Архитектура Брянска
В послевоенные годы Брянск был в числе пятнадцати древних русских городов, подлежащих первоочередному восстановлению. Тогда, как помнят старожилы, правительством был утвержден генеральный план Брянска и Бежицы, который предусматривал возможность их соединения и учитывал (как, впрочем, было и в довоенных разработках 1929 и 1933 гг.) основные идеи, заложенные в «Регулярных планах и прожектах городу Брянску» конца XVII — начала XIX веков. План развивал исторические традиции застройки в новых условиях.
Градостроительная дисциплина в те годы высоко осознавалась и обеспечивала воплощение генплана города в конкретной застройке. Это позволило менее чем за две пятилетки воссоздать на новой основе и в увеличенном объеме потери военных лет, закрепить новыми капитальными зданиями исторически сложившуюся планировку всех районов, наметить масштаб и характер застройки общественных центров и систему общегородского центра в Советском районе, заложить основу будущих архитектурных ансамблей города.
Наступивший с середины 1950-х годов новый этап широкомасштабного массового жилищного строительства, создание мощной индустриальной базы для его обеспечения вызвали переориентацию направленности архитектуры от освоения классического наследия к разработке типовых проектов. С самого начала индустриальный поток решительно избавился от архитектуры, и на многие годы ее идейно-художественная сторона была отвергнута. Отсюда та унылая серость и однообразие районов жилой застройки, о которых с горечью пишут многие авторы, отсюда и потеря индивидуального лица города.
У архитекторов, правда, оставалась возможность добиваться более высокой эстетики путем выразительного размещения зданий, использования рельефа местности, разумного сохранения природного ландшафта. Но вместо этого — непродуманный выбор строительных площадок по волевым решениям руководства горисполкома и других инстанций, под давлением «именитых» застройщиков, требовавших себе лучшие места для своего ординарного строительства. К тому же за последнюю четверть века управление главного архитектора города возглавлялось людьми, не проявившими себя в творческой градостроительной практике, не знакомыми с историей Брянска. Они только и делали, что никому не мешали. Тем самым помешали городу получить продуманное, основанное на вековых традициях, увязанное с историческим ландшафтом художественно-выразительное индивидуальное лицо.
Размещение строительства и проекты не обсуждались архитектурной общественностью, не говоря уже об общественности в широком плане. Эскизы застройки визировались единолично главным архитектором города, и после этого начиналась «привязка» домов. В ходе строительства менялись
первоначальные наметки, и проект если и содержал некое рациональное зерно, его утрачивал. Так было, скажем, с застройкой квартала № 65 по улице Емлютина, так было и в других местах. Примитивная застройка самых ценных для облика Советского района территорий объясняется отсутствием детальных проектов. Градостроительным ляпсусом выглядит набережная от площади Дружбы до Фокинского моста. Речной фасад древнего города обезображен бездумной застройкой разновеликими домами, поставленными как попало. Когда-то всемирно знаменитый архитектор Ф.Л. Райт сказал, что врач хоронит свои ошибки, архитектору не остается ничего другого, как прикрыть свои ошибки вьющимися растениями. На нашей набережной даже и этого нельзя сделать!
Практика «штучной» застройки с применением типовых жилых домов убогой архитектуры сильно повредила облику древнего города. Не терпелось застроить ключевые в городском ландшафте места. И... результат виден на площадях Ленина, Комсомольской и Партизан, в застройке бровок оврагов, многих центральных улиц. Овраги с их рельефом и историческим зеленым пейзажем — это и существующая, и потенциальная красота Брянска. Непонятная недооценка этого фактора — главное упущение в формировании эстетически своеобразного лица города.
Улицы Грибоедова и Пролетарская, Топальская и Пятницкая должны проектироваться как эспланады с односторонней застройкой. Казалось бы, пришло время глубоко эшелонированных интерьеров города с акцентами повышенной этажности, с паузами между зданиями, заполненными «переливающейся» зеленью Судков в открытые внутриквартальные пространства, с композиционными узлами высоких, выразительных своим индивидуальным обликом зданий, расположенных в хорошо найденном ритме, на выигрышных местах как кульминационные вершины крупных ансамблей. Но этого нет. Почти все высотные акценты в городе расположены на случайных местах.
Несколько лет назад на страницах «Брянского рабочего» главный архитектор института «Брянскгражданпроект» Ю.И. Тарабрин поставил чуть ли не основной задачей застройку разрывов между домами с целью создания сплошного фронта зданий вдоль улиц. Как выглядит такой «фронт», видно по осуществленному фрагменту его в начале улицы Грибоедова. Немыслимо связать в единую, художественно оправданную композицию ранее построенные разновысотные, с несовпадающими уровнями этажей почти одинаково безликие дома, механически соединив их вставками. Разрывы междудомами открывали дворовые сады, смягчали примитивизм архитектуры, т.е. в какой-то мере выполняли роль «вьющихся растений». Проектные заготовки застройки разрывов еще лежат на полках в институте. Надо, чтобы они там и остались.
Положительные решения по застройке новых микрорайонов у нас есть. Об одном из них рассказала в «Брянском рабочем» архитектор ТВ. Крылова — автор проектов двух частей микрорайона «Московский» на левом берегу Десны в Бежицком районе. Здесь должна быть создана вполне современная
градостроительная панорама, которая значительно улучшит лицо района свободным сочетанием высотных и пятиэтажных жилых домов с низкими зданиями обслуживания, своеобразным обликом общественных зданий с озеленением, спортивными сооружениями, тактично расположенными на пойме реки и органично соединяющими старый город с природой, рекой. Надо только строго и принципиально соблюдать принятое проектное решение! Надо прислушаться к важному пожеланию автора проекта о согласовании архитектурных решений двух сторон улицы и здесь, и в других местах города, что обычно не делается в ущерб целостности композиции застройки.
Наиболее сложной и деликатной задачей является упорядоченность застройки общегородского центра, т.е. исторической территории между Судками, от улицы Калинина до проспекта Ленина. При этом будет заменен новым ветхий жилой фонд. Это места сохранившейся рядовой застройки, характеризующей облик старого Брянска. Велик соблазн уничтожить его. Но что останется свидетельством древности города?
Необходим детальный проект. В реконструируемой зоне разрушаются памятники архитектуры и их историческая градостроительная и архитектурная среда, которая проектом охранных зон и зон регулирования застройки рекомендована к сохранению.
Проекты новых зданий для этой зоны должны быть принципиально рассмотрены. Следует добиваться того, чтобы новое органично вплеталось в историческую канву. Надо стремиться к тому, чтобы старый город был представлен в составе современного Брянска крупными комплексами памятников архитектуры, связанных воедино исторической застройкой. Логически вытекает предположение о создании историко-культурной и архитектурной зоны «Древний Брянск». В основе ее должна быть центральная часть бывшей главной улицы Большой Московской (ныне улица Калинина), связанной с Покровский и Петровской горами, с небольшим кварталом между улицей Энергетической и Калинина, с застройкой XVIII — начала XX веков обеих сторон этих улиц и фрагментом прибрежной полосы, с сохранением памятников архитектуры, вехами веков стоящих далее по улице Калинина. Названный квартал старинной застройки может быть превращен в квартал старого города. Его зданиям следует возвратить первоначальный облик путем реставрации и устранения позднейших искажений. В этих зданиях, а также в домах других сторон улиц Энергетической и Калинина после реставрации и реконструкции можно разместить наиболее подходящие учреждения культурного обслуживания «исторического» назначения: антикварные, сувенирные, старокнижные магазины, мастерские ремесел и прикладного искусства, небольшие выставочные залы, клубы по интересам и т.п. Некоторые здания противоположной стороны улицы Калинина, бывшие некогда городскими усадьбами со спускающимися к Десне садами, могли бы быть воссозданы для отдыха людей на природе. Пока город не имеет свободного открытого выхода к реке, на которой стоит.
Поддерживаю предложение А.А. Зеленова о создании дежурной генеральной схемы сохранения экологической среды. Напомню, однако, что более четверти века назад такая схема, а точнее, генплан озеленения Брянска, разработанный московским «Коммунпроектом», пролежал весь свой проектный срок на полках горкомхоза и управления городской архитектуры без попыток его осуществления.
Количество парков, скверов и другого озеленения из пятилетки в пятилетку растет...на бумаге отчетов. В натуре оно неуклонно убывает. Исчез Княжий клин — историческая роща у Лесных сараев. Урезается под застройку лесопарковая часть парка у Селецкой балки в парке имени 1000-летия Брянска. Сократится скоро до нуля дубрава в «Соловьях». Утрачен дендросад в районе Комсомольской рощи. Убывает площадь парка имени Пушкина — остаток древнего Брянского леса... Юбилейные скверы-пятачки — лишь символическая компенсация этих утрат, не решающая проблемы озеленения.
Советский район, как и город в целом, нуждается в осуществлении крупномасштабных зеленых устройств. А параллельно надо озеленять и более мелкие территории и участки, вплоть до «скверов одного дерева» на свободных участках, порой неоправданно залитых асфальтом или пребывающих в бесхозном состоянии. Детальные проекты их устройства нужны сегодня, сейчас. Чтобы при любой возможности постепенно можно было их осуществить хотя бы в дни массовых субботников, которые в плане благоустройства мы сводим к сбору мусора.
Необходимость иметь проекты вряд ли следует доказывать. Когда выходят люди с лопатами, они должны знать, где и что копать, чтобы получить продуманно хорошее, красивое, но проектные институты могут выполнить лишь основные, крупные работы. Более частные вопросы следует решать другим. Кому?
В Брянске работают шестьдесят архитекторов, в большинстве своем молодых. Но их пока не видно. И представляется целесообразным организовать брянский «Архпроект» — творческую кооперативно-хозрасчетную группу, которая дала бы возможность молодым архитекторам включиться в разработку тех проектов, о которых сказано выше.
И еще. В Брянске должен кто-то руководить и следить за сохранением, реставрацией, реконструкцией и современным использованием памятников и исторической застройки. Примеров пагубного отсутствия такого надзора сколько угодно. Сносятся или переделываются старые здания, подлежащие сохранению и реставрации, около памятников истории и культуры возводятся дисгармоничные здания (жилой дом с безобразно оголенным нелепым сквером перед могилой И.И. Фокина на улице Калинина), искажаются самодеятельной, безграмотной «реставрацией» даже сами памятники архитектуры (Троицкая церковь на улице Делегатской). При ремонтах фасадов сбиваются «лишние», по мнению завхозов, архитектурные детали (кинотеатр «Октябрь» и др). На балконах сооружаются самодельные будки, ухудшающие и без того лапидарные облики новых домов.
Все это говорит о том, что при управлении главного архитектора или в городском отделе культуры пора иметь штатного инспектора по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры. Нужно создать общественную комиссию, которая бы гласно, научно обоснованно решала вопросы проектных историко-градостроительных исследований, дальнейшего существования, сохранения или сноса исторических зданий. В институте «Брянскгражданпроект» и, возможно, в «Коммунпроекте» хорошо бы иметь архитектора-реставратора со специальной подготовкой.
Сохранение исторического облика тысячелетнего Брянска требует трудов и средств. Любовь к родному городу, ответственность перед поколениями — дороже.