Страницаавтомобильный

ООО «Брянский автомобильный завод»

Четверть века назад вдоль деснянской поймы поднялись первые корпуса этого предприятия. Сегодня в составе объединения три крупных самостоятельных производства и филиал —автоагрегатный завод в рабочем поселке Навля.

Старейшее производство — тракторное. Объединение единственное в стране выпускает тракторы Т-180, а также трубоукладчики Д-804 многих модификаций. География применения брянского трактора — от Северо-Крымского канала до золотых приисков Колымы. А трубоукладчики с клеймом БАЗ строили нефтепровод «Дружба», газопровод «Северное сияние» и другие крупнейшие объекты.

Со сборочных конвейеров автоагрегатного производства ежедневно сходят сотни узлов и агрегатов автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-131. Вся ходовая часть этой машины с зиловской маркой изготавливается брянскими машиностроителями. Автоматические линии, непрерывный поток, график, рассчитанный по минутам — таковы особенности автоагрегатного производства.

Автомобильное производство — это по сути целый завод могучих колесных тягачей. Они используются для перевозки труб большого диаметра и других негабаритных грузов. Впервые в практике отечественного машиностроения кабина, мотоотсек и ряд других частей этого автомобиля изготавливаются из пластмассы.

Многие цехи и лаборатории завода стали полигоном для испытания самых последних достижений научно-технической мысли. Только за годы десятой пятилетки использовано в производстве 5560 рационализаторских предложений и 82 изобретения с общим экономическим эффектом свыше 7,5 миллиона рублей. Производственное объединение БАЗ сотрудничает с девятью научно-исследовательскими и конструкторскими организациями.

ВЫПУСКАЕМАЯ  ПРОДУКЦИЯ: многоосные шасси двойного назначения.
«Брянский автомобильный завод» — основной поставщик специальных колесных шасси и тягачей высокой проходимости в классе грузоподъемности от 14 до 36 тонн. Такие внедорожники на вес золота в России. Брянские шасси составляют основу мобильных комплексов вооружения, обеспечивают маневренность и неуязвимость боевой техники.   
Специальные шасси «БАЗа» — находка для нефтяников и газовиков, ремонтников скважин и буровых установок, геологов и огнеборцев, различного рода мобильных бригад, задача которых — пробиться туда, где произошло ЧП.
«БАЗ» был создан в 1958 году. Более 70 образцов автомобильных тягачей высокой проходимости под маркой «БАЗ» бороздят просторы не только нашей страны и СНГ, но и Индии, Китая, стран Ближнего и Среднего Востока.
С 2001 года ООО «БАЗ» является партнером «Независимой ассоциации машиностроителей», в которую входит также ООО «Автокран» (г.Иваново). В результате взаимовыгодного сотрудничества на БАЗе успешно осваивается серийное производство специальных автомобильных шасси для монтажа тяжелой крановой техники грузоподъемностью 50 и 100 тонн.
Производство подчинено системе менеджмента качества в соответствии со стандартом ГОСТ ИСО 9001-2001 и ГОСТ РВ 15.002-2003.
 

*****************

На минувшей неделе по иници­ативе руководства ЗАО «Брян­ский автомобильный завод» со­стоялось техническое совеща­ние.

Были обсуждены военно-тех­нические аспекты применения специальных колесных плат­форм БАЗ в образцах и комплек­сах вооружения, военной и спе­циальной техники, предусмот­ренных Государственной про­граммой вооружений — 2020. В совещании приняли участие разработчики и изготовители этих вооружений и техники, ру­ководители предприятий и уч­реждений оборонно-промыш­ленного комплекса — потреби­телей продукции автозавода, за­казывающих управлений Мино­бороны, Минпромторга, военно- промышленной комиссии при Правительстве РФ.

Журналисты получили воз­можность ознакомиться с рабо­той механического, сварочного и сборочного цехов. Но особый интерес, конечно же, вызвала поездка на полигон, расположен­ный в окрестностях Брянска на берегу Десны.

