются
дворы и фамилии крестьян, сколько у них было пашни, чем занимались. В писцовой
книге сказано, что деревня Дятьково была приписана к селу Любышь, они
принадлежали вотчиннику Афанасию Алексеевичу Зиновьеву.
Итак, толкование имени города, связанное с зарождением хрустальной фабрики
и появлением украинских «дядек*, отпадает.
И еще основа слова «дядя* представлена в древнем русском языке именем.
Сравните: Остафий Дядько, Лукьянин Дядька, Офонаско Дядька. А вот уже
прозвище: Микула Дядькович.
В Ипатьевской летописи под 1241 годом в Волховской земле упоминается город
Дядьковь. В бассейне Окн одна из рек носит имя Дяденка. Этого, по-моему,
нельзя не учитывать.
Историк-краевед В. Столицын сообщает, что в двадцатых годах XX века
уроженец с. Дятьково Мальцовской округи старший научный сотрудник Орловско-
го губернского музея С. П. Ткачевский с директором Брянского музея С. С. Деевым
обнаружили и сделали небольшие раскопки древнерусских курганов при р. Белой,
что при старом Дятькове. Это еще одно подтверждение о древнем происхождении
поселения.
Населенные пункты Брянщины носят также наименования: Дедовка, Дедовский,
Деды, Дедня — от слова «дед*. Оно означает — отец отца или матери. Бывает
и обращение к старому человеку.
Слово «дед*, оказывается, бывает и в другом смысле. Один нз притоков речки
Стечня именуется Дедовкой, она же и Липенка. Здесь в лесах еще в ХУП веке
поселилось несколько бондарей. Они занимались изготовлением бочек и прочих
изделий. Заодно разрабатывали «лядца*. Затем земля, занятая бондарями,
перешла к погарскому священнику Мартину Крапиве, большею частью и «за
отправку душь» прежних хозяев. Крапива устроил при речке Дедовке, «на старом
городище*, мельницу и поселил до десятка крестьянских хат. Хутор Крапивна
продал затем Семену Галяцкому, который окончательно устроил здесь «стеченскую
слободку, зовемую Деды*.
Где деды, там должны быть и внуки. В Новозыбковском районе одно из
старинных сел так и называется Внуковичи. В конце ХУ века два брата по фамилии ~»
Виуковичи поселились на берегу речушки Синявки. От них пошло и имя. При
владении Внуковичами князем С. П. Голицыным поселение в некоторых официальных
актах писалось Радонежским. Это имя было дано князем в честь Сергея
Радонежского. Прижилось же Внуковичи.
Девочкино, Девичье, Бабника, Бабка, Бабьи Станы — и такие есть названия. Что
значит Бабка? То же, что и бабушка, а может, название пошло и от бабки,
оказывающей помощь при родах, т . е . повивальной бабкн. как звали их в старину.
Все может быть. Ведь на Брянщине есть и деревня, называемая Чернобабки. Была
и Бабья Гора.
В Х-ХШ вв. половцами на многих возвышенных местах в юго-восточной степи на
окраинах русских земель были установлены каменные статуи — «каменные бабы*.
Ученые считают, что эти статуи являлись частью половецких языческих святилищ,
где приносились в жертву животные и отправлялся культ предков — покровителей
рода или союза кочевых племен.
Не исключено, что название этих мест дошло до нас.

Я.Д. Соколов