СтраницаАбашевская

Абашевская культура. Брянщина.

Во второй четверти II тысячелетия до нашей эры по огромной территории - от левого берега Десны до Урала расселились сформировавшиеся на Среднем Дону племена. Их следы получили название «абашевская культура» по селу Абашево в Чувашии, где рас­копан один из курганных могиль­ников. У «абашевцев», как и у из­вестных нам «среднеднепровцев», были общие предки - древнейшие индоевропейцы.

Поселки абашевской культуры, стоявшие по берегам рек, состояли из столбовых полуземлянок с двух-и четырехскатными крышами, кры­тыми камышом. В каждом жили­ще было по нескольку помещений, вполне возможно, что каждое пред­назначалось для отдельной семьи. Таким было, например, поселение, раскопанное археологом В.Н. Гурья­новым у села Хизовка (Дятьковский район) и поселения на Неруссе. Хозяйство основывалось на коневодстве и разведении крупного рогатого скота. Земледе­лие носило подчиненный характер, так же, как охота и рыболовство. Наличие костяных псалиев (деталей конской упряжи, крепившихся к удилам, располагавшимся во рту лошади и служивших для управления) свидетельствует о том, что «абашевцы» первыми в Восточной Европе исполь­зовали колесницы, запряженные лошадьми. Сейчас известно, что колесница была изобретена в южном Приуралье около четырёх тысячелетий назад. Оттуда техническое новшество распро­странялось по всему Старому Свету вплоть до Египта, Китая и Британских островов. Колесни­цы были не только транспортом, но и грозными боевыми машинами. При этом «абашевцы» не умели ездить верхом.

«Абашевцы», получив знания от «сейминцев», создали высокоразвитую для своего време­ни металлургию и металлообработку. Поскольку им стали известны источники меди на Урале, появилась возможность не зависеть от соседей, торговавших медью и бронзой с Кавказа, Кар­пат и Балкан. Собственное производство привело к созданию вещей, похожих на «сейминские». Это, во-первых, оружие: вислообушные топоры, применявшиеся как в бою, так и для корчевки леса, наконечники копий, кинжалы. Во-вторых - орудия производства: плоские топоры-тёсла, серпы, ножи, шилья. Встречаются рыболовные крючки. Велись на поселениях обработка камня, кости, рога, выделка кож.

Самый многочисленный материал, получаемый при раскопках - керамика. Из теста с до­бавлением толченой ракушки делали глиняные ленты, из них лепили сосуд. Слабый обжиг производился прямо в костре. Стенки горшков, банок, мисок, чаш были грубые, толщиной в сантиметр и более. Горшки имели форму перевернутого колокола. Основной орнамент - про­черченные линии: параллельные либо образующие ёлочки, паркет, зигзаг.

Погребальный обряд предусматривал захоронение под курганом, в могильной яме с дере­вянными конструкциями и перекрытием. Умерший лежал на спине, вытянув ноги. Голова обыч­но была обращена на северо-восток - в сторону земель, ставших прародиной племени. В по­следний путь его сопровождали посуда с пищей, орудия труда, оружие. Сосуды часто помещали не только с покойным в могиле, но и на перекрытии или рядом с ней. Погребальный инвентарь деснинских абашевцев - а их могильники найдены у сёл Салтановка на Навле и Дятьковичи и Немеричи в Жуковском районе - не позволяет говорить о расслоении на богатых и бедных. Это была окраина «абашевского мира». Лишь на Дону - в центре племенной территории - обна­ружены захоронения военной и жреческой элиты, в которых находят знаки власти (каменные булавы и жезлы с костяными навершиями), оружие, остатки колесниц и принесенных в жертву животных.

Судьбу «абашевцев», пытавшихся «вклиниться» в брянские леса, решила их малочислен­ность и малая пригодность лесов для привычного для них пастушеского скотоводства и пере­движения на колесницах. Пришлые скотоводы были поглощены местным населением. А судьба «абашевцев» на остальной их территории связана с ираноязычными создателями так называ­емой срубной культуры, также постепенно их поглотившей. «Срубники» стали истоком многих народов Евразии. Нам известно имя народа, материальные следы которого археологам извест­ны как поздний этап срубной общности: киммерийцы - воинственный народ, уже упомянутый в древних письменных источниках, включая «Историю» Геродота.

Абашевские костяные псалии и колесница. На карте показана (красным цветом) территория изобретения колесницы и далее разными цветами с проставленными датами (годы до нашей эры) – её распространение по территории Старого Света.