Было продемонстрировано специальное колёсное трёхос­ное шасси БАЗ-69092. Машина не только легко преодолевала, мягко говоря, неровности на суше, но и забиралась в реку так, что вода достигала уровня стё­кол кабины и полностью скрыва­ла раму, после чего легко выскакивала на песчаный берег. Од­нако ожидаемых острых ощуще­ний не получилось. Даже в таких экстремальных условиях плав­ность хода была выше всяких похвал. Остаётся добавить, что в боевых условиях машина букси­рует многотонные элемент выш­ки локатора или дизель-электро­станцию.

Затем показали так называ­емый автопоезд. В качестве «ло­комотива». тянущего гружёный большегрузный прицеп, высту­пил седельный тягач БАЗ-6402. Машина прошла тем же путём, не ощущая, как выразился пред­седатель Совета директоров БАЗа Александр Елисеев, ни груза, ни препятствий.

 Александра Николаевича об оценке им нынешнего состо­яния завода: - ответ однозначен: «Завод жив, он реально суще­ствует и выпускает продукцию!» У БАЗа сейчас двадцать два партнёра, которые являются по­требителями изделий предпри­ятия или ведут совместные опыт­но-конструкторские работы.Так что любая проблема с автоза­водом, по мнению А.Елисеева, потянет за собой целую цепоч­ку, вплоть до остановки других предприятий. Чтобы этого никог­да не случилось, на следующий день состоялся разговор с кол­легами по всем наболевшим проблемам.

В заключение демонстрации возможностей БАЗовской техни­ки были показаны системы само­погрузки, выгрузки и транспорти­ровки МЛ 6 и МЛ 10, установлен­ные соответственно на трёхос­ном и четырёхосном автомоби­лях. В течение буквально трёх минут две машины выгрузили на землю крытые брезентом плат­формы, сделали круг, вернулись и опять погрузили. «До чего тех­ника дошла!» — так непременно бы воскликнул незабвенный по­чтальон Печкин...

Завершился день почти трёх­часовой пресс-конференцией. Её проводили председатель Со­вета директоров БАЗа Алек­сандр Елисеев, гендиректор БАЗа Александр Шарапов, глав­ный конструктор предприятия Юрий Помазов, и. о. техническо­го директора и главный техно­лог Виталий Сорин, военпред, подполковник Александр Коваль и директор департамента воен­ной и специальной техники Не­зависимой ассоциации машино­строителей Борис Афанасиев.

 Появились стабильные заказы от Минобороны. И ныне работы даже больше, чем в со­стоянии осилить предприятие. На текущий год предполагается по­ставить свыше полутораста шас­си. Подавляющее большинство из них предназначено для воен­ного ведомства. Но это имеет оборотную сторону. Повышение цены на продукцию жёстко рег­ламентируется государством. Разумеется, поставщикам комп­лектующих изделий и энергоно­сителей дела до этого нет. И хотя убытки предприятия в 2012 году уменьшились в разы по сравне­нию с 2011-м, проблема, безус­ловно, требует решения.

После выступления главного конструктора и главного техно­лога были даны ответы на мно­гочисленные вопросы журнали­стов. В частности, представителя «Красной Звезды» интересова­ла минимальная сумма на модер­низацию предприятия. По словам председателя Совета директо­ров, потребуются два-три милли­арда рублей. В этом случае про­изводство шасси можно удвоить.  Таким образом, будет возмож­ность поставлять продукцию и на гражданский рынок, что позво­лит окупить инвестиции. Тем бо­лее что продукция завода вос­требована. А в боевой обстанов­ке, по выражению А.Елисеева, «БАЗовская машина неубиваема». Важно, чтобы в мирной об­становке удалось сохранить «неубиваемую» даже на войне БАЗовскую технику.

Судя по той тревоге, которая звучала в выступлениях участни­ков совещания, и в первую оче­редь заводчан, эта опасность вполне реальна в лице много­численных лоббистов во влия­тельных властных структурах.