Алексей Константинович. Брянск.
Любовь к Родине делала всех русских поэтов и писателей сильнее в нравственном отношении, крепче характером, глубже и серьезнее с профессиональной точки зрения. Укрепляя чувство родолюбия к своему народу, она вместе с тем проявляла заботу обо всем человечестве, а последний фактор и есть, что называется, «загадочность русской души».
В ряду досточтимых имен поэтов-классиков, просиявших на русском Парнасе, имя А.К.Толстого (1817-1875), выдающегося русского поэта, драматурга и прозаика, не стало исключением. В своем стихотворении «Прозрачных облаков спокойное движенье», написанном незадолго до кончины, он, с тревогой размышляя о пройденном творческом пути, как бы обращается к нам и наставляет с отеческой любовью:
Проверь, усердно ли ее святое семя
Ты в борозды бросал, оставленные всеми,
По совести ль тобой задача свершена
И жатва дней твоих обильна иль скудна?
Как трогателен, глубок и благороден этот вздох совестливого наставника-вопрошателя! А время уже давно рассудило, что «жатва дней» замечательного русского художника слова была обильной, и это несмотря на то, что прожил он не так уж и много.
А.К.Толстой — поэт христоматийный в прямом и лучшем смысле этого слова. С его произведениями мы встречаемся в раннем детстве на страницах букваря:
Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печет,
Летают и пляшут стрекозы,
Веселый ведут хоровод.
Еще раньше, не умея еще читать, заучиваем с голоса матери волшебные строки, пробуждающие в душе светлую радость познания родной русской природы:
Колокольчики мои,
Цветки степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые ?..
Вступив в юность, читаем роман «Князь Серебряный», не потерявший для нас своего воспитательного значения, наслаждаемся светлой и нежной любовной лирикой «То было раннею весной...». Возмужав, для постижения родной истории отправляемся в театр на спектакль «Царь Федор Иоаннович», над которым драматург А.К.Толстой работал в своем имении Красный Рог на Черниговщине (ныне Брянщина).
Не следует упускать из виду и такой факт, что именно эта вторая драма из знаменитой толстовской драматической трилогии, одна из любимейших из всего, что им было написано для театральных постановок, была запрещена цензурой. И только спустя 30 лет была поставлена (в качестве премьерного спектакля) в 1898 году на знаменитой сцене МХАТа великим К.С.Станиславским.
Творчество А.К.Толстого никогда не вызывало у критики особенно восторженных откликов и оценок. Его произведения просто любили, то есть ими жили. А о любви не принято кричать, ею вдохновляются на великие дела и свершения, подобно «королю поэзии» И.Северянину, знавшему своего любимого поэта графа А.К.Толстого «от доски до доски» и сотворившему под впечатлением стихотворения «Ты знаешь край, где все обильем дышит?» свое видение реалий русской народной жизни:
..Л знаешь край, где хижины убоги, Где голод шлет людей на тяжкий грех, Где вечно скорбь, где лица вечно строги, Где отзвучал давно здоровый смех И где ни школ, ни доктора, ни книги, Но где—вино, убийство и ...вериги?..
Наш «второй граф Толстой» (И.Бунин) как поэт — натура в высшей степени гармоничная. Ум Алексея Константиновича светлый, с органической любовью ко всему истинно прекрасному. Стихотворные строки его поражали до слез своей музыкальностью гения русской музыкальной культуры П.И.Чайковского. Из письма П.И.Чайковского к Н.Ф.фон Мекк: «Толстой — неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов».
Алексей Константинович — величайший идеалист, какого только знала русская литература, прекрасный переводчик Гете и Гейне, других иностранных поэтов. Друг Ф.Листа, положившего на музыку два его стихотворения.
Знаменитость, богатство, мужская стать (внешность), отменное воспитание не мешали ему быть со всеми открытым, участливым и сострадательным. Он помог в освобождении И.С.Тургенева от ссылки в Спасское-Лутовиново за некролог по поводу смерти Н.В.Гоголя (1852).
За границей и в Петербурге, в усадьбах Пустынька под Петербургом и в Красном Роге на Черниговщине — везде ему было уютно, спокойно и привольно. Граф А.К.Тол- стой не искал для себя идеальных условий и удобств, равно как и высокого положения в жизни современного ему общества. Близость ко двору императора Александра II и дружба с августейшей семьей не усыпляла его и не обольщала. У него всегда присутствовала неодолимая потребность уйти в какую-то простоту жизни из сложной и неприятной для него великосветской обстановки, о чем он образно и прямо мог сказать в одном из своих писем другу: «Цепи — всегда цепи, даже если цепи из цветов».
Венец поэтического и жизненного исповедания А.К.Толстого, конечно же, его «Иоанн Дамаскин». В этой поэме весь спектр мировоззрения и умозаключения «державшего стяг во имя красоты» на жизнь, какая она есть и какой должна быть. И этот «богословский» (по Н.Котляревскому) трактат-шедевр оттого так удался Толстому, писал о нем Н.С.Лесков, посвятивший графу роман «Соборяне», что «в сущности все, о чем писал в ней поэт, он писал о себе».
Из русских мыслителей только один Владимир Соловьев, неоднократно посещавший Красный Рог, мог с большой любовью сказать как о «поэте мысли воинствующей» — ибо сам был таким же поэтом и воином за правду и красоту небесную среди неправды человеческой на земле.
В одном из своих писем А.К. Толстой писал:
«Истинное, вечное, абсолютное, что не зависит ни от века, ни от моды, ни от влияния... Этому я отдаюсь всецело... Да здравствует абсолютное!..»
Этому символу веры и служению красоте и правде наш поэт был верен всегда.
И в заключение всего скажем — в надежде быть услышанными. До юбилея поэта в 2017 году осталось всего ничего. Сегодня у нас появилась прекрасная возможность воздать должное большому поэту и патриоту, вернуть ему наши долги: поставить памятник и восстановить толстовскую усадьбу Красный Рог в Брянской области, вызволив ее из небытия, и возгордиться тем, что мы «не Иваны, не помнящие своего родства». Ибо сегодня уж больно тревожно, так как появилось много травы забвения, по которой миллионы русских людей идут в поиске обогащающих встреч с родным прошлым.