Архитектура Брянского края в XVIII веке
Восьмерик
XVIII век стал эпохой расцвета русской архитектуры. В начале века была проведена реформа строительного дела, которая в Брянском крае воплотилась в новых сооружениях: административных зданиях, Брянских верфях и Арсенале, фабриках и, конечно же, храмах и монастырях.
По-прежнему основным строительным материалом оставалось дерево. Из него сооружали простые по объемной композиции храмы. Деревянных церквей больше всего сохранилось на юго-западе края. Они похожи на храмы Левобережной Украины: трехсрубные, вытянутые по продольной оси и пятисрубные в форме креста.
Отличительной особенностью исключительно живописных построек являлись высокие основные срубы, завершенные грушевидными или шатровыми кровлями с восьмериками и фигурными головами над ними. Великолепный памятник, знаменующий расцвет украинского барокко, - церковь в селе Новый Ропск (ныне Кли-мовского района), построенная в 1732 году.
Спасо-Преображенский монастырь
Покровский собор в Брянске
Менее совершенны по формам церкви в селах Красный Рог (Почеп-ский район, 1772 г.) и Бобрик (Погарский район, 1720 г.).
На северо-востоке края деревянное зодчество развивалось в рамках общерусской традиции. Это церкви в Дубровке (1711 г.), Пушкине (1719-1720 гг.), Высокоселище (1761 г.), Могилевцах (1761 г.), Курове (1767 г.).
В начале XVIII века в Брянском крае наряду с деревянным широкое распространение получает каменное строительство. Главными центрами строительства были города Брянск, Стародуб и Севск, а также монастыри. Брянск всей своей строительно-архитектурной деятельностью был связан с Москвой.
Стародуб, крупнейший город юго-запада края, стал одним из проводников украинских архитектурных влияний. Стародубские храмы, особенно утраченная церковь Рождества Иоанна Предтечи 1720 года, образовывали особую разновидность украинского зодчества.
Обширное строительство в Брянске, Севске и других городах северовосточной части края, осуществлявшиеся по заказу местной знати, духовенства и купечества, направлялось московскими архитекторами. Строительство велось подрядным способом, с привлечением опытных мастеров из других русских городов.
Так, Знаменская церковь в Севске, первый каменный храм в городе, в начале века была построена по чертежам крупного московского зодчего Осипа Старцева артелью московских каменщиков.
Иногда храмы строили двухэтажными и завершали пятиглавием, сориентированным по сторонам света (Покровский собор в Брянске).
Радогощь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Период 1730-х - 1780-х годах в зодчестве Брянского края характеризуется развитием стиля барокко. Продолжается интенсивное строительство гражданских и церковных зданий.
Первыми постройками в стиле раннего классицизма были собор и дворец Разумовского в Почепе (не сохранился), сооруженный для гетмана в 1760-х - 1780-х годах по проекту петербургского архитектора Ж. Б. В аллеи-Деламота местным архитектором А.Г. Яновским.
Особенно оригинальна церковь в селе Радогощь (1787 г.) ныне Ко-маричского района.
В последней четверти века продолжает существовать сложившийся ранее тип храма - восьмерик на четверике, получивший, однако, новую, более строгую архитектурную форму фасадов с античными колоннами. Такова, например, четырехлепестковая в плане церковь Троицы в Погаре (2-я половина XVIII века).