1922 год Аэропорт старый и новый Брянск
Вечером «при ясной и тихой погоде и при большом стечении публики» в воздух на короткое время поднялся авиатор Кузминский — так сообщалось в печати о первом демонстрационном полете самолета 20 мая 1912 года в Брянске. Однако приземление оказалось неудачным. Летательный аппарат угодил в канаву и был поврежден.
В годы Первой мировой войны 1914-1918 годов, когда фронт приблизился к Брянщине, в Брянске размещалось немало воинских частей, в том числе и авиационная рота.
В двадцатых годах авиация быстро развивалась. Весной 1922 года брянцы создали фонд на постройку самолета. Год спустя возникло отделение «Общество друзей воздушного флота». Оно быстро росло. Желающие могли полетать на самолете, который поднимал в воздух летчик Макаров. В декабре 1924 года состоялся перелет Москва — Брянск. Прилетевший из столицы самолет приземлился на заснеженном лугу за Десной, напротив нынешнего АО «Брянский Арсенал». А вскоре началось строительство аэродрома. Решением губернского исполкома в середине тридцатых годов между Брянском и селом Городище было отведено место до двухсот гектаров под строительство аэродрома. Сооружался он как военный.
Различные авиачасти базировались в Брянске. У каждой из них своя боевая история.
«На этом аэродроме, основанном в 1925 году, проходили службу многие известные военные летчики.
В 1928-1929 годах здесь служил прославленный летчик В.П. Чкалов.
В 1936-1938 годах тринадцать летных экипажей добровольно выехали и сражались в небе республиканской Испании, проявляя мужество и отвагу, а десять из них за героизм в боях против объединенных сил фашизма удостоены высокого звания Героя Советского Союза: Баланов Н.Ф., Бочаров В.М., Денисов СП., Колесников К.И., Лакеев И А., Осипенко А.С., Тархов С.Ф., Хованский И.Л., Черных С.А., Шевцов П.Ф.
В 1941-1945 годах военные авиаотряды из Брянска героически громили врага на фронтах Великой Отечественной войны».
Такова надпись на мемориальной доске на здании бывшего Брянского аэропорта. Ныне здесь размещается один из факультетов Брянского университета имени И.Г. Петровского.
Военный аэродром после Отечественной войны был передан местным властям. С его летного поля стали взлетать самолеты гражданской авиации. В шестидесятые годы они доставляли пассажиров во многие районы Брянщины, другие города. Самолеты использовали и в сельском хозяйстве.
В начале восьмидесятых годов Брянский аэропорт освоил эксплуатацию газотурбинных самолетов Як-40. Были дополнительно открыты новые воздушные линии из Брянска в Сочи, Минеральные Воды, Симферополь, Ленинград, Ригу... За 1973-1974 годы брянские самолеты перевезли 287 тысяч пассажиров. Позднее авиаторы совершали прямые рейсы в двадцать пять городов страны.
Брянск бурно развивался. Аэропорт фактически оказался в центре города. Он создавал, реальную угрозу безопасности жизни населения. Зажатый в тисках расширяющихся микрорайонов, аэропорт не имел перспективы. Он мог принимать самолеты 3-го класса — Як-40 и Ан-24 — весом до двадцати тонн.
Не раз местные власти, руководство авиаотряда ставили вопрос о переносе аэропорта. Не так-то просто было решить эту проблему. Требовались большие затраты. Наконец было принято решение «на высшем уровне».
Летом 1987 года на месте будущего аэропорта еще зеленело обычное поле. Однако вскоре здесь появились строители, мощная техника. Активно начались работы. Прошли годы... И вот 8 декабря 1994 года в 15 часов 43 минуты навсегда погасли огни старого аэропорта в центре города. За пару десятков километров от него засияла дорожка новой взлетно-посадочной полосы. На следующий день с нового аэродрома в воздух поднялся первый самолет. Пока он выполнял технический рейс.
Новый Брянский аэропорт проектировался много лет назад как аэропорт местных воздушных линий для самолетов типа Як-42 весом в 61 тонну. Выгодное геополитическое положение сразу же отразилось на работе нового аэропорта. Через него проходит международная воздушная трасса R-22, соединяющая Москву с Киевом, Западной Европой, Ближним Востоком, Северной Африкой. В сентябре 1995 года распоряжением Правительства России Брянскому аэропорту присвоен статус международного. Взлетно-посадочную полосу необходимо было удлинить на триста метров. И это было сделано. 16 сентября 1998 года здесь впервые произвел посадку самолет Ту-154. Начались регулярные рейсы самолетов Ил-76 грузоподъемностью до двухсот тонн и ТУ-154, рассчитанных на 170 человек. Пассажирские и грузовые перевозки совершались в Турцию, Болгарию, Италию, были приняты первые рейсы из Америки, Кореи, Китая...
Аэропорт — воздушный порт. «Аэро» — по-гречески воздух. «Порт» в переводе с французского — место для стоянки и ремонта судов, а также для погру-зочно-разгрузочных операций.
Новый аэропорт в Брянске имеет большое значение для развития области и России на юго-западном направлении. Как сложится в дальнейшем его будущее?
Я. Соколов