Брянский автомобильный завод
На минувшей неделе по инициативе руководства ЗАО «Брянский автомобильный завод» состоялось техническое совещание.
Были обсуждены военно-технические аспекты применения специальных колесных платформ БАЗ в образцах и комплексах вооружения, военной и специальной техники, предусмотренных Государственной программой вооружений — 2020. В совещании приняли участие разработчики и изготовители этих вооружений и техники, руководители предприятий и учреждений оборонно-промышленного комплекса — потребителей продукции автозавода, заказывающих управлений Минобороны, Минпромторга, военно- промышленной комиссии при Правительстве РФ.
Журналисты получили возможность ознакомиться с работой механического, сварочного и сборочного цехов. Но особый интерес, конечно же, вызвала поездка на полигон, расположенный в окрестностях Брянска на берегу Десны.
Было продемонстрировано специальное колёсное трёхосное шасси БАЗ-69092. Машина не только легко преодолевала, мягко говоря, неровности на суше, но и забиралась в реку так, что вода достигала уровня стёкол кабины и полностью скрывала раму, после чего легко выскакивала на песчаный берег. Однако ожидаемых острых ощущений не получилось. Даже в таких экстремальных условиях плавность хода была выше всяких похвал. Остаётся добавить, что в боевых условиях машина буксирует многотонные элемент вышки локатора или дизель-электростанцию.
Затем показали так называемый автопоезд. В качестве «локомотива». тянущего гружёный большегрузный прицеп, выступил седельный тягач БАЗ-6402. Машина прошла тем же путём, не ощущая, как выразился председатель Совета директоров БАЗа Александр Елисеев, ни груза, ни препятствий.
Александра Николаевича об оценке им нынешнего состояния завода: - ответ однозначен: «Завод жив, он реально существует и выпускает продукцию!» У БАЗа сейчас двадцать два партнёра, которые являются потребителями изделий предприятия или ведут совместные опытно-конструкторские работы.Так что любая проблема с автозаводом, по мнению А.Елисеева, потянет за собой целую цепочку, вплоть до остановки других предприятий. Чтобы этого никогда не случилось, на следующий день состоялся разговор с коллегами по всем наболевшим проблемам.
В заключение демонстрации возможностей БАЗовской техники были показаны системы самопогрузки, выгрузки и транспортировки МЛ 6 и МЛ 10, установленные соответственно на трёхосном и четырёхосном автомобилях. В течение буквально трёх минут две машины выгрузили на землю крытые брезентом платформы, сделали круг, вернулись и опять погрузили. «До чего техника дошла!» — так непременно бы воскликнул незабвенный почтальон Печкин...
Завершился день почти трёхчасовой пресс-конференцией. Её проводили председатель Совета директоров БАЗа Александр Елисеев, гендиректор БАЗа Александр Шарапов, главный конструктор предприятия Юрий Помазов, и. о. технического директора и главный технолог Виталий Сорин, военпред, подполковник Александр Коваль и директор департамента военной и специальной техники Независимой ассоциации машиностроителей Борис Афанасиев.
Появились стабильные заказы от Минобороны. И ныне работы даже больше, чем в состоянии осилить предприятие. На текущий год предполагается поставить свыше полутораста шасси. Подавляющее большинство из них предназначено для военного ведомства. Но это имеет оборотную сторону. Повышение цены на продукцию жёстко регламентируется государством. Разумеется, поставщикам комплектующих изделий и энергоносителей дела до этого нет. И хотя убытки предприятия в 2012 году уменьшились в разы по сравнению с 2011-м, проблема, безусловно, требует решения.
После выступления главного конструктора и главного технолога были даны ответы на многочисленные вопросы журналистов. В частности, представителя «Красной Звезды» интересовала минимальная сумма на модернизацию предприятия. По словам председателя Совета директоров, потребуются два-три миллиарда рублей. В этом случае производство шасси можно удвоить. Таким образом, будет возможность поставлять продукцию и на гражданский рынок, что позволит окупить инвестиции. Тем более что продукция завода востребована. А в боевой обстановке, по выражению А.Елисеева, «БАЗовская машина неубиваема». Важно, чтобы в мирной обстановке удалось сохранить «неубиваемую» даже на войне БАЗовскую технику.
Судя по той тревоге, которая звучала в выступлениях участников совещания, и в первую очередь заводчан, эта опасность вполне реальна в лице многочисленных лоббистов во влиятельных властных структурах.