Страницаавтомобиль

1907 год Первый автомобиль в Брянске

В ноябре 1907 года от центра до вокзала начал курсировать купленный купцом Ветровым за 12 тысяч рублей заграничный 25-сильный автомобиль. В нём было 21 место для сидения, и ещё 6 пассажиров могли стоять. Стоимость проезда была установлена 15 копеек. И всё же извозничья пролётка ещё была более надёжным средством передвижения, чем диковинный «самодвижущийся обогревающийся вагон на резиновых шинах» [19, с. 60]. Пассажиры охотно пользовались новым видом транспорта, В 1904 году протяжённость всех улиц и переулков составила 34 километра, в том числе мощеных – 7 километров, а тротуаров – только 3,5 километра [76].

От автомобиля купца Ветрова до наших дней

«Для предоставления жителям города, а в особенности детям, учащимся в местных училищах удобной и доступной платы за проезд сообщения я вознаме­рился открыть автомобильное движение между городом и станциями Брянск-Риго-Орловской и Московско-Киевско-Воронежской железных дорог. Пред­полагаемый мною для сего автомобиль на резиновых шинах будет состоять из обогревающегося вагона с сидениями для 21 пассажира. Центральная стоянка его назначается против Покровского собора», — писал брянский купец Иван Иванович Ветров в Брянскую управу.

И вот после переписки и обсуждения с властями он в 1907 году приобрел за двенадцать тысяч рублей заграничный 25-сильный автомобиль. В нем было 21 сидячее место, еще шесть пассажиров могли стоять. Стоимость проезда состав­ляла в те времена 15 копеек. Дети платили поменьше. Жители охотно пользова­лись автомобилем, но не долго. Менее чем через два года рейсы прекратились. На Брянщине ныне проживают более двухсот Ветровых, возможно, и потомки владельца первого автомобиля. Перед Первой мировой войной в Брянском уезде было всего пять легковых автомобилей заграничных марок «Форд», «Лимузин», «Мерседес», владели которыми состоятельные люди. Мотоциклов иностранных марок «Стае», «Дукс», «Пежо» было двенадцать. Главным транспортом оставалась пролетки, телеги, сани. «Когда я сошел утром в Брянске, был такой мороз, что воздух звенел от скрипа сапог. Стужа обволакивала землю цепким дымом. В небе пылало багровым огнем обледенелое солнце. За мной выслали лошадей. В санях лежал тулуп, башлык и рукавицы. Лошади с места взяли вскачь. Мы неслись сре­ди блесткой снеговой пыли сначала по дамбе, потом по Десне. Неистово коло­тились под дугой колокольчики. Вдали на горах мерцал, как игрушка из фольги, старый город в мохнатых узорах из инея и сосулек», — вспоминает К.Г. Паустов­ский в повести «Далекие годы» свой приезд в Брянск в декабре 1909 года.

В 1922 году в Брянске была организована автотранспортная контора. Десять грузовых машин иностранных марок — такова была ее база. Первые автобу­сы «Фиат», «Рено», «Паккард» появились в начале 1927 года. Подчинялась ав­тотранспортная контора горкоммунхозу. Перевозки вначале выполнялись как грузопассажирские. Вскоре они были разделены на пассажирские и грузовые. Создана была «Брянская АТК» при Орловском автоуправлении — предшест­венница Брянской автоколонны № 1403. В ту пору действовало три автобусных маршрута — на Бежицу, Брянск I и Брянск П. Ни о каком расписании речь не велась. До полутора часов занимала поездка в Бежицу, более получаса — до железнодорожного вокзала. В 1940 году автопарк города состоял из пятнадцати автобусов и тридцати шести грузовых автомобилей.

После освобождения Брянщины от оккупантов только в сентябре сорок пя­того вновь было открыто автобусное сообщение. Начали курсировать два авто­буса и три грузовые машины, приспособленные для перевозки пассажиров.

К 1960 году число городских маршрутов составило тринадцать. В 1986 году их количество удвоилось. Протяженность маршрутной городской сети равня­лась без малого двумстам пятидесяти километрам. В автобусном парке было свыше двухсот машин. По Брянску разъезжало четыреста легковых такси.

Ныне сотни «Волг», «Жигулей», «Москвичей» и других марок легковых так­си к услугам горожан. Более тысячи маршрутных такси курсируют более чем на тридцати направлениях. Плюс автобусные и троллейбусные маршруты на сотни километров. Более ста восьмидесяти тысяч различных марок автотранс­порта зарегистрировано на Брянщине в начале 2004 года.

Я. Соколов

Первый пассажирский автобус в Брянске появился в 1907 году. Его выписал из-за границы за 12 тысяч рублей купец Иван Ветров. Судя по документам, это был «самодвижущийся обогревающий вагон» на 21 сидячее место. Из переписки Ветрова с властями известно, что он «вознамерился открыть автомобильное сообщение между городом и станциями Брянск-Риго-Орловской и Московско-Киевско-Воронежской железных дорог для предоставления жителям города, а в особенности учащимся, удобного и доступного по плате проезда».

Это была первая попытка организовать автобусное движение в городе. Почетный архивист Брянска Людмила Осипенко полагает, что купец Ветров был молодым амбициозным человеком, увидевшим авто в столице и пожелавшим сделать такой подарок Брянску. Но дело не пошло. В частности, резко против выступили извозчики: проезд на автобусе стоил втрое дешевле, да и лошади, испугавшись машины, порой сбрасывали своих пассажиров.

Словом, прогрессивный купец Ветров не был понят мещанским обществом Брянска и через некоторое время отказался от своей затеи. Но прогресс нельзя остановить: автобусное сообщение, уже как регулярное, возобновилось в 1920-х годах.

На фото – модель первого автобуса, которая хранится в Брянском краеведческом музее.

Из переписки Ветрова с властями известно, что он «вознамерился открыть автомобильное сообщение между городом и станциями Брянск-Риго-Орловской и Московско-Киевско-Воронежской железных дорог для предоставления жителям города, а в особенности учащимся, удобного и доступного по плате проезда».

Это была первая попытка организовать автобусное движение в городе. Почетный архивист Брянска Людмила Осипенко полагает, что купец Ветров был молодым амбициозным человеком, увидевшим авто в столице и пожелавшим сделать такой подарок Брянску. Но дело не пошло. В частности, резко против выступили извозчики: проезд на автобусе стоил втрое дешевле, да и лошади, испугавшись машины, порой сбрасывали своих пассажиров.

Словом, прогрессивный купец Ветров не был понят мещанским обществом Брянска и через некоторое время отказался от своей затеи. Но прогресс нельзя остановить: автобусное сообщение, уже как регулярное, возобновилось в 1920-х годах.

На фото – модель первого автобуса, которая хранится в Брянском краеведческом музее